Файл: Возникновение права (ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА И ОТЛИЧИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Теория позитивизма и нормативизма

Теория позитивизма настаивает на том, что право произошло на почве владения ситуацией в стране буржуазным сословием. По сути, предыдущая теория и теория позитивизма – это две противоположные теории происхождения права, которые имеют под собой различную подоплеку.

Данное течение в юридической науке является очень важным и значимым. Джон Остин – его прародитель. В данном случае право считается повелением правителя, то есть человека, стоящего у власти. Повеления, в принципе, могут исходить не от конкретного человека, а от органа, наделенного государственно-властными полномочиями.

Позитивное право действует только тогда, когда народ готов ему подчиняться. Государственная власть специфична. Позитивными могут быть названы только те законы, которые предполагают возложение конкретных обязанностей. А также наличие определенных санкций, которые наступят, если данные обязанности не будут выполняться. Закон создает тот, кто может его создать, а это означает, что исполнение его является обязательным.

Теория нормативизма более похожа на модифицированный позитивизм. При этом она является сборной, выхваченной частями из разных теорий. За основу было взято два постулата. Первый был истолкован еще Кантом. По нему, все делится на две сферы – бытия и долженствования. При этом действует и нормативная пирамида, которая опирается по иерархии на низшие ступени[6].

1.4 Психологическая теория

Психологическая теория была сформулирована в России. В начале ХХ века российский ученый Л.И. Петражицкий разработал доктрину о происхождении государства. В печатном виде она рассказана в труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Последователями учения являются А. Росс, М. Рейснер, Г. Гурвич. Автор психологической теории права родился в 1867 году в дворянской польской семье. Л.И. Петражицкий окончил университет в Киеве и после учился в римской семинарии в Германии. После обучения он вернулся в Россию, где стал изучать общую теорию права. В начале ХХ века ученый издал два печатных труда, в которых синтезировал психологию с теорией власти.

Психологическая теория права формировалась в течение нескольких периодов:


  1. С 1897-го по 1900 год. Автор доктрины написал свое первое научное произведение. Труд сопровождался несколькими приложениями. Основные положения своей теории Л. И. Петражицкий отразил в книге 1900 года «Очерки философии права».
  2. С 1900-го по 1905 год. Ученый начал детально разрабатывать методику своего будущего учения. Кропотливая работа была отражена в труде «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология».
  3. С 1905-го по 1909 год. Л.И. Петражицкий занялся устройством единой системы юридических знаний на основе ранее разработанной методологии. Его работа была оформлена в двухтомную рукопись «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Печать последней книги стала настоящим событием в мировой литературе[7].

Родоначальники психологической теории утверждают, что именно психология является той сферой, где родилось право. Человеку свойственны переживания, а значит, именно они порождают правовые понятия, образующиеся в психике отдельного человека.

Психологические теории происхождения права и государства также представляют собой совокупность близких по духу концепций. Согласно им, именно человеческая психика с ее стремлением жить в коллективе, подсознательным поиском авторитета, желанием подчиняться и повелевать стала движущей силой в создании государства. Вместе с тем, следует отметить, что эти концепции откровенно игнорируют важные социально-экономические факторы.

Здесь право считается чем-то, что находится в сознании человека. Представители данной теории утверждают, что происхождение права связано с эмоционально-интеллектуальными процессами, постоянно происходящими в психике индивидуумов.

Сама сущность права определяется через психику индивидуумов. Это означает, что люди, наделенные правом законы создавать, должны учитывать социальную психологию индивидуумов. Эффективное право – это право, которое правильно воспринимается, действуя на человека на подсознательном уровне. [8]

Спенсер, Трубецкой, Петражицкий и Фрейд указывали, что государство могло сформироваться лишь при условии, что одни хотят управлять, а другие – (в значительно большем количестве) подчиняться. Они объясняли это тем, что характер человека устроен либо по первому принципу, либо по второму. А потому необходимо создать структуру, которая бы учитывала указанные выше тенденции.


1.5 Другие теории

По теории солидаризма право было рождено согласно двум причинам. Во-первых, человек не может жить сам. Ему необходимо найти коллектив таких же существ, которые будут жить и трудится вместе с ним. А общий труд и соединяет всех индивидов в солидарное общество – человек не может жить в обществе и быть отдельными от него. Отсюда все поступки должны быть солидарными, то есть с оглядкой на то, как это воспримется всем обществом. Ученые полагали, что такие же мотивы руководят и правом[9].

Классовая школа. Ключевыми авторами этой теории были Маркс, Энгельс и Ленин. Они видели историю человеческого общества как историю классовой борьбы, в которой угнетатели и угнетенные находились в состоянии постоянного антагонизма. Политическая власть стала инструментом принуждения народных масс и использования их потенциала в интересах высшего сословия. Сильной стороной этой концепции является серьезная проработанность экономических факторов развития общества (характер производственного процесса является одним из базисов марксистского учения). Помимо вышеуказанных, существует также и ряд маргинальных теорий: расистская, демографическая (государство – результат роста населения) и других.

