Файл: Возникновение права (ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА И ОТЛИЧИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА
1.2 Естественные теории происхождения права
1.3 Теория позитивизма и нормативизма
ГЛАВА 2 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА И ОТЛИЧИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
2.1 Современная наука о причинах возникновения права
2.2 Отличие правовых норм от социальных норм первобытного общества
Естественно, при формировании правового пространства, государство играет определенную роль, однако далеко не ему принадлежит в этом деле решающее значение. Правовые нормы как основной регулятор жизни общества возникают неожиданно, в их появлении очень трудно найти какое-то логическое обоснование. Право возникает спонтанно, через постоянное взаимодействие людей друг с другом, когда те или иные запретительные или обязывающие нормы начинают носить общепризнанный характер. В этом случае законы, принимаемые государством, это всего лишь заключительный акт по приданию правовым нормам юридической силы[13].
Историческая школа права, а точнее, ее представители, одними из первых подняли вопрос о том, что развитие правовых норм в обществе носит объективный характер, оно не зависит от желаний отдельных, даже весьма влиятельных людей. В то же время и повлиять на это развитие обычные люди не в состоянии, так как все изменения накапливаются крайне медленно. Отсюда и вывод, который был сделан К. Савиньи: никаких прав на насильственное изменение существующего порядка вещей народ не имеет. Он должен стараться подстроиться под существующие условия, даже если они противоречат его натуре.
Еще одной особенностью данной концепции развития права было то, что немецкие ученые впервые постарались связать национальные особенности и различия в системе права. Согласно их концепции, право развивается вместе с развитием самого народа, более того, в правовых нормах сказываются особенности того или иного национального духа. Таким образом, историческая школа права хотела показать неприменимость произвольного переноса правовых норм из одного государства в другое. По мнению ученых, такое заимствование способно лишь создать новый очаг напряженности в обществе.[14]
Историческая школа права, несмотря на весьма серьезную критику, как со стороны современников, так и представителей последующих поколений, оказала весьма заметное влияние на развитие общественной мысли. В частности, учение Гегеля о праве во многом базируется на его понимании этого института как постоянно развивающегося явления, имеющего вполне определенные исторические корни.
Человек с точки зрения государственно-правовых явлений:
- Существо, сочетающее в себе социальные и биологические начала.
- Носитель различных видов энергий (физической, психической).
- Обладает максимальным набором известных в природе социальных качеств и свойств.
- Субъект исторического развития.
- Обладает разумом и волей.
Общество с точки зрения государственно-правовых явлений:
- Общность людей, сложившаяся в процессе исторического развития как результат их совместной деятельности.
- Обладают способностью к организации на основе присущих его субъектам потребностей и интересов.
- Определенная форма при реализации процесса сохранения людского рода.
- Постоянно меняется в результате непрерывного взаимодействия людей.
Принято делить общества на:
- первобытное общество;
- цивилизованное.
Первобытное общество делят на:
1) по признаку главенства:
- матриархальное;
- патриархальное.
2) по экономическому признаку на:
- общества с присваивающей;
- общества с производящей экономикой.
Однако любому человеческому обществу присущи три базовых института:
- власть;
- управление;
- регулирование.[15]
Человечество существует в виде обществ. Изначально существовали малые общества, которые впоследствии преобразовались в большие и огромные общества. Общество в целях самосохранения создает социальную систему на вершине, которой стоят органы управления.
До появления первых цивилизаций процесс управления и регулирования общественных отношений строился на основе мифологической культуры и традиций. На этом этапе впервые происходит формирование социальных групп по признакам общности потребностей и интересов. В этот период разрешение социальных конфликтов осуществляется на основе мифологический образом и коллективными решениями.
После появления цивилизованного общества, основой которого стала частная собственность, потребовалось усовершенствовать процесс социального управления, важнейшими признаками которого стало всеобщность, единство и непрерывность. На этапе появления цивилизаций оформляется классовое общество, основанное, прежде всего, на материальных различиях членов общества.
Именно на этапе появления цивилизаций мы можем говорить возникновении таких явлений как право и государство, важнейшей целью которых в условиях классового общества стало поддержание целостности и организованности всего общества. Кроме того, государство и право стали важнейшими инструментами разрешения социальных конфликтов.[16]
Первоначально, государство и право выступали орудиями поддержания господства и выражений интересов лишь определенных классов. Однако в процессе развития общества и преодолении классовых противоречий государство и право трансформировались в систему организации политической власти в интересах всего общества.
Таким образом, государство и право должны: создавать и гарантировать систему правовых норм; создавать и обеспечивать систему органов власти и правопорядка; обеспечивать рациональное и эффективное использование ресурсов общества.
Материалистическая теория происхождения государства права является одной из основных теорий, объясняющих возникновение такого общественного явления как право и государство. Выдающимися ее представителями были К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Суть материалистической теории можно заключить в том, что основной причиной возникновения права являются отнюдь не религиозные или культурные причины, а исключительно экономические предпосылки.
