Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Формирование личности человека начинается в раннем детстве, с точки зрения становления ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первый из них относится к возрасту от трех до четырех лет и в основном связан с усилением эмоциональной саморегуляции. Второе относится к возрасту от четырех до пяти лет и относится к моральной саморегуляции, а третье относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых качеств ребенка.
На развитие личности ребенка влияют многие факторы, такие как семья, общество и наследственность. Наследственность - это генетическая программа биологических особенностей, которую ребенок получает от родителей с рождения, а также имеет некоторые тенденции от рождения, которые затем развиваются или не развиваются под воздействием внешних факторов.
Положительное влияние семьи на личность ребенка заключается в том, что никто, кроме его близких - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, - лучше не относится к ребенку, не любит его и не заботится о нем так сильно. В то же время ни один другой социальный институт не может причинить столько же вреда воспитанию детей, сколько семья. Развитие личности детей дошкольного возраста зависит от их родителей - будет ли ребенок в детском саду восприниматься как дружелюбный и миролюбивый ребенок или тиран, или, может быть, как напуганное «животное».
Общение ребенка со сверстниками детского сада имеет принципиальное значение для дальнейшего формирования личности ребенка, поскольку именно среди них ребенок учится достигать своей цели, он понимает, как и как получить похвалу не только от мамы и папы, но также и от других взрослых, то есть лиц, обеспечивающих уход.
Также одним из факторов, влияющих на развитие дошкольников, являются мультики. Дети проводят много времени за их просмотром, а родители не всегда имеют представление о содержании ярких и смешных мультфильмов. В последние годы на телевидении появилось большое количество различных мультфильмов, как отечественных, так и зарубежных, в основном американских. Большое количество иностранных мультфильмов на отечественном телевидении наводит на мысль о влиянии на формирование психики молодого поколения. Новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т. д.) вызывают много вопросов. Если старые куклы и мультфильмы были естественными, как с точки зрения метода производства, так и восприятия, и не наносили вреда нестабильной психике ребенка, современные мультфильмы часто испытывают недостаток в доброте и порядочности. В результате исследований выяснилось, что некоторые из мультфильмов представляют собой специальные проекты, направленные на уничтожение семьи, извращенную пропаганду, наркоманию и другие вещи, поэтому в «Шреке» происходит обезображивание женщины, садизм и пропаганда извращений; японские анимационные фильмы признаны наиболее опасным оружием разрушения сексуальной идентичности ребенка, способствующим жестокости и извращению.
Сериал «Симпсоны» считается намеренным уничтожением семейных ценностей, «Гриффины» - как издевательство над семьей. В «Южном парке» - высмеивание родителей и учителей и легализация наркотиков.
Интерес детей к карикатурам огромен, нужно лишь направить его в полезное русло, запреты и наказания не приведут ни к чему другому, кроме агрессивной ответной реакции; следовательно, вы не должны наказывать ребенка запретом, но в качестве стимула вы должны смотреть «столько, сколько хотите». Телевидение должно стать равным партнером для ребенка, способным очень тонко реагировать на все его потребности.
Изучением данной проблемы занимались: В.С Собкин, М.В. Хлебникова, А.М. Грачева, В.П. Чудинова, А. Благовещенская, Д. Лемиш, Р. Пацлаф, А. В. Гриценко, К.А. Тарасов и другие.
Цель данного исследования: изучить влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на эмоциональную сферу дошкольников.
Задачи исследования:
- изучить восприятие телевизионной продукции детей на разных этапах развития;
- проанализировать психологическое содержание отечественных и зарубежных мультфильмов и их влияние на психику ребенка.
Объект исследования - эмоциональная сфера личности дошкольника.
Предметом исследования является уровень агрессивности и тревожности дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследованию.
Теоретическая и методологическая основа определяется междисциплинарной спецификой, основанной на исследованиях ученых по социально-педагогической психологии российских ученых И.Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой; по возрастной педагогике А.С. Белкина, по практической психологии М.В. Башовой; по возрастной психологии В.С. Мухиной, А.А. Хвоста; по дошкольной педагогике С.А. Козловой, Г. А. Урунтаевой, Г.А. Широковой, Н.П. Гришеевой; по детской патопсихологии Э. Мыш, Д. Вольфа.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологическая характеристика старшего дошкольника
Исследования психологических особенностей дошкольного возраста составляют широкую область психологии развития. Уже во второй половине XIX-начале XX вв. в отечественной и зарубежной психологии большое количество работ посвящено изучению различных аспектов психологии дошкольного детства (Дж. Селлы, Э. Мейман, А. Бине, Сент-Холл, К.Д. Ушинский, А.П. Нечаева, Е.Н. Водовозова и др.), обсуждаются особенности и значение дошкольного возраста, различия в течении психических процессов у детей и взрослых; необходимость целенаправленной подготовки детей к систематическому обучению; роль семейного воспитания в подготовке ребенка к школе; задачи дошкольных учреждений по подготовке детей к школе; содержание и методы работы с маленькими детьми в семье и в дошкольных учреждениях для обеспечения полноценного развития и подготовки к школьному образованию.
Идея целостности психического развития ребенка и тесной взаимосвязи психических функций на различных уровнях уже в этот период была выражена в работах К.Д. Ушинского, Дж. Селлы, Э. Меймана, А. Бине и др. Следует отметить, что выделение отдельных психических функций для исследовательских целей имеет искусственный характер и не отражает целостность индивидуального развития ребенка.
В русской психологии К. Д. Ушинский поднял вопрос о специфике психического развития дошкольника и необходимости целенаправленной подготовки детей к систематическому воспитанию.
