Файл: Возникновение права (ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА И ОТЛИЧИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА
1.2 Естественные теории происхождения права
1.3 Теория позитивизма и нормативизма
ГЛАВА 2 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА И ОТЛИЧИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
2.1 Современная наука о причинах возникновения права
2.2 Отличие правовых норм от социальных норм первобытного общества
Вывод по третьей главе: причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи, расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе. У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах. На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом. В этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе.
Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества. К тому же лица - обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы. Все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.[22]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство, впрочем, как и право, – это явления, без которых немыслимо сегодняшнее существование народов. Поэтому учеными-правоведами были предприняты попытки определить их становление, начавшееся, к слову сказать, ещё в период до нашей эры. А потому был выработан целый ряд теорий, объясняющих происхождение государства и права.
Теологическая теория получила свое распространение и поныне, основными идеологами являются исламские и католические религиозные деятели.
Патриархальная теория получило свое распространение в Древней Греции и Древнем Риме, у ее истоков стоял выдающийся античный мыслитель – Аристотель, который полагал, что человек не может существовать вне государства, и поэтому оно является наиболее естественной формой человеческого общежития.
Сущность договорной теории заключается в положении о том, что до возникновения государства, общество находилось в естественном состоянии с неограниченной свободой. Именно общественный договор ограничил свободу человека в разумных пределах в рамках государства. Основной целью создания государства считается обеспечение баланса общественных интересов, соблюдения естественных прав и свобод.
Теория насилия возникла и получала распространение в работах Людвига Гумпловича, Карла Каутского и Евгения Дюринга. По их мнению, государство возникло в результате завоевания и характерного акта насильственного подчинения одного племени над другим. Основой теории завоеваний послужили исторические примеры германских и венгерских племен.
Психологическая теория была предложена известным правоведом Львом Петражицким, согласно его представлениям государство образовалось в результате психологических предпосылок одних людей к управлению, других к подчинению, а также наличия психологической потребности в общежитии.
Основоположником ирригационной теории был немецкий ученый Карл Виттфогель, согласно его представлениям возникновение государство связанно с необходимостью мобилизации людей для строительства и использования масштабных ирригационных сооружений в районах великих рек.
Марксистская (классовая) теория изложена в произведении Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Марксистская теория связывает происхождение государства развитием частной собственности, расслоением общества на классы и появлением классовых противоречий. Теория рассматривает государство как орудие угнетения пролетариата господствующим классом.
Формирование первых архаичных социальных регуляторов (ритуалы, обряды, обычаи) началось еще в первобытном обществе. Они были призваны выполнять две наиболее важные функции.
Первая функция первобытных социальных регуляторов – с помощью ритуалов доказать божественное, сверхъестественное происхождение установленных в обществе правил поведения (социальных норм).
Вторая функция первобытных социальных регуляторов заключалась в упорядочивании общественных отношений и установлении в обществе стабильных отношений.
Социальные регуляторы, действовавшие в первобытном обществе, были представлены обычаями, религиозными нормами, ритуалами, обрядами, моральными и этическими нормами. Перечисленные выше социальные регуляторы содержали в себе социальные нормы – правила поведения, определяющие общественные отношения.
Большинство исследователей государственно-правовых явлений сходятся на том, что впервые право как социальный регулятор появилось в первых восточных протогосударствах. Предполагается, что право выросло из обычаев, оформим определенным образом исторически сложившиеся правила поведения.
Отличие правовых норм от обычаев состояло, прежде всего, в том, что исполнение норм права контролировали надобщинные органы управление, из которых впоследствии сформировали государственные органы. Эти надобщинные органы могли применять силу принуждение и социальное насилие для упорядочивания общественных отношений в интересах общей пользы. Таким образом, происходит формирование публичной власти.
Формирование представления об органах, разбиравших споры и конфликты, как о третейском суде, так и в целом о необходимости в существовании государства, способствовал характер процесса. Он везде в древности носил обвинительный и состязательный характер. Именно по этой причине текст древнейших памятников права – первые статьи – начинались нормами, регулировавшими процессуальные отношения. Это делалось в целях того, чтобы каждое заинтересованное лицо могло лично обратиться за судебной защитой.
Длительное время мировой истории правовые нормы, наряду с другими социальными нормами существовали лишь в устной форме, а переносчиками правового знания являлись жрецы. Изобретение человечеством письменности кардинально изменило эту ситуацию – правовые нормы стали фиксироваться на различных материальных носителях. Эти материальные носители зачастую выставлялись в общественных местах на всеобщее обозрение.
Первые дошедшие до нас памятники письменного права сочетали в себе как правовые, так и религиозные нормы и нормы морали. Так, в Законах Ману к правовым нормам можно отнести лишь малую часть норм. К первым письменным источникам можно отнести законы Хаммурапи.
Характерной особенностью архаичного права является его казуальность. Т.е. право было признано разрешать отдельные конфликты или спорные ситуации (казусы), оно не носило массового, всеобъемлющего характера. Люди могли, как прибегнуть к помощи права, так и отказаться от этого.
Первоначально право не содержало в себе общеправовых понятий в силу слабого развития самих общественных отношений, а также неразвитости абстрактного мышления и юридической техники.
