Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
Ребенок наследует следующие характеристики от своих родителей:
- анатомо-физиологическое строение биологического вида «человек разумный» (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т. д.);
- безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, защитное, ориентировочный и т. д.);
- физические особенности (телосложение, черты лица, волосы, кожа, глаза и т. д.);
- функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и т. д.);
- аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, психические заболевания и т. д.);
- характеристики нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их баланс и подвижность);
- задатки.
Материальными носителями наследства являются гены (генотип). Однако этот унаследованный багаж необходим, это состояние, потенциальная возможность, предпосылка для дальнейшего развития человека.
Общество играет важную роль в развитии личности каждого человека, потому что, если мы живем среди общества, мы также становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы и правила, соглашаемся с мнениями других людей или навязываем наши собственные. В течение этого периода жизни влияние общества на развитие ребенка становится более разносторонним, так как ребенок узнает о правилах и отношениях общества. Играя, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, устанавливает определенные моральные нормы. Те, кто был дома в течение 6 лет до школы вместо детского сада, не имеют такого богатого социального опыта, что не может положительно влиять на характер и личность ребенка. Окружающий мир можно разделить на природную (географическую) и социальную среду. Понятие природной среды включает в себя: ресурсный климат, ландшафт и т. д. Социальную среду, окружающую ребенка, можно разделить на макросреду и микросреду. Макросреда относится к обществу в целом, социальной системе: социально-экономическим, политическим, морально-правовым условиям жизни. Термин «микросреда» относится к непосредственному окружению человека. Соду можно отнести к материальным и жилищным условиям ребенка, дошкольному учреждению, в котором они выросли, и людям, которые находятся в непосредственном контакте с ребенком дошкольного возраста. Макросреда напрямую не влияет на человека. Этот эффект в основном реализуется микросредой. Социальная среда выступает определяющим фактором развития личности. Только «живя в обществе» человек может быть сформирован как личность.
В дошкольном возрасте ребенок проходит три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция, и поведение ребенка зависит от того, насколько эффективно каждая фаза переходит в другую. Но в большинстве случаев кризисов избежать невозможно - они случаются, когда ребенок идет в детский сад, когда он встречает новых людей, когда ему приходится слушать воспитателя.
Однако родители просто обязаны помочь своему ребенку справиться со всем: на этапе адаптации, поговорить о правилах поведения в обществе, на этапе индивидуализации, помочь ребенку раскрыть себя другим, показать, как он может выделиться среди других. Если родители не участвуют в развитии личности дошкольника, сами крошки методом проб и ошибок находят для себя единственно возможное (по их мнению), но не всегда правильный путь.
Также одним из факторов, влияющих на развитие дошкольников, являются мультики. Дети проводят много времени за их просмотром, а родители не всегда имеют представление о содержании ярких и веселых мультфильмов. В последние годы на телевидении появилось большое количество мультфильмов, отечественных и зарубежных, в основном американских. Большое количество иностранных мультфильмов на отечественном телевидении наводит на мысль о влиянии на формирование психики молодого поколения. Новые технологии мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т. д.) вызывают много вопросов. Если старые куклы и карикатуры были естественными, как с точки зрения метода производства, так и восприятия, и не наносили вреда нестабильной психике ребенка, современные мультфильмы часто не несут доброты и приличия. В результате исследования было выявлено, что некоторые мультфильмы были специальными проектами, направленными на разрушение семьи, пропаганду извращений, наркомании и т. д., так в «Шреке» есть обезображивание женщины, садизм и пропаганда извращений, японские мультфильмы признаны самым опасным оружием для разрушения сексуальной идентичности ребенка, поощрения жестокости и извращений. Сериал «Симпсоны» расценивается как преднамеренное уничтожение семейных ценностей, «Гриффины» - как насмешка над семьей. В «Южном парке» - насмешки над родителями и учителями и легализация наркотиков.
