Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В рыночных условиях особое значение приобретает обеспечение конкурентоспособности предприятия. Задачи достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть качественно решены без учета специфических особенностей развития каждой из отраслей народного хозяйства. Решение проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке.

Также в современных условиях одной из важных проблем существования предприятия на рынке и повышения его конкурентоспособности является изучение факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, выявление резервов и составление на их основе научно-обоснованных планов дальнейшего развития.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что с развитием рыночного механизма проблема обеспечения конкурентоспособности резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимой продукции (оказываемых услуг) и предприятия в целом.

Целью работы является анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;

- провести анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Лиммэн»;

- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Лиммэн».

Предметом работы является конкурентоспособность предприятия ООО «Лиммэн».

Объектом работы является ООО «Лиммэн».

При подготовке работы были использованы такие информационные источники как специализированная профессиональная литература, материалы из СМИ, данные Интернет-ресурсов. Применены такие методы и приемы исследования как анализ, синтез, сравнение.

1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия


1.1. Сущность, значение и факторы конкурентоспособности предприятия

Конкуренция является одной из основных характеристик и специфических особенностей функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме рыночного хозяйства [1, с. 45].

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция (от лат. Concurentia – состязание, столкновение) определяется как «ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями» [8, с. 74].

Связь между производством и потреблением, как правило, обеспечивает рынок посредством механизма спроса и предложения. При этом рынок выполняет функции формирования и движения воспроизводственных связей и пропорций, саморегулирующихся на основе законов рыночной экономики в систему управления в пределах инфраструктуры рынка, его институтов, обслуживающих движение трудовых ресурсов, оборот инвестиционных ресурсов, ценных бумаг, товарных фондов [10, с. 117].

В рыночной экономике ключевым понятием является конкурентоспособность. В общем случае под конкурентоспособностью принято понимать способность участников рынка товаров и услуг конкурировать между собой. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) конкурентоспособность определена как способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечить сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

Взгляды на сущность понятия «конкурентоспособность» некоторых исследователей в данной области приведены в таблице 1.

Таблица 1

Определение термина «конкурентоспособность» [9, с. 37]

Автор

Определение конкурентоспособности

М. Портер

«Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений»

М. Гельвановский

«Обладание свойствами, которые создают преимущества для участника экономического соревнования»

Р. Завьялов

«Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, реализуемых в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке»

Р.Ф. Фатхутдинов

«Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке»

Е. Дж. Визер

«Способность предприятия приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке»

П.У. Зулькарпаев, Л.Р. Ильясова

«Способность предприятия занимать определенную долю рынка продукции и способность ее изменять»

М. Коллонтай

«Способность товара на единицу своей стоимости удовлетворять больше потребностей покупателей или на более высоком уровне, чем товар конкурентов»

Д.Е. Ивахник

«Это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей – финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям»

И.О. Миргородская

«Это возможность приспособиться к изменяющимся условиям с точки зрения удержания или улучшения позиций»


Проанализировав данные таблицы 1, в качестве вывода можно представить наиболее точное понятие конкурентоспособности: «Конкурентоспособность – это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей - финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды» [10, с. 119].

В современной теории по проблемам конкурентоспособности существуют два подхода к выделению уровней конкурентоспособности: территориальный и отраслевой (табл. 2) [17, с. 107].

Таблица 2

Подходы к выделению уровней конкурентоспособности [10, с. 121]

Подход

Уровень

Территориальный

Отраслевой

Микроуровень

Конкурентоспособность предприятия

Конкурентоспособность товара

Мезоуровень

Конкурентоспособность региона

Конкурентоспособность отрасли

Макроуровень

Конкурентоспособность страны

Национальная конкурентоспособность

Конкурентоспособность – сложная экономическая категория, рассматриваемая на нескольких уровнях, каждый из которых характеризуется определенными уровнями (табл. 3) [9, с. 39].