Однако уже в Древней Индии и Древней Греции появляются не только собственно юридические термины, но и формируются первые принципы права.
Важнейшее значение в развитии права и правовой техники имела систематизация правовых норм. Элементы систематизации имели место быть в древнейших памятниках права, например в законах Хаммурапи. В этом памятнике права систематизация правовых норм осуществлялась по объектам: личность, имущество, интересы государственной власти и т.д.
Одной из важнейших предпосылок образования государства и права являлось стремление общество обеспечить стабильность общественных отношений и охрану общественных интересов. Это подтверждается тем, что в наиболее древних па мятниках права за уголовные правонарушения были предусмотрены очень строгие санкции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев, Н. Н. Основы философии права / Н. Н. Алексеев. - СПб. Лань, 2012.
- Алексеев, С. С. Восхождение к праву: Поиски и решения / С. С. Алексеев. - М.: Норма, 2012.
- Бачинин, В. А. История философии и социологии права / В. А. Бачинин.- СПб. : Михайлов, 2011.
- Гребеньков, Г. В. Культурно-антропологические истоки права / Г. В. Гребепьков // Философия права. 2013. - №4 (20).
- Гриценко, Г. Д. Право как социокультурное явление: филос.-антропол. концепция: автореф. дис. . д-ра филос. наук / Г. Д. Гриценко. – Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2013.
- Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. - М.: Юрист, 2014.
- Нерсесянц, В. С. Теория права и государства / В. С. Нерсесянц. - М.: Норма, 2011.
- Пучков, О. А. Теория государства и права: проблемы и перспективы / О. А. Пучков // Правоведение. 2011. - №6.
- Соколов, А. Н. Теория права и государства опор, конспект / A. Н. Соколов. - Калининград : Янтарный сказ, 2012.
- Трубецкой, Е. Н. Труды по философии права / Е. Н. Трубецкой; вступ. ст., сост. и примеч. И. И. Евлампиева. СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманитар, ин-та, 2011.
-
Нерсесянц, В. С. Теория права и государства / В. С. Нерсесянц. - М.: Норма, 2011. С. 65. ↑
-
Бачинин, В. А. История философии и социологии права / В. А. Бачинин.- СПб. : Михайлов, 2011. С. 79. ↑
-
Бачинин, В. А. История философии и социологии права / В. А. Бачинин.- СПб. : Михайлов, 2011. С. 81. ↑
-
Пучков, О. А. Теория государства и права: проблемы и перспективы / О. А. Пучков // Правоведение. 2011. - №6. С. 29. ↑
-
Пучков, О. А. Теория государства и права: проблемы и перспективы / О. А. Пучков // Правоведение. 2011. - №6. С. 31. ↑
-
Пучков, О. А. Теория государства и права: проблемы и перспективы / О. А. Пучков // Правоведение. 2011. - №6. С. 32. ↑
-
Гребеньков, Г. В. Культурно-антропологические истоки права / Г. В. Гребепьков // Философия права. 2013. - №4 (20). С. 12. ↑
-
Гребеньков, Г. В. Культурно-антропологические истоки права / Г. В. Гребепьков // Философия права. 2013. - №4 (20). С. 14. ↑
-
Пучков, О. А. Теория государства и права: проблемы и перспективы / О. А. Пучков // Правоведение. 2011. - №6. С. 33. ↑
-
Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. - М.: Юрист, 2014. С. 81. ↑
-
Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. - М.: Юрист, 2014. С. 80. ↑
-
Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. - М.: Юрист, 2014. С. 83. ↑
-
Трубецкой, Е. Н. Труды по философии права / Е. Н. Трубецкой; вступ. ст., сост. и примеч. И. И. Евлампиева. СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманитар, ин-та, 2011. С. 64. ↑
-
Трубецкой, Е. Н. Труды по философии права / Е. Н. Трубецкой; вступ. ст., сост. и примеч. И. И. Евлампиева. СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманитар, ин-та, 2011. С. 65. ↑
-
Трубецкой, Е. Н. Труды по философии права / Е. Н. Трубецкой; вступ. ст., сост. и примеч. И. И. Евлампиева. СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманитар, ин-та, 2011. С. 67. ↑
-
Алексеев, С. С. Восхождение к праву: Поиски и решения / С. С. Алексеев. - М.: Норма, 2012. С. 45. ↑
-
Алексеев, С. С. Восхождение к праву: Поиски и решения / С. С. Алексеев. - М.: Норма, 2012. С. 49. ↑
-
Соколов, А. Н. Теория права и государства опор, конспект / A. Н. Соколов. - Калининград : Янтарный сказ, 2012. С. 76. ↑
-
Соколов, А. Н. Теория права и государства опор, конспект / A. Н. Соколов. - Калининград : Янтарный сказ, 2012. С. 80. ↑
-
Бачинин, В. А. История философии и социологии права / В. А. Бачинин.- СПб. : Михайлов, 2011. С. 113. ↑
-
Пучков, О. А. Теория государства и права: проблемы и перспективы / О. А. Пучков // Правоведение. 2011. - №6. С. 35-37. ↑
-
Пучков, О. А. Теория государства и права: проблемы и перспективы / О. А. Пучков // Правоведение. 2011. - №6. С. 39. ↑