Осваивая современную анимацию с ребенком, мы формируем развитую и социально адаптированную личность. Интерес детей к мультфильмам огромен, нужно лишь направить его в полезное русло, запреты и наказания не приведут ни к чему другому, кроме агрессивной ответной реакции; следовательно, не следует наказывать ребенка запретом, а в качестве стимула разрешать смотреть «столько, сколько хочешь». Телевидение должно стать равным партнером для ребенка, способным очень тонко реагировать на все его потребности.
-
- Теле - продукция как фактор развития личности дошкольников
Телевидение уже давно стало частью нашей жизни, и даже при: самом дозированном просмотре многие дошкольники становятся его заложниками. Телевидение и видеопродукция являются частью их мира, и знания в мультфильмах и фильмах для них так же важны, как и для взрослых в литературе или искусстве. Осталось только выяснить, как дети воспринимают картину на разных этапах развития и, в соответствии с этим, из неизбежных просмотров получают максимальную выгоду.
0 - 6 месяцев. Чем младше ребенок, тем больше времени мама проводит с ним у телевизора. И если его влияние на новорожденного до сих пор не до конца понято, то для матери это служит своего рода «разделителем», возможностью защитить себя от полного поглощения, заботясь о ребенке, особенно если никто не помогает ей. Впервые за неделю приглушенный звук телевизора только убаюкивает ребенка, но уже через 2-3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а через два месяца реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным и тактильным восприятием устанавливается очень рано. Но взаимосвязь между слуховым восприятием и зрительным восприятием и его влиянием на развитие младенцев изучена недостаточно. Исследователи показали детям в возрасте 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук перекрывался синхронно, а во втором - нет. И детей гораздо больше интересовал «правильный» мультфильм. На вопрос о том, как движущиеся изображения влияют на ребенка, нельзя ответить однозначно. Конечно, на этой стадии развития сенсорное восприятие полностью зависит от матери, отца или человека, ухаживающего за дошкольником.
Нельзя использовать телевизор в качестве фоновой музыки в детской комнате. Нельзя смотреть свое любимое телешоу, если даете ребенку грудь или бутылочку, в то время как ребенок привлекает все внимание взрослого без остатка.
От 6 до 18 месяцев. В этом возрасте ребенку трудно долго концентрировать внимание на чем-то одном. Тем не менее он оптимально использует эти моменты. С шести месяцев ребенок может научиться пользоваться игрушкой, которую видел по телевизору в руках незнакомца день назад. Эта удивительная способность подражать появляется у людей гораздо раньше, чем предполагали ученые. В этом смысле смотреть телевизор - это определенный опыт. Однако, прежде чем ребенок начнет говорить, просмотр телевизора означает, что он слышит и видит то, что недоступно для понимания. Неадаптированный сюжет совершенно бессмыслен для него. Цвет, движение, картинка привлекают детей к экрану, но они могут извлечь из просмотра вообще: не то, что планировал режиссер. Не обманывайте себя: наблюдая за непостижимым сюжетом, дошкольник все равно переживает его эмоционально. Было бы ошибкой предполагать, что это не влияет на ребенка.
Наиболее подходящими являются представления о ребенке, который еще не освоил навыки речи, короткие программы, разработанные специально для детей младшего возраста. Что касается мультфильмов Диснея, их сюжет и словарный запас все еще очень сложны для детей этого возраста.
18 месяцев - 3 года. Нужно стараться не оставлять дошкольника наедине с включенным телевизором. Существует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или возникнут ошибочные представления о мире, потому что в этом возрасте у детей еще нет интеллектуальных и эмоциональных средств, чтобы объяснить, что происходит на экране. Ребенок, который смотрит мультфильм, переполнен эмоциями и чувствами, но ему очень не хватает слов, чтобы выразить их. Единственный выход для родителей - озвучить то, что они интуитивно чувствуют. Например, «Узнаешь? Эта птица летит за львёнком: она хорошая, она ему поможет. Ребенок подражает, показывает пальцем, повторяет слова и запоминает их. Только с повторением и комментариями родителей полученный опыт и его контекст запоминаются и имеют смысл.