Таблица 3

Характеристика уровней конкурентоспособности [17, с. 108]

Уровень конкурентоспособности

Объект/субъект конкурентоспособности

Факторы конкурентоспособности

Товарный

товары (работы, услуги)

уровень качества продукции, соответствие нормам и стандартам; приемлемость цен; соответствие потребительскому спросу

Микроуровень

товаропроизводитель (организация, фирма)

сравнительная конкурентоспособность продукции; эффективность производственной деятельности;

уровень финансовых показателей деятельности предприятия; эффективность организации сбыта продукции на рынке и его доля

Мезоуровень

объединение предприятий, отрасли

внутренняя структура отрасли; влияние внешней среды; конкурентоспособность отдельных элементов; взаимодействие между элементами системы

Макроуровень

народное хозяйство в

целом, конкурентоспособность

страны и регионов

инвестиционный климат; научно – технический уровень; конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом


Конкурентоспособность предприятия определяется двумя элементами: конкурентоспособностью продукции, которая в динамике характеризует степень удовлетворения спроса, и конкурентоспособностью производства как пути достижения выпуска конкурентоспособной продукции, т.е. является обобщающим показателем, объединяющим конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность производства и выражающим отличия в развитии данного предприятия от предприятий-конкурентов – наличие конкурентных преимуществ, степень адаптации к изменениям конкурентной среды, эффективность производственной деятельности [10, с. 123].

Между категориями «конкурентоспособность продукции» и «конкурентоспособность предприятия» существует взаимосвязь: предприятие не может быть конкурентоспособным, если его продукция не реализуется и не востребована потребителем. Однако следует учитывать, что конкурентоспособность продукции не является единственным аспектом, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия, т. е., с одной стороны, неоспоримым является тот факт, что при реализации продукции с низким уровнем конкурентоспособности снижается конкурентоспособность предприятия, несущего дополнительные издержки (стимулирование сбыта, складирование, хранение, увеличение периода кредитования (зачастую имеют место прямые потери от уценки продукции, которая не пользуется спросом)); с другой стороны, на возможность предприятия конкурировать в определенном рыночном сегменте также оказывает значительное влияние совокупность экономических методов, применяемых предприятием для оказания воздействия на результаты конкурентной борьбы [9, с. 141].

На вопрос, что делает предприятие конкурентоспособным, В.А. Винокуров отвечает: «Во-первых, ресурсы (потенциал предприятия), во-вторых, умение продуктивно их использовать». В.Н. Фомин считает, что конкурентоспособность предприятия определяют: цена продукции, затраты на эксплуатацию/потребление, предоставляемое сервисное обслуживание, эффективная рекламная деятельность, репутация предприятия в данном сегменте (отрасли), соотношение между спросом и предложением, а итоговым критерием оценки конкурентоспособности предприятия является занимаемая им доля рынка [17, с. 53].

Таким образом, можно заключить, что конкурентоспособность предприятия зависит от определенных критериев (рис. 1).

Рисунок 1 – Критерии, оказывающие влияние на уровень конкурентоспособность предприятия [10, с. 125]


В экономической науке выделяют два типа условий обеспечения конкурентоспособности: коммерческие и организационные (рис. 2) [3, с. 95].

Рисунок 2 – Условия обеспечения конкурентоспособности [1, с. 47]

Наряду с представленными условиями, уровень конкурентоспособности предприятия определяется способностью его внутренней среды реагировать на изменения внешней, т. е. возможностью адаптации и степенью гибкости процессов производства/оказания услуг, при этом характерной особенностью внутренней среды предприятия является ее нахождение под влиянием управляющей подсистемы самого предприятия и подсистемы более высокого уровня (например, государства), и необходимость адаптации к изменению внешней среды. В данном случае, цель адаптации заключается в противодействии предприятия возникающим во внешней среде неблагоприятным условиям наименьшими затратами [1, с. 48].

Таким образом, конкурентоспособность организации можно охарактеризовать как разность эффекта двух взаимосвязанных уровней активности - во внешней и внутренней среде. Если эффект активности внешней среды преобладает, предприятие становится неконкурентоспособным. В данном случае возникает необходимость исследования факторов, являющимися критериями оценки конкурентоспособности предприятия на рынке [10, с. 127].

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке представляет собой определение его сильных и слабых сторон, а также факторов, воздействующих на отношение потребителей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, «предприятие должно обеспечить уровень конкурентоспособности по восьми факторам», к которым относятся [3, с. 97]:

- концепция товара и услуги, являющаяся базой для деятельности предприятия;

- качество, которое выражается в соответствии продукта уровню качества товаров лидеров рынка и выявляется посредством опросов и сравнительных тестов;

- цена товара с возможной наценкой;

- наличие финансов (собственных и заемных);

- организация продаж (с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности);

- уровень сервиса и послепродажного обслуживания, обеспечивающий предприятию постоянных потребителей;

- внешняя торговая деятельность предприятия, позволяющая поддерживать деловые отношения с властями, прессой и общественным мнением;