Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
Также можно четко проследить отсутствие уважения, цинизма, а иногда и жестокости среди персонажей некоторых мультфильмов по отношению к их семье, родителям, братьям и сестрам. Во многих мультфильмах они наделены главным, позитивным характером. И незаметно эти пороки поглощены сознанием детей, поскольку позитивным героям нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою невиновность. Унисекс молодежи - в чем и состоит продолжение мультфильма унисекс. И часто мультгероиня не только наделена мужскими качествами, но и ведет себя как супермен. Это особенно заметно в фантастических мультфильмах.
Дети любят смотреть мультфильмы, но не все, что им нравится, полезно для них. Когда ребенку нравится нож и начинает небрежно с ним играть - его забирают родители, но родители не всегда думают о том, что вызывает у него моральные качества. В детстве заложены основы, характеристики и приоритеты, которые ребенок будет использовать на протяжении всей своей жизни. Многие взрослые не воспитаны должным образом, и это воспитание дается детям. Ребенок нуждается в качественном внимании родителей, но обычно они погружены в свои проблемы. Кто-то может возразить, что дети сами хотят смотреть мультики. Но взрослые должны различать, что хорошо для детей, а что нет.
Теперь подробнее рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, знаменитый мультфильм «Том и Джерри» (реж. В. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гонится за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные способы уничтожения бедного мышонка. Тем временем мышонок тоже пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка ребенок поступит так же, как эти два забавных и милых героя. Поскольку у родителей была возможность посмотреть веселый мультфильм, в этом нет ничего плохого. Это означает, что можно ударить и пошутить над более слабым.
И такие на первый взгляд мультфильмы, как «Аладдин», «Шрек», в которых, похоже, не должно быть подвоха со стороны производителей. Если присмотритесь, увидите, что образ женщины отображается ярко. Если в наших хороших советских мультфильмах пол женщины скрыт, ее женские атрибуты в основном выражаются внутренними качествами, духовностью, то героини западных мультфильмов физиологичны, имеют формы хорошо развитых женщин, все, что нравится взрослым очень ярко выражено. У них нет целомудрия. Но манеры персонажей копируются детьми.
В наших мультфильмах самый большой эротизм - это сомкнутые руки, только поцелуи указаны, это конфиденциально, в то время как западные герои открыто заигрывают друг с другом, можно прикоснуться к женщине так, как нравится, безцеремонно, грубо. Например, как в известном мультфильме, Шрек носит свою подругу на плече, заигрывает с ней. Подсознание фиксирует такие моменты, и позже, во взрослой жизни, мальчик может считать такое поведение по отношению к женщине нормой. С точки зрения психологов (М.В. Башова, М. Аромаштам), эротизм, взрослые стереотипы поведения в детских мультфильмах не могут быть показаны. Он формирует сексуальное влечение у ребенка с опережением графика, к которому ребенок еще не готов эмоционально и физически. До того, как ребенок впервые заинтересуется противоположным полом, ему нужна сказка, загадка. Только благодаря романтике и робости перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только скромной, целомудренной девочкой, способной привлечь настоящих мужчин. Застенчивость и стеснительность детей являются одним из условий создания крепкой семьи в будущем и продолжения рода в будущем.
В западных мультфильмах образ прекрасной матери с поистине женскими качествами редко вдохновляет ее по-своему, вдохновляя девочку подражать ей. Современные западные мультфильмы с изображениями женщин-матерей способны на подсознательном уровне препятствовать любому желанию девочек в будущем иметь детей.
Возьмем американский мультфильм «Вуди и его друзья» (реж. У. Лэнс, С. Маркус). Уже из нескольких просмотренных серий этого бесконечного мультфильма часто можно выделить сюжет: есть определенный человек, который занят каким-то очень важным делом для него. Как правило, он занимается чем-то весьма полезным, если не публично, то лично для себя (что-то строит для себя, что-то выращивает и т. д.). И есть праздный гордый дятел Вуди, всегда весело проводящий время. В результате этого действия выясняется, что трудолюбивый работник, который каким-то образом предотвратил всплеск своего развлечения, терпит сокрушительное поражение, и дятел выглядит как своего рода храбрый герой, изобретательный и разоблачающий всех его "врагов" как некомпетентные неудачники.