Представители материалистической теории происхождения государства и права утверждают, что государство пришло на смену родоплеменным отношения, а право на смену мононормам и обычаям. Такой переход произошел в силу значительных преобразований хозяйственной и экономической деятельности первобытного общества. При этом изменения в социальных отношениях и культуре представители этой теории не принимают во внимание. Таким образом, именно экономические изменения привели к разложению первобытного общества и формирования таких социальных явлений как государство и право.
С точки зрения материалистического подхода, следующие экономические изменения привели к возникновению государства и права:
В-первую очередь происходит отделение скотоводства от земледелия и далее выделения ремесла и появления класса людей, занятых исключительно в отношениях обмена товарами. Эти изменения экономической и хозяйственной действительности стимулировали быстрый рост производственных отношений и появление избыточного продукта. Необходимо обратить внимание на то, что именно в этот период становится очень выгодно эксплуатировать чужой труд. Примером тому является начало практики порабощения пленных воинов, которых заставляли работать на себя, а произведенный ими продукт присваивали[17].
Все вышеперечисленные факторы приводят к усилению имущественного расслоения и углублению разделения труда, формируется классовое общество, появляются богатые и бедные слои населения. Богатые слои начинают использовать труд бедных слоев населения и других представителей общины. В результате в течение длительного времени происходит формирование устойчивых слов населения и классов. Формируются закрытые социальные группы управленцев (вождей), военных предводителей и духовных лидеров (жрецов). Эти слои обладали более высоким статусом по сравнению с другими представителями общества и использовали свое высокое положения для того чтобы присвоить избыточный продукт, производимый обществом (скот, орудия труда, утварь), а также стремились передать свои привилегии по наследству. Этими стремления было обусловлено задача этих классов по удержанию в состоянии повиновения остальных членов общества, в особенности рабов и незащищенных представителей общества.
Новые условия социальной и экономической жизни общества привели к тому, что устоявшаяся система управления родоплеменной организации общества перестала отвечать запросам времени, появились непреодолимые противоречия, в результате чего и появилось государство и право.
Различные подходы к правопониманию, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия имеют определенную ценность в научных целях. Нельзя считать тот или иной признак неприемлемым или наоборот существенным. Мера свободы и справедливости будет характеризовать содержание, а формальным свойством будет общеобязательность, основывающаяся на принуждении со стороны государства. Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою роль по стабилизации и упорядочению общественных связей, если бы понималось всеми по-разному. Определенность в понимании права – исходное начало определенности и порядка в общественных отношениях. Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом[18].
Вывод по второй главе: определение понятия право является одним из наиболее древних и дискуссионных вопросов общественно-политической мысли, еще с глубокой древности великие мыслители задавались вопросом: что же такое право, какова его природа и сущность.
При определении понятия право следует отталкиваться от трех важных характеристик права:
- Право является неотъемлемым качеством самого человека.
- Право является важным социальным регулятором общественных отношений и взаимоотношений между людьми.
- Право санкционировано государством, гарантировано государственной властью и обеспечивается право государства на принуждение.[19]
Особенности возникновения и формирования такого сложного и многомерного общественного института как права во многом схоже особенностям возникновения государства. Это и усложнение общественных отношений, и обострение социальных противоречий, а также теологические и военно-политические факторы. Иными словами возникновение и формирование права и правовых институтов неразрывно связано с процессом становления государственных институтов. Однако следует отметить, что в отличие от институтов власти первобытного общества, нормы поведения получили большую преемственность и закрепление уже после формирования полноценного института права. Наиболее важные для жизни общества нормы поведения (мононормы) стали полноценными источниками права.
Итак, право – это система общеобязательных норм права, санкционированных государством в целях создания определенного порядка общественного бытия.
2.2 Отличие правовых норм от социальных норм первобытного общества
Ни одно общество не обходится без норм, которые регулируют человеческие взаимоотношения при общении и взаимодействии людей друг с другом. К социальным нормам относят правила, которые не прописаны законодательно, которые сложились в обществе исторически и диктуют поведение членам этого общества.
Право как юридическое явление неразрывно связано с государством, и, соответственно, те причины, которые лежали в основе возникновения государства, лежали и в основе возникновения права[20].
Рассмотрение права в строго юридическом смысле позволяет выделить целый ряд признаков, по которым оно достаточно четко отличается от социальных норм:
- Право исходит от государства, а социальные нормы первобытного общества изначально складывались бессознательно в результате многократного повторения наиболее целесообразных вариантов поведения, а в последующем исходили от всего рода или племени.
- Право охраняется специальными правоохранительными органами государства, а социальные нормы первобытного общества охранялись мерами общественного воздействия.
- Право закрепляется в определенных формах (нормативно-правовых актах, правовых прецедентах, правовых обычаях, договорах нормативного содержания), то есть формально определено, а социальные нормы первобытного общества «живут» в сознании людей и передаются вербально от поколения к поколению.
- Право является достаточно динамичным регулятором общественных отношений, в то время как социальные нормы первобытного общества по природе своей крайне консервативны, то есть не подвержены быстрому и произвольному изменению.
- Для права характерна предельно четкая различимость между правами и обязанностями, а в социальных нормах первобытного общества такой различимости нет.
Таким образом, основное отличие права от социальных норм первобытного общества, прежде всего, связано с правотворческой, правоприменительной (правоохранительной) деятельностью государства[21].