Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
Впервые в игре появляется самый важный навык - действовать с точки зрения идей. В игре ребенок, выступающий с одним предметом, вместо этого представляет другой.
В игре развивается воображение и мышление ребенка, он планирует реализовать план, творчески импровизирует во время игры. Л. С. Выготский писал, что «детская игра - это не просто воспоминание о том, что он пережил, а творческая обработка пережитых им переживаний, объединение их и построение из них новой реальности, которая удовлетворяет потребности и побуждения ребенка».
Групповой характер сюжетно – ролевой игры развивает способность координировать свои действия с другими. Ребенок должен уметь общаться, устанавливать конкретные отношения со сверстниками. В игре ребенок учится контролировать себя, свое поведение в целом и индивидуальные действия. Принимая ту или иную роль, ребенок изучает нормы поведения, необходимые для этой роли, развивает умение ориентироваться в сфере норм и правил человеческих отношений.
Таким образом, с одной стороны, уровень развития игры является важнейшим показателем развития ребенка, а с другой стороны, игра раскрывает важнейшие характеристики психического и социального развития ребенка.
Одной из основных характеристик развития ребенка является двигательная сфера. Уровень овладения двигательными навыками важен для общего развития ребенка. Развитие мелкой моторики и развитие тонко скоординированных действий является основой для овладения навыками письма в школе. Неловкость движения, нарушение координации движений могут служить показателями нарушений психического развития. Освоение определенных действий и движений, соответствие двигательных навыков некоторым минимальным возрастным стандартам является необходимой характеристикой возраста.
Психическое развитие является наиболее информативным и комплексным показателем развития ребенка. В широком смысле психическое развитие относится к развитию основных когнитивных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и речи. Операционная сторона когнитивных процессов характеризует действия и преобразования, которые ребенок способен выполнять с помощью информации, которую он получает. Контентная сторона - это знание реальности, которую ребенок имеет и может оперировать в процессе решения различных проблем.
На протяжении всего дошкольного возраста память ребенка претерпевает количественные (что позволяет ему сохранять все больший объем информации) и качественные изменения. Качественные изменения характеризуются появлением посредничества и произвола. Это выражается в том, что ребенок не просто запоминает то, что ему нравится, но принимает на себя задачу запоминания и использует специальные методы для сохранения необходимой информации.
Подобные показатели определяют развитие внимания. Помимо повышения внимания, таких как стабильность, объем, переключение, увеличивается, главное, его произвол, способность ребенка сосредоточиться все больше и больше. Если младший дошкольник обращает внимание только на то, что является для него самым живым и новым, дошкольники могут сосредоточиться на решении различных задач.
Одним из основных новообразований в дошкольном возрасте является воображение. Основными показателями развития воображения являются его символический характер, продуктивность в сочетании с оригинальностью и гибкостью изображений, создание плана и его реализация.
Развитое воображение, его культурная форма, прежде всего, характеризуются продуктивностью. Это не фрагментарное воображение, которое часто встречается у детей, а решение творческой проблемы. Такой задачей может быть создание игрового сюжета, рисования замысла иликонструкции. Образы воображения характеризуются символизмом и замещением. Ребенок использует некоторые объекты, чтобы раскрыть наиболее важные аспекты других объектов и явлений.
Следует отметить, что существуют некоторые общие черты воображения, которые проявляются во всех видах детской деятельности и являются основными характеристиками этого процесса. Они включают в себя мобильность образов воображения, способность уйти от решения шаблона, создать новое, оригинальное произведение, придумать варианты одной и той же темы, начиная от индивидуальных признаков действительности в сочетании с направлением воображения решить конкретную творческую проблему.
Наряду с аналогичными характеристиками в дошкольном возрасте, есть еще одна очень важная особенность - подчинение своего воображения определенному плану, следование заранее определенному плану, естественное внесение в него некоторых исправлений. Дети начинают создавать готовые, наполненные различными деталями работы.
В развитии речи можно выделить различные компоненты и показатели. Это типы речи (монологическая, диалогическая, устная, письменная) и степень их развития и общения, овладение различными средствами речи; овладение фонетикой (слух и произношение звука), лексикой (богатство словаря), грамматикой (правильная речь).
Важным показателем развития ребенка является его овладение разнообразными знаниями и развитие его идей для окружающей среды. В работах В.Д. Шадрикова на теоретическом и экспериментальном уровнях доказала, что знания и навыки содержатся в структуре когнитивных способностей как операционных механизмов. Поэтому приобретение знаний и навыков является основой для развития навыков учащихся.
Знания в дошкольном периоде постепенно углубляются и расширяются, они обобщаются. Ребенок развивает представления о себе и различных сферах реальности: природе, продуктах человеческой культуры, межличностных отношениях. Ребенок также осваивает методы получения этих знаний. Ребенок развивает способность слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать ему вопросы, самостоятельно экспериментируя с реальностью. Уровень мастерства в таких отношениях в сочетании с информацией, в которой доминируют дети, характеризует содержательную сторону их умственного развития.
Эти изменения в сознании детей приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок готов взять на себя новую социальную роль ученика, освоение новых (образовательных) видов деятельности и обобщенную систему знаний, которая формирует основу науки. Другими словами, это формирует психологическую готовность к систематическому обучению в школе.
В дошкольном детстве ребенок имеет сексуальную идентификацию. Он осознает свой пол и начинает вести себя в соответствии с ролями, как мужчина и женщина. Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от обиды и боли, а девочки - аккуратные, деловитые в жизни и мягкие или кокетливо-капризные в общении. В процессе развития ребенку начинают присваиваться поведенческие формы, интересы и ценности его пола.