В идеале необходимые объяснения должны предоставляться непосредственно во время просмотра, что принесет больше пользы. Однако вернуться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, даже лучше, чем оставить его без комментариев. Ошибочно думать, что 2-3-летний мальчик все понимает только потому, что узнает тот или иной персонаж. Называя его имя, он не всегда знает, что он делает и почему.
От 3 до 6 лет. Только в 3-4 годам ребенок понимает разницу между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм не соответствует действительности, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, которые будут питать его мечты, его фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети до сих пор не полностью повторяют цепочку событий: то, что они видят, иногда путают с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он есть, и признает свое отличие от других, что означает, что он может притворяться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятием. Он изображает доктора, который делает укол, строгого отца, которого нужно слушаться. Дети любят отождествлять себя с одним из героев, чаще всего с теми, чей опыт наиболее близок к ним. Для ребенка важно «поверить» в эмоции, с которыми он еще не сталкивался в реальной жизни. Современные дети все больше и больше отождествляются с вымышленными персонажами и все реже с реальными людьми. Их воображение больше захвачено миром телевизионных историй. Возникает вопрос: насколько им удастся адаптироваться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их отношения с друзьями и межличностные отношения в целом.
Необходимо ограничить покупку игрушек и предметов с символикой определенного мультфильма. Чтобы ребенок интересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и посещать выставки, покупать оригинальные игрушки. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими образами, которые могут негативно повлиять на психику. Чтобы защитить ребенка, их необходимо расшифровать, объяснив намерения и хитрости их создателей и научив ребенка не верить всему, что показывают по телевизору. Тогда он не будет путать концепцию реальности с самой реальностью.
Мультфильмы оказывают огромное влияние на развитие личности детей, поэтому, согласно результатам многочисленных исследований, дети имеют:
1. Развитие восприятия. Как уже упоминалось, в дошкольном, неполном и младшем школьном возрасте работа зрительного восприятия во многом зависит от кинестетического и тактильного канала. При просмотре мультфильмов, программ, презентаций, фильмов оба канала совершенно неактивны. Это означает, что восприятие не может полностью развиваться.
2. Накопление перцептивного опыта. В будущем ребенок будет опираться на прошлые переживания восприятия, создания зрительных образов (представлений) и графически (рисунков) в мозге. Поскольку «из-за» просмотра телевизора не хватает основных параметров темы, накопленный опыт не может быть использован для поддержки создания собственных образов, ребенок копирует увиденное. Это очень хорошо видно на детских рисунках - если их попросят нарисовать героев мультфильмов, они постараются точно передать копию.
3. Развитие мозга. Основное развитие структур мозга завершается через 6-7 лет. Шестилетний ребенок достигает 2/3 размера мозга взрослого человека, но имеет в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. Мозг шестилетнего ребенка может создавать тысячи дендритных связей между нейронами. «Неактивные», т. е. усиленные различными видами активной деятельности, нервные связи исчезают через 10–11 лет. В нервных клетках головного мозга образуется фермент, который разрушает все недостаточно миелиновые нервные связи («Миелин» - это жироподобный изолятор, который увеличивает скорость распространения нервного импульса). При просмотре одного из самых «развивающих» фильмов или программ дошкольник не может устанавливать новые связи, потому что:
1) основные типы восприятия не работают;
2) зрительное восприятие пассивно;
3) информация не требует обработки, но сразу же ассимилируется (по крайней мере, из-за агрессивной атаки с быстрым изменением кадра);
4) мозг не успевает установить связи между объектами, «захватывает» их фрагментарно;
5) при повторном просмотре одного и того же изображения, новая информация не поступает, только полученный шаблон усиливается.
4. Обработка информации в мозге. Как уже упоминалось, мозг не может полностью развиваться, если основная информация извлекается из тактильных и кинестетических каналов. Эти импульсы влияют на построение зрительных и слуховых образов. Следует учесть что, неоднократно исследуя реальный объект, ребенок обнаруживает все больше и больше его свойств, и мозг создает новую необходимую связь каждый раз, когда уровень понимания время от времени увеличивается, процесс восприятия активен и влияет на умственную деятельность.