В его работах в полной мере отражены практически все основные проблемы, касающиеся готовности детей к систематическому обучению на разных этапах обучения.
На вопрос о времени начала обучения K.D. Ушинский отвечает: «Лучше начинать учиться чуть позже, чем чуть раньше, хотя в некоторых отношениях это имеет свои плохие стороны». Наиболее важным, по мнению К.Д. Ушинского, в подготовительный период к образованию - обеспечить условия для полноценного физического и психического развития ребенка. К. Д. Ушинский разработал теорию детской игры, показал ее важность для духовного развития ребенка. Разрабатывая содержание и методики базового образования, К.Д. Ушинский последовательно реализует идею о том, что в процессе обучения должны учитываться индивидуальные особенности учащихся, возрастные возможности усвоения учебных материалов, как в начале, так и в процессе обучения.
Теоретические основы изучения психологических особенностей детей дошкольного возраста, на которых определены основные направления исследований в этой области в ХХ веке. были выявлены в работах Л.С. Выготского, который ставит общую проблему психического развития ребенка в контексте биологических и социальных, естественно-исторических, природно-культурных взаимосвязей. Культурное развитие ребенка, по мнению Л.С. Выготского - это общественное развитие, основным механизмом и условием которого является образование.
Выявление механизмов, лежащих в основе обучения, Л.С. Выготский формулирует положение о «зоне ближайшего развития», которая определяет достижения ребенка в непосредственном сотрудничестве и под влиянием взрослого, в отличие от всех «зрелых» функций, которые предоставляют ребенку самостоятельное решение для данной проблемы, Л.С. Выготский обозначил его как «реальный уровень развития».
Большой вклад в изучение психологических особенностей дошкольников внесли работы Дж. Брунера, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, З.М. Истомина А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъякова, СЛ. Рубинштейна, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.
Характеристика психической сферы и отдельных когнитивных процессов, развитие мотивационной сферы детально изучены; формирование самосознания дошкольника, общение и методы социального взаимодействия, специфика игры, виды графической деятельности и другие виды детской деятельности, механизмы формирования деятельности начальной школы - дошкольное воспитание, формирование готовности к началу обучения, изучение особенностей детей с психическими расстройствами и физическим развитием.
Ребенок - дошкольник характеризуется динамичным развитием. В дошкольные годы произошли значительные изменения в различных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности (игры, конструирование, рисование). Активно развивается внимание, память, мышление и воображение. Ребенок расширяет круг своих представлений о мире, учится контролировать себя, регулировать свое поведение и развивать новые социальные отношения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая мотивная структура; возникают новые социальные потребности. Возникает потребность в уважении и признании взрослого, желание сделать для других важные «взрослые» дела; необходимость признания сверстников (старшие дошкольники активно интересуются коллективными формами деятельности, желая быть первыми в игре и других видах деятельности); необходимость действовать в соответствии с установленными правилами и этическими стандартами. В этом возрасте появляется новый тип (косвенной) мотивации - основа произвольного поведения, ребенок принимает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в определенных ситуациях он может уже ограничить его непосредственные желания и действовать иначе, чем он хочет в данный момент, а как «необходимо». На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других, он вырабатывает внутреннюю социальную позицию и стремление к новой социальной роли, соответствующей его потребностям. Ребенок начинает реализовывать и обобщать свой опыт, возникает устойчивая самооценка и формируется соответствующий подход к успеху и неудаче в действии.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы действия и поведения, происходит процесс активного развития и формирования познавательной деятельности. Ребенок пытается выяснить, как устроены объекты, для чего они используются, пытается установить связь между объектами и явлениями реальности.
К концу дошкольного возраста интеллектуальные исследования явно предпочтительнее практических. Непоследовательные, конкретные, малоосознаваемые впечатления от окружающей реальности становятся все яснее, яснее и обобщеннее, проявляется целостное восприятие и понимание реальности, появляются зачатки мировоззрения.
За это время происходят значительные изменения в структуре и содержании детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через период расцвета сюжетно - ролевых игр, ребенок начинает осваивать более сложные виды деятельности, которые требуют нового (произвольного) уровня регулирования, основанного на осознании целей и задач деятельности и способах достигать их, умение контролировать свои действия и оценивать их результаты (труд и обучение). Принятие учебного задания уже доступно старшему дошкольнику, он понимает, что выполняет то или иное действие, чтобы научиться правильно его выполнять.
Ребенок от 6 до 7 лет может использовать усвоенный образ действий в новых условиях, сравнить результат с образцом, увидеть различия.
Продуктивные действия, такие как изобразительная деятельность и конструирование, имеют большое значение для развития ребенка. Они требуют получения определенного продукта, способствуют развитию способности анализировать объективные свойства реальности, создавать и реализовывать собственные идеи.
Эти деятельности также проходят сложный путь развития в дошкольном возрасте, и уровень такого развития является наиболее важной характеристикой общего прогресса ребенка на каждой стадии возраста.
Дошкольный возраст - это возраст, который в первую очередь характеризуется развитием игры. Важность игры для развития образовательной деятельности и обучения в школе была раскрыта в работах Л.И. Божович, С.Г. Якобсона, Т.Н. Дороновой, Н.В. Ниегодцевой и др. В детской психологии анализируются различные виды игр: манипулятивные, режиссерские, сюжетно - ролевые, игры по правилам, дидактические.
Центральное место среди них занимает сюжетно - ролевая игра. Именно в такой игре происходят самые значительные изменения в психике ребенка. Эти изменения имеют непреходящее значение и готовят ребенка к новой высшей стадии развития. Сюжетно - ролевая игра объединяет и раскрывает наиболее важные аспекты развития ребенка.