Развивается эмоционально волевая сфера. Что касается эмоциональной сферы, следует отметить, что дошкольникам обычно не хватает сильных эмоциональных состояний, а их эмоциональность более "спокойная". Однако это не означает, что дети становятся флегматиками, структура эмоциональных процессов только изменяется, их состав увеличивается (вегетативные, двигательные реакции, когнитивные процессы - воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). При этом эмоциональные проявления раннего детства сохраняются, но эмоции интеллектуализированы и «умны».
Эмоциональное развитие дошкольника, пожалуй, наиболее благоприятно для детского коллектива. Во время совместной деятельности у ребенка развивается эмоциональное отношение к людям, возникает эмпатия (сочувствие).
В дошкольном возрасте мотивационная сфера также меняется. Основным механизмом личности, который формируется в настоящее время, является подчинение мотивов. Ребенок может принять решение в ситуации выбора, когда раньше ему было трудно. Самый сильный мотив - это награда и поощрение, наименее сильный - наказание, а самый слабый - обещание. В этом возрасте требовать от ребенка обещание (например, «Обещаешь ли ты больше не драться?», «Обещаешь ли ты больше не трогать это?» и т. д.) не имеет смысла.
Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать этические нормы, у него есть этический опыт. Изначально он может оценивать только действия других людей: других детей или литературных героев, но он не может оценить свои собственные действия. Затем в среднем дошкольном возрасте ребенок, оценивая действия литературного героя, может обосновать свою оценку исходя из взаимоотношений персонажей в произведении. И ко второй половине дошкольного возраста он уже может оценить свое поведение и пытается действовать по моральным стандартам, которым он научился. На психологическое развитие каждого ребенка существенное влияние оказывают индивидуальные и неодинаковые биологические и социальные факторы у разных детей. Биологические факторы развития, в первую очередь, включают генотип, социальные факторы - родительский стиль, семейную среду, характеристики дошкольных групп, культурную среду и т. д. Поэтому необходимо учитывать в отдельных случаях, что стандарт психологического развития сильно отличается во всех аспектах. Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а затем - под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и непосредственного живого общения ребенка с окружающими. В разных возрастах личностного развития число социальных учреждений, участвующих в воспитании ребенка как личности, различается по своей образовательной ценности. В дошкольных учреждениях влияние общения увеличивает влияние общения со сверстниками, другими взрослыми и доступа к доступным СМИ.
Следует подчеркнуть, что эти изменения в психике ребенка, важные для дальнейшего развития, происходят не в одиночку, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.
1.2 Факторы развития личности дошкольника
Дети дошкольного возраста охватывают период 3-7 лет. На данный момент ребенок отсоединен от взрослого, что приводит к изменению социальной ситуации. Впервые ребенок покидает мир семьи и входит в мир взрослых с определенными правами и принципами. Круг общения расширяется: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что также важно для его развития.
Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, являются социальные отношения, существующие в мире взрослых. Идеальная форма, по мнению Л.С. Выготского является той частью объективной реальности (выше уровня, на которой находится ребенок), с которой он вступает в прямое взаимодействие; это та область, в которую пытается войти ребенок. В дошкольном возрасте взрослый мир становится такой формой.
По мнению Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в роли носителя социальных функций в системе социальных отношений (взрослый - папа, врач, водитель и т. д.). Эльконин видел противоречие этой ситуации социального развития в том, что ребенок является членом общества, он не может жить вне общества, его главная потребность - жить вместе с окружающими его людьми, но он не может этого понять, поскольку жизнь ребенка опосредована, а не прямой связью с миром.
Ребенок еще не может полноценно участвовать в жизни взрослых, но он может выражать свои потребности через игру, потому что только благодаря ей они могут моделировать мир взрослых, входить в него и играть все роли и модели поведения, которые его интересуют. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра является формой деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные значения человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и реализуются позже. Это делается путем замены одних объектов другими, а реальные действия сокращаются. В дошкольном возрасте индикативная деятельность развивается очень интенсивно. Ориентация может осуществляться на разных уровнях: материальном (практическом), сенсорно-визуальном и психическом.
На развитие личности дошкольника влияет множество факторов.
Влияние семьи, особенно в первые годы жизни ребенка, намного перевешивает другие образовательные влияния. Семья может выступать как положительным, так и отрицательным фактором в образовании. Парадокс, однако, заключается в том, что эта изначально позитивная гамма чувств для развития ребенка может стать как позитивным, так и негативным фактором в образовании. Мера чувств здесь важна. Ребенок, не получивший родительской любви, вырастает враждебным, озлобленным, бездушным к переживаниям других людей, наглым, лишенным жизни в коллективе сверстников, а иногда и замкнутым, беспокойным, слишком застенчивым. Выросший в атмосфере чрезмерной любви, привязанности, почтения и благоговения, маленький человек рано развивает черты эгоизма и эгоистичности, баловства, порчи, высокомерия, лицемерия. Семья может выступать в качестве положительного и отрицательного фактора в образовании. Положительное влияние на личность ребенка оказывает то, что никто, кроме ближайших к нему в семье - мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, лучше не относится к ребенку, не любит и не очень заботится о нем. Если в семье нет правильной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, насилия и часто основных страстей, эмоционально негативных проявлений по отношению к самому ребенку, развитие ребенка в таких семьях часто затрудняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Дошкольники поглощают больше информации, чем когда-либо прежде в вашей дальнейшей жизни, поэтому вы не можете пропустить первые семь лет жизни ребенка. На развитие личности дошкольника обязательно влияют родители, причем не только когда они присматривают, хвалят или ругают его, но также каждую секунду, когда ребенок наблюдает за его поведением. Дети дошкольного возраста поглощают больше информации, чем когда-либо прежде, в своей дальнейшей жизни, поэтому нужно не пропустить эти первые семь лет жизни ребенка.