Вполне естественно, что если ребенок возьмет пример с этого «героя», его поведение неизбежно вступит в противоречие с законом. Другими словами, этот мультфильм напрямую воспитывает антисоциальную личность. Можно подумать, что это совпадение и прокол создателей, но если учесть, что такое поведение можно найти в подавляющем большинстве этих мультфильмов, и, глядя на социально-психологическую модель, которая лежит в основе каждого американского мультфильма, этот контент естественно воспринимается.
Эти мультфильмы показывают нормальное поведение человека, пытающегося удовлетворить свои сугубо личные стремления. Как правило, стремление к единоличному лидерству и превосходству над другими. Если превосходство находится на переднем плане, то социальное принятие такого превосходства находится на заднем плане.
Отсюда и частое появление в качестве героического поведения - совершенно антисоциальное поведение персонажей. После анализа некоторых особенно популярных американских мультфильмов. Во всем есть что-то, что содержит искренне антисоциальный контент, но преподносится как совершенно нормальное и приемлемое. По словам зарубежного психолога X. Би, демонстрация такого поведения в мультфильмах приводит к «сублимации антисоциальных тенденций личности».
Это мультипроизводство откровенно учит конкурентному поведению - достигать превосходства над другими и превосходства любым способом и в любой форме.
Герои мультфильмов получают смертельные удары по голове различными предметами, но они всегда продолжают вести себя как совершенно здоровые. В связи с этим случаи убийства животных маленькими детьми стали очень частыми в Америке. Эти дети изо всех сил бьют своих питомцев молотками и другими тяжелыми предметами, а затем задаются вопросом, почему их любимые питомцы после такого обращения не ведут себя как герои мультфильмов.
В американских мультфильмах, как правило, даже социальное поведение некоторых героев мультфильмов представлено как «героическое развлечение». Например, сериал «Черный плащ». Но чаще всего в этих мультфильмах описывается не все, а творческая деятельность. Все в этих мультфильмах веселятся. Веселятся разными способами и методами. Это даже случается, чтобы убить кого-то. В этих западных мультфильмах никогда не бывает коллектива. Все отношения между героями мультфильмов, как правило, конкурентны. Изредка как-то необязательно - дружелюбно. Эти мультфильмы всегда показывают поведение и образ жизни заядлого индивидуалиста, живущего во враждебной социальной среде.
В сюжетно - ролевых играх дошкольники часто подражают своим любимым персонажам. В процессе подражания и идентификации они ассимилируют социальные роли, нормы поведения, ценностные ориентации, идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с персонажем мультфильма, роль которого исполняет ребенок, ставя себя на его место.
Но игра персонажей будет стереотипной, ребенок будет копировать жесты, поведение персонажа, и в игре не будет ни креативности, ни развития, а сам ребенок будет подвергаться риску копирования биомеханических структур. Из-за традиционного подражания, неправильного мышления, развивается образ, что способствует конфликту с родителями.
Есть много критериев для сравнения влияния старых советских мультфильмов с американскими. Речь идет о межсексуальных отношениях и множестве изображений, персонажей и сюжетов. Можно много спорить и обсуждать эту тему. Но факт остается фактом. Есть несколько мультфильмов, которые, несмотря на длительный период производства, очень популярны среди современного поколения. Это «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «Кот Леопольд», «Простоквашино», «Чебурашка», «Бременские музыканты», «Приключения Незнайки» и многие другие. Кроме того, некоторые мультфильмы Диснея также полезны, если родители общаются с ребенком во время просмотра, объясняя, что хорошо, а что плохо. Сейчас немногие родители могут признать, что они не видели все выпуски «Маши и Медведя». Ребенок наблюдает за реакцией родителей и принимает все как должное. Влияние мультфильмов на ребенка вдвое сильнее, если этот эффект ранее проявлялся у взрослых. Ребенок уверен: если мама и папа проводят больше времени у телевизора и у компьютера, а не за книгой, значит, так и надо. Поэтому родители удивляются, что невозможно ребенка усадить за книгу. И что удивительного, если не наблюдал дома такую картину, как читающие мама или папа?