Марксистская теория. Ее также называют классовой. Она основана на том, что право призвано обеспечивать нужды не всех людей, а только лишь господствующего класса, то есть это воля правителей, которая воплотилась в законе. То, что творится в стране, в первую очередь связано с экономической обстановкой. Экономика, а также отношение собственности – это то, на чем строится абсолютно все.

Материалистическая теория выдвинута Марксом и Энгельсом, она поясняла, что государство вышло из трансформировавшегося первобытнообщинного строя, а право – из привилегий и табу. Толчком для таких изменений послужили социально-экономические факторы.

Насильственные теории происхождения права и государства. Одной из наиболее распространенных теорий происхождения государства является насильственная теория происхождения государства, возникшая в XIX веке на основе вновь открытых закономерностей возникновения многих государств. Наиболее известными представителями данной теории были австрийский социолог Людвиг Гумплович и немецкий философ Евгений Дюринг, а также Карл Каутский.

Разные варианты этой концепции были разработаны Е. Дюрингом, К. Каутским и Л. Гумпловичем. Согласно ей, государство является результатом завоевания и подчинения слабых сильными и в дальнейшем навязывания аппарата принуждения[10]. Эти теоретики видели государство не как результат внутреннего развития общества, а как необходимость содержания под контролем покоренных племен.


При этом отвергались социально-экономические и психологические предпосылки возникновения государства. Они полагали, что любое государство было создано в результате «акта насилия», который выражался в порабощении сильными племенами слабых оседлых племен. В результате такого завоевания появляется правящий, привилегированный (завоеватели) класс и управляемые, рабочие (порабощенные). Таким образом, возникает государство как институт управления порабощенным населением, а инструментом управления являются законы (право).[11]

Феномен насилия в рамках данного подхода рассматривается не как нечто ограниченное, а как всеобъемлющее явление, влияющее на все общественные институты, в том числе на государство и право. Этим феноменом представители данной теории объясняли появление различных слоев общества и противоречия между ними (внутренние насилие). Феноменом насилия они объясняли и возникновения рабства, частной собственности, общественный прогресс. Фактически они абсолютизировали насилие как главную силу развития общества и общественных отношений.

Евгений Дюринг полагал, что базисом развития общества и общественных отношений являлись внутренние формы властных отношений, экономические же отношения он считал производными от политических. Именно по этой причине он полагал, что возникновение государство обусловлено исключительно политическими причинами. Возникновение же других общественных институтов (классы, право собственности, органы управления) обусловлено проявлением насилия между членами общества. Таким образом, он являлся сторонником теории внутреннего насилия.

Людвиг Гумплович и Карл Каутский являлись основоположниками теории внешнего насилия. Они полагали, что государство возникло в результате завоевательных войн и порабощения одного племени другим. Племя, победившее в войне и поработившее другое племя, устанавливало свои порядки и институты управления – так возникло государство. Право (законы) были призваны упорядочить общественные отношения в государстве. Появление частной собственности и классов они объясняли формированием класса рабов из порабощенного населения.

Таким образом, война, согласно данным воззрениям несла в себе как созидательное воздействие на общество и общественные отношения, так и разрушительное. Этот комплекс идей принято называть теорией внешнего насилия.[12]

Вывод по первой главе: нельзя сказать, что какая-либо из теорий является единственно верной. История государства и права России не раз доказывает данный постулат. Ведь глубокое изучение предоставляет возможность подтвердить и элементы материалистической, и постулаты теории насилия, и аргументы патриархальной и патримониальной. Что ещё раз доказывает то, что над проблемой становления государства и права всё ещё предстоит поработать.


Теологическая теория является одной из самых древних концепций происхождения государства, ее последователями были такие видные религиозные и философские деятели средневековья, как Фома Аквинский, Аврелий Августин.

Основная суть теологической теории заключается в том, что возникновение государства результат божественного промысла. Монарх, как помазанник (прошедший обряд помазания) божий является наместником бога на земле, на него положены обязанности управления и установления общественной справедливости.

Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт разрастания семьи, при этом, сущность власти характеризуется отеческим попечением, а отношения между властью и обществом как отношения с семейным укладом.

ГЛАВА 2 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА И ОТЛИЧИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

2.1 Современная наука о причинах возникновения права

Вторая половина XVIII – начало XIX вв. – это время, когда самое пристальное внимание уделялось проблеме права, его появлению и развитию, его влиянию на становление человека и на историю отдельных государств. Особое значение в развернувшейся острой полемике занимала историческая школа права, наиболее известными представителями которой были немецкие ученые Г. Гуго, Г. Пухта и К. Савиньи.

Свою деятельность эти ученые начали с критики, которой были подвергнуты естественно-правовые концепции происхождения права. Г. Гуго и К. Савиньи доказывали, что нет никакой необходимости призывать к коренному изменению существующих порядков. По их мнению, для любого человека и общества нормальным состоянием является стабильность, а не постоянные эксперименты, имеющие своей целью принятие более прогрессивных законов, которые должны коренным образом изменить природу человека.

Историческая школа права основывалась на положении о том, что этот важнейший институт ни в коем случае нельзя рассматривать как навязанные сверху установки, которым общество вынуждено следовать.