Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 7

Элементы концепции «4С» [8, с. 89]

№ п/п

Элемент

Содержание

1

Customer value, needs and wants (ценность, нужды и запросы потребителя)

обусловливает необходимость более детального исследования потребительских предпочтений, имеет тесную связь с правильным восприятием своей целевой аудитории

2

Cost (издержки, затраты для потребителя)

денежные средства, потраченные на продукцию или услугу, и усилия, связанные с их приобретением: насколько готов потенциальный клиент, затратив время и определенные усилия, ознакомиться с номенклатурой производимой предприятием продукцией (услуг) и приобрести у него те или иные виды товаров (продукцию и услуги)

3

Convenience (доступность для потребителя)

является показателем доступности продукции для клиента, подразумевает то, что он должен не только удовлетворять определенную базовую потребность (отдых, питание, путешествия), но и содержать совокупность дополнительных выгод и преимуществ, предназначенных для потенциальных потребителей

4

Communication (коммуникации)

обосновывает степень информированности потребителя о том или ином товаре, степень осведомленными о его значимых характеристиках, выгодах, получаемых от его приобретения и дальнейшего использования, а также о доступности и иных преимуществах по сравнению с аналогичными товарами

компаний-конкурентов, что во многом зависит от эффективности маркетинговой коммуникационной политики предприятия: реклама, PR, прямой маркетинг, методы стимулирования сбыта и др.

Рассматриваемая концепция стала своеобразным катализатором формирования различных вариантов программ потребительской лояльности, т.к. основным ее ориентиром является потребитель – его потребности и предпочтения, совместное эффективное сотрудничество, получение обратной связи, с целью дальнейшего улучшения производимых продуктов и оказываемых услуг, а также механизмов их продвижения [10, с. 145].

Таким образом, для комплексной оценки конкурентной силы предприятия используют четырехбалльную шкалу, в которой чем выше оценка, тем лучше предприятием осуществляется деятельность по тому или иному критерию. Сравнение происходит по нескольким предприятиям-конкурентам с использованием веса (значимости) каждого критерия. Выставляемые оценки заносятся в таблицу, рассчитывается средневзвешенный балл, оценки суммируются и, исходя из сравнения данных по всем предприятиям, производится оценка конкурентоспособности объекта исследования. На основании полученных результатов оценки конкурентоспособности, руководство предприятия может разработать и реализовать действенные меры по улучшению работы по отдельным направлениям деятельности предприятия [8, с. 91].


Для оценки деятельности предприятия целесообразно также проанализировать и оценить экономический потенциал, т.е. совокупность ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия и способности к использованию этих ресурсов с целью создания и реализации товаров и услуг, получения максимальной прибыли [21, с. 34].

Иными словами, необходимый уровень конкурентоспособности предприятия достигается обеспечением соответствия его совокупного потенциала требованиям внешней среды. В условиях динамично изменяющейся конъюнктуры рынка целесообразно на регулярной основе осуществлять уточнение и корректировку факторов, которые оказывают значительное влияние на конкурентоспособность организации, в связи с чем с целью подержания устойчивой позиции предприятия на рынке следует формировать комплекс определенных конкурентных преимуществ (рис. 6).

Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара, марки или целого предприятия, создающим для предприятия определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.

На повышение конкурентоспособности предприятия влияет также сегментация рынка.

Рисунок 6 – Комплекс основных конкурентных преимуществ предприятия [1, с. 74]

Сегмент рынка представляет собой установленным способом выделенную долю рынка, группу потребителей, товаров или предприятий, имеющих общие признаки. Как правило, сегментация рынка осуществляется посредством реализации следующих этапов [8, с. 93]:

- установление принципов сегментации (принцип различия сегментов; принцип сходства потребителей в одном сегменте; принцип оптимальной величины сегмента; принцип измеримости характеристик потребителей; принцип доступности потребителей или наличие каналов коммуникации);

- определение методов сегментации (метод группировок по одному или нескольким признакам и методы многомерного статистического анализа);

- определение критериев сегментации (географический (местоположение предприятия, климатические условия и проч.), демографический (пол, возраст, национальность и т.д.), психографический (тип личности, образ жизни и др.), поведенческий (поводы для покупки, искомые выгоды, статус пользователя и проч.) и т.д.);

- выбор целевого рынка;

- выбор целевого сегмента;

- позиционирование товара (разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров конкурентов) [21, с. 37].


Цели, достигаемые в результате сегментации, представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Цели, достигаемые в результате сегментации [8, с. 95]

Следует отметить, что конкурентоспособность предприятия в значительной степени зависит от научно-технического уровня и характерных особенностей производственных технологий, использования новейших изобретений и открытий, внедрения современных информационных технологий и средств, повышающих автоматизацию процесса производства продукции/оказания услуги.

Изложенное выше позволяет заключить, что, применительно к экономической сфере, конкурентоспособность в широком смысле, заключается в обладании свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Конкурентоспособность предприятия определяется двумя элементами – конкурентоспособностью продукции, которая характеризует степень удовлетворения спроса, и конкурентоспособностью производства как пути достижения выпуска конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособность предприятия определяется такими факторами, как качество продукции, имидж предприятия, возможность распространения, автоматизация, финансовые ресурсы и другие [21, с. 38].

Основным показателем конкурентоспособности является интегральный показатель конкурентоспособности предприятия, который обеспечивается общим финансово-хозяйственным состоянием предприятия и характеризуется комплексными величинами конкурентного потенциала предприятия и конкурентоспособности производимого товара [1, с. 77].