Негативное влияние мультфильмов на детей можно смягчить или полностью устранить, если вы проводите больше времени с ребенком на прогулке, читаете с ним книги, задаете вопросы, считаете различные предметы, ухаживаете за домашними животными, рисуете, учите стихи, посещаете Зоопарк и разрешаете играть во дворе со сверстниками и не превращаете его в домашнее растение, способное воспринимать только виртуальный мир.
Поэтому дошкольное детство - это не только очень динамичный период развития внимания, мышления, памяти, восприятия, речи, но и период накопления сенсорных стандартов в мозге. Усваивая фальшивые, нарисованные образы, ребенок теряет возможность строить правильные представления о реальности. Необходимо регулировать частоту того, как дети дошкольного возраста смотрят различные западные и отечественные мультфильмы, поскольку они являются важными факторами развития личности ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие дошкольников. С одной стороны, они яркие, эффектные, творческие, простые, сдержанные и доступные для детей. Они формируют свои основные идеи добра и зла, эталоны хорошего и плохого поведения. По сравнению со своими любимыми героями дошкольники имеют возможность учиться воспринимать себя позитивно, справляться со своими страхами и трудностями и уважать других. События, происходящие в мультфильме, позволяют обучать детей: повышать его осознанность, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
С другой стороны, иностранные мультфильмы, в основном американские, сейчас особенно популярны. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, существует большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этой разницей скрываются глубокие различия в картине мира. Советские мультфильмы отражают правильную картину мира для ребенка. В основном это православие, потому что зло в этом образе мира не вечно, а вечно - добро. И в этом привлекательном образе мира есть негативный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В иностранных мультфильмах мир, на фоне которого происходят мультипликационные события, безнадежно мрачен. А зло, как правило, физически уничтожается. Но именно в детстве формируются основные качества личности, которые ребенок затем использует в жизни.
Целью данного исследования было выявить влияние мультфильмов на личность дошкольников.
В ходе исследования были получены результаты, которые показали, что не все мультфильмы безвредны для психики дошкольников.
Используемые мультфильмы: русские - «Котенок по имени Гав», «Кот Леопольд», «Винни-Пух», «Барбоскины», «Фиксики», «Смешарики», «Птичка Тари», «Самый большой друг». Выбор этих мультфильмов обусловлен тем, что в них нет сцен насилия, аморального поведения, а также формируются моральные ценности.
Выбор иностранных мультфильмов был более сложным. В ходе исследования была дана психологическая характеристика дошкольника, изучено восприятие телевизионной продукции детьми на разных этапах развития; анализируется психологическое содержание отечественных и зарубежных мультфильмов и их влияние на психику ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - № 6. – 89 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2007.- 155 с.
3. Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшие родительские собрания в началь ной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. - 2007.- 125 с.
4. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. - М.: Чистые пруды. - 2007. – 32 с.
5. Башова М.В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие. - Ростов-наДону.: Феникс, 2008. – 416 с.
6. Безруких М.М.: Возрастная физиология (физиология развития ребенка). - М.: Академия, 2008.- 260 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ.- М.: Академия, 2008. – 192 с.
8. Би X. Развитие ребенка. М.: Питер, 2007. – 768 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ; Воронеж, 2008.- 558 с.
10. Божович Л.И.: Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009.- 340 с.
11. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 2008. – 1445 с.
12. Борьба идей на мировом: сборник. -М.: Знание, 2008. – 144 с.
13. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г, Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка, от рождения до 6 лет: кн. для воспитания детей, /под ред. П.А. Венгера. - М.: Просвещение, - 2006. – 144 с.
14. Возрастная психология: Детство, отрочество: хрестоматия /сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2008. – 624 с.
Приложение А
Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на развитие личности ребёнка дошкольного возраста».