Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
Маркетинговая деятельность фокусируется на нескольких важных задач:
1) Создание конкурентоспособного продукта.
2) Гибкая ценовая политика.
3) Эффективная система сбыта.
4) Продвижение товаров и услуг на рынке.
Маркетинговая деятельность считается ведущей ролью в организации, так как она отвечает за требования к качеству и жизненный цикл продукции.
Виды маркетинговой деятельности:
1) Продуктовый маркетинг - делает акцент на технологию и спрос потребителя. В продуктовом маркетинге главная цель - это качество товара.
2) Производственный маркетинг - уделяет внимание эффективности и издержкам производства, а так же способам их снизить. Производственный маркетинг направлен на выпуск продукции и ее спрос в данный момент, сумму которую покупатель готов заплатить за продукт.
3) Сбытовой маркетинг - ориентирован на быстрое обновление ассортимента и ускорение товарооборота.
Проводится анализ платежеспособности, сколько клиент может отдать за данный товар, тем самым это позволит получить большую выручку от продаж.
4) Маркетинг потребительского спроса - проводятся исследования на удовлетворение потребительского спроса, а так же на разные потребности потребителей и на их изменения. В ходе этих исследовании организация быстро адаптируется под потребительский спрос и если нужно, то меняет продукцию.
Финансовый результат: всегда выражается в денежной форме, направлен на получение прибыли и уровнем рентабельности.
Основные цели и задачи финансового результата[6]:
Целями проведения анализа финансовых результатов выступают: своевременное обеспечение руководства предприятия и его финансово - экономических служб данными, позволяющими сформировать объективное суждение о результатах деятельности предприятия в различных сферах хозяйствования за отчетный год в сравнении с предыдущим годом, рядом прошедших финансовых периодов, с бизнес - планом, результатами деятельности других предприятий; выявление факторов, действие которых привело к изменению показателей финансовых результатов и резервов роста прибыли; разработка мероприятий по максимизации прибыли предприятия; разработка предложений по использованию прибыли предприятия после налогообложения.
Таким образом, с помощью стратегического планирования можно установить направление для дальнейшего развития предприятия, но главный вопрос, который решается с помощью стратегического планирования – это выявление будущих возможностей и рисков для предприятия. В связи с этим в стратегическом плане следует определить такое направление политики предприятия, которое обеспечит в последующие периоды абсолютное использование шансов, а также защиту от рисков.
1.2. Анализ внешней среды предприятия
Внешняя среда - это те факторы, которые возникают в условиях окружающей среды, оказывают влияние на фирму и непосредственно находятся вне организации. Внешняя среда дает организации необходимые ресурсы для успешного функционирования и поддержания потенциала фирмы.
Фирма - это открытая система, которая зависит от ресурсов, энергии, а также потребителей и поставок. Руководитель должен контролировать связь, так как фирма полностью взаимодействует с внешней средой и отдает продукты своей деятельности. Разрыв взаимодействия с внешней средой считается гибелью для организации.
Основные 4 элемента внешней среды[7]:
1) Сложность - число факторов, которые влияют на организацию.
Сложность - элемент, характеризующий количество факторов внешней среды и связью между ними. Организация должна учитывать их влияние на свою деятельность.
Существует гомогенная внешняя среда - другими словами однородность и схожесть с целями, намерениями и структурами, одинаковыми сферами деятельности. Гетерогенная внешняя среда или разнородность,
характеризующая производством разных продуктов и стремящаяся к разным целям и имеющая разные структуры. В отличии от гетерогенной гомогенная среда намного проще и ее сложность гораздо ниже. Для руководителя эта среда более предсказуема и упрощает принятие каких либо управленческих решений.
Единичность и множественность факторов влияющих на организацию - количество важных объектов и их связей с организацией.
Сложность этих факторов состоит в том, что организация не просто имеет дело с большим количеством, но и должна учитывать все связи между компаниями.
2) Взаимосвязанность - как влияние одних факторов сказывается на изменениях других факторов и насколько эти изменения могут повлиять.
Изменение одного фактора определяется, с какой силой воздействуют изменения на другие факторы. Взаимосвязанность является базовой характеристикой, которая показывает связь между другими структурами внешней среды и между этими структурами.
Независимость / зависимость показывает — насколько организация имеет прочные связи с внешней средой.
Изоляция - показатель, который указывает на связи между структурами во внешней среде. В изолированной среде, организация имеет неустойчивые связи с другими субъектами, либо совсем не связана с ними.
Организации обычно имеет взаимосвязи с партнерами, клиентами, поставщиками, потребителями и конкурентами. Организация всегда старается добиться независимости, особенно во время кризисов с внешней средой. Получение независимости это возможность получения большей воли, свободы, увеличение объема продаж и расширение рынка.
3) Неопределенность - насколько организация владеет информацией об окружающей среде и уверенна в ней, точна ли это информация.
Недостаточное владение информации усиливает риски и провал всей организации. Если информации не достаточно и уверенности в ней мало, то внешняя среда становится неопределенной, чем, если бы организация владела полной информацией и считала бы ее надежной.
Низкая неопределенность = простая + стабильная. Несколько подразделений в организации, небольшое количество компонентов во внешней среде и схожесть между ними. Они не изменяются, либо меняются медленно (например: производство продуктов питания)[8].