Анализ деятельности предприятия по повышению конкурентоспособности предполагает оценку достигнутого уровня использования потенциала предприятия, общих результатов хозяйственной деятельности, финансовых результатов. Следует отметить, что существует множество методов оценки конкурентоспособности предприятия (экспертные методы, метод SWOT-анализа, бенч-маркетинг и другие), но самым обобщающим и точным является метод с использованием комплекса маркетинга (модели «4P»), позволяющим оценить предприятие и его основных конкурентов по 4 критериям – товар, цена, распределение и продвижение [8, с. 97].

Таким образом, для того чтобы предприятие имело успех на рынке товаров и услуг, целесообразно все усилия направить на развитие конкурентных преимуществ, оценить совокупность ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, и проанализировать его экономический потенциал с целью формирования на этой основе оперативных, тактических и стратегических планов развития [21, с. 39].


2. Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Лиммэн»

2.1. Общая характеристика ООО «Лиммэн»

Для исследования конкурентоспособности предприятия было выбрано общество с ограниченной ответственностью «Лиммэн» (далее ООО «Лиммэн»), которое было создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральный законом Российской Федерации и т.д.

Главная цель ООО «Лиммэн» является получение прибыли, обеспечивающей удовлетворение социальных и экономических интересов коллектива и собственников организации. ООО «Лиммэн» является малым предприятием.

ООО «Лиммэн» считается юридическим лицом, действует на принципах полного хозяйственного расчета, пользуется всеми правами юридического лица с момента государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, открыт расчетный счет в учреждении банка, имеет круглую печать со своим наименованием и реквизитами, угловой штамп.

Предметом деятельности ООО «Лиммэн» является производство и продажа строительно-монтажных конструкций и материалов.

Далее на рисунке 8 рассмотрим организационную структуру ООО «Лиммэн» .

Рисунок 8 – Структура управления ООО «Лиммэн»

Линейно-функциональная схема построения организационной структуры управления предприятием позволяет организовать административное управление производством по линейной схеме, при этом функциональные службы главных специалистов оказывают помощь и готовят информацию (технологию, чертежи, планы, графики и т.д.) для исполнителей, решают разнообразные управленческие задачи для соответствующих линейных руководителей и подчиненных имеющихся подразделений.

Далее проведём анализ финансовых показателей ООО «Лиммэн» . Данные для анализа получены из бухгалтерской отчётности.

Таблица 8

Организационно-экономические показатели ООО «Лиммэн» за 2016-2018 гг., тыс. руб.

Показатели

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Отклонения

Темп роста, %

2017г.к 2016г.

2018г. к 2017г.

2017г.к 2016г.

2018г. к

2017г.

Выручка от продаж

30935

49713

58120

+18778

+8407

161

117

Себестоимость от продаж

28393

47187

54194

+18794

+7007

166

115

Валовая прибыль

2542

2526

3926

-16

+1400

99

153

Прибыль от продаж

2542

2526

3926

-16

+1400

99

153

Прочие доходы

480

876

981

+396

+105

182

112

Прочие расходы

617

1398

2308

+781

+910

227

165

Прибыль до налогообложения

2405

2004

2599

-401

+595

83

130

Чистая прибыль

1901

1572

1853

-329

+1281

83

117


Из таблицы 8 видно, что выручка от продаж в 2018 году составила 58120 тыс. руб., что по сравнению с 2017 годом больше на 8407 тыс. руб. или на 17%, в 2017 году выручка от продаж составила 49713 тыс. руб., по сравнению с 2016 годом больше на 18778 тыс. руб. или на 61%. Темп прироста выручки 2017 года по сравнению с 2016 составил 61%, в 2018 году темп прироста составил 17% по сравнению с 2017 годом.

Далее проведем анализ макросреды, используя методику РЕSТ - анализа.

РЕSТ - это аббревиатура четырех английских слов: Р - Роlicy - политика, Е - Еconomy - экономика, S - society - общество, T - Technology - технология. С помощью этого метода проведем анализ четырех указанных групп факторов. Для представления результатов анализа используем таблицу.

Целью PEST-анализа является отслеживание (мониторинг) изменений макросреды четырьмя узловыми направлениями и выявления тенденций, событий, неподконтрольных предприятию, но влияющих на результаты деятельности ООО «Лиммэн» и принятых стратегических решений.

Оценим основные внешние факторы применительно к ООО «Лиммэн» .

Политические факторы. Под влиянием политических событий и решений находиться внутренний рынок и деятельность компании. Постоянно находясь под влиянием политических событий руководству компании необходимо контролировать процесс за принятием законов не только на федеральном уровне, но и на уровне субъекта Российской Федерации, т.е. где находиться данное предприятие.

ООО «Лиммэн» следует контролировать изменения законодательства на территории РФ, а именно за изменениями в области налоговой политики России, кредитной политики Банка России (ООО «Лиммэн» пользуется кредитами и дальше будет продолжать привлекать заемные средства в будущем), изменения в области законодательства по защите прав потребителей.

Социальные факторы. К данным факторам относятся следующие:

- влияние демографической ситуации, происходящей в стране. Данный фактор оказывает как позитивное, так и негативное влияние на деятельность компании;

- защита прав потребителей, которые пользуются услугами данной компании;

- обеспечение усиления внимания потребителя среднего и высшего класса, тем самым обеспечит компании увеличение объёма продаж строительных материалов;

- изменение предпочтений потребителей.

На современном этапе в стране происходит финансовый кризис, тем самым спрос на строительные материалы будет снижаться.

В любом случае предприятия проводят оценку конкурентоспособности с целью определения положения предприятия на исследуемом рынке.