Умеренно - низкая неопределенность = сложная + стабильная. Большое количество факторов влияющие на организацию, большое количество компонентов во внешней среде и компоненты не похожи друг на друга. Так же как и в низкой неопределенности компоненты меняются медленно, либо неизменны (пример: институты, университеты).
Умеренно - высокая неопределенность = простая + нестабильная. Небольшое количество компонентов внешней среды, схожесть между ними. Структура ограничена, компоненты меняются часто, быстро и непредсказуемо (пример: производство игрушек и модной одежды).
Высокая неопределенность = сложная + нестабильная. Большое количество компонентов внешней среды, они не схожи между собой. Они меняются часто и непредсказуемо, резко реагируют на деятельность организации (пример: нефтяная промышленность, телекоммуникации).
4) Изменчивость - насколько подвижно происходят изменения во внешней среде.
Для организации важны устойчивые связи с внешней средой и получение долговременных целей. Если присутствует сложность и высокая подвижность внешней среды, то для решения этих проблем руководители фирмы должны опираться на различную информацию и даже изменять собственные приоритеты, а в некоторых случаях чтобы принимать успешные решения, следует пересмотреть свою систему ценностей и культуру организации.
В условиях быстрой изменчивости внешней среды нужно всегда базироваться на постоянное обновление данных, их анализе и поиске новых подходов и стратегий. Эти знания дают возможность адекватно принимать решения, а также помогут избежать раскола организации.
Вариабельность (стабильность) - показатель скорости всех изменении в окружающей среде. Стабильная среда соответствует жестким правилам и связям и своей культурой внутри организации, которая стремится к долговременным связям с окружающей средой.
Вариабельность большое количество изменений во внешней среде. Вербальная внешняя среда в первую очередь сказывается на краткосрочные цели и на достижение ближайших результатов[9].
Все элементы внешней среды описывают факторы прямого и косвенного воздействия и поэтому их можно разделить на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия.
К фактором прямого воздействия непосредственно относятся:
- конкуренты;
- потребители;
- законы и государственные органы;
- поставщики.
Факторами прямого воздействия обычно называют деловым окружением организации. Оно влияет на деятельность конкретной организации.
1) Поставщики - являются другие организации, обеспечивающие ресурсами, материалами, оборудованием и энергией, для производства товаров и услуг.
Связь между поставщиками и организациями, которые обеспечивают ввод ресурсов это один из наиболее важных элементов прямого воздействия, так как влияет на успешность деятельности организации.
Иностранные поставщики куда более выгоднее с точки зрения цен, количества и качества, но в то же время считаются опасными, так как
усиливается фактор изменчивости внешней среды, появляется политическая нестабильность и колебания в обмене курсов.
Поставщики делятся на группы:
- поставщики капитала;
- трудовых ресурсов;
- поставщики материалов.
Поставщики капитала - в качестве поставщиков капитала выступают разные инвесторы: банки, акционеры и частные лица, векселя компании и облигации. Получение и поддержка финансовыми средствами помогает компании оставаться на плаву.
Поставщики трудовых ресурсов - обеспечение квалифицированными работниками, для осуществления задач связанных с достижением целей. Без квалифицированных специалистов использовать сложные технологии не имеет смысла.
Поставщики материалов - организация зависит от поставки материалов. Таким примером могут быть машиностроительные фирмы и магазины розничной торговли.
2) Конкуренты - это важный фактор, определяющий цели, задачи, а также стратегии предприятия.
Руководство организации должно понимать, что нужно в полной мере эффективно удовлетворять нужды потребителей, иначе организация недолго просуществует на рынке товаров и услуг. Успешный сбыт продукции не всегда может спасти организацию от краха.
Недооценка сил конкурентов может привести организацию к кризису. На хорошую конкуренцию могут влиять: оплата труда, условия работы, отношения подчиненных с руководителями, взаимопонимание среди подчиненных.
С развитием новых технологий обостряется конкуренция между организациями. Успехом для фирмы является постоянное ее усовершенствование в технике и создание новых товаров и услуг. Научное открытие новых технологий является главным конкурентным преимуществом.
3) Потребители - это основа фирмы. Благодаря потребителям, можно сказать, сможет ли фирма оставаться на плаву, возмещать издержки и получать прибыль.
Всегда необходимо удовлетворять нужды покупателей, так как фирма существует и развивается только за счет потребителей.
Анализ потребителей помогает руководству лучше понять, что нужно покупателю, на какой объем продаж можно рассчитывать и в какой мере покупатель привязан к продукту именно этой фирмы, насколько можно расширить рынок и что ожидает в будущем продукт.
Организации существуют до тех пор пока есть потребитель, именно потребитель решает какими услугами и товарами пользоваться по выгодным ценам. Следовательно, покупатель решает почти все для организации.
4) Законы и государственные органы - законы и государственные учреждения так же влияют на организации, они либо разрешают, либо ограничивают деятельность фирм.
Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может вести свои дела и какие налоги должна платить[10].
Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Каждый вид деятельности регулируется определёнными органами.
Факторы косвенного воздействия куда более сложнее чем факторы прямого воздействия. Руководители чаще всего опираются на не полную информацию, в попытках определить возможные последствия для фирмы.
К косвенным факторам относятся:
- состояние экономики;
- политические факторы;
- социокультурные факторы;
- технологии;
- взаимоотношения с местными сообществами. Рассмотрим факторы косвенного воздействия на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные факторы косвенного воздействия[11]