Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.1. Сущность, значение и факторы конкурентоспособности предприятия
1.2. Методика оценки конкурентоспособности предприятия
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Лиммэн»
2.1. Общая характеристика ООО «Лиммэн»
2.2. Анализ конкурентной среды и оценка конкурентоспособности ООО «Лиммэн»
2.3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Лиммэн»
Важным конкурентным преимуществом ООО «Траверс» является персонал фирмы. Проанализируем персонал по следующим позициям: уровень квалификации, профессиональное развитие, мотивация.
Результаты экспертного опроса представлены в таблице 16.
Анализ экспертного опроса позволяет автору сделать вывод, что эксперты высоко оценивают уровень квалификации персонала компании. Действительно, при приеме на работу начальник производственного цеха за каждым новичком закрепляет наставника, труд которого оплачивается (из расчета 5% от оклада, т.е. в среднем 350 - 500 руб.).
Вновь принятый работник весь период испытательного срока работает под контролем наставника, а в конце срока проходит собеседование с начальником производства при присутствии наставника, на котором принимается окончательное решение о приеме или не приеме на работу.
Таблица 16
Оценка экспертов персонала ООО «Лиммэн» как конкурентного ресурса фирмы
№ |
Позиции оценки |
1 эксперт |
2 эксперт |
3 эксперт |
Итоговая оценка |
1. |
Уровень квалификации |
4 |
3 |
4 |
3,6 |
2. |
Профессиональное развитие |
3 |
2 |
2 |
2,3 |
3. |
Мотивация |
2 |
3 |
2 |
2,3 |
Итоговая оценка показателя |
2,7 |
Данная процедура является эффективной, так как стимулирование наставников позволяет руководителю ждать эффективных результатов по работе с новым сотрудником.
Безусловно, весь этот процесс должен контролировать специалист по работе с персоналом, но в ООО «Лиммэн» его нет, поэтому весь груз ответственности ложиться на плечи руководителя производства, который не может системно выполнять функции по работе с персоналом.
Итоговая оценка по позиции «профессиональное развитие» равна 2,3 балла, т.е. чуть ниже среднего. Если с вновь принятыми работниками фирма наладила эффективную работу, по прошествии трех месяцев после испытательного срока о профессиональном уровне персонала забывают.
В ООО «Лиммэн» не проводится работа по повышению квалификации работников и их профессиональному развитию. Это связано со следующими причинами:
- отсутствие на предприятии специалиста по работе с персоналом, который бы осуществлял все функции, связанные с персоналом;
- отсутствие у руководства понимания роли персонала в деятельности компании.
Позицию «мотивация» эксперты также оценили очень невысоко - 2,3 балла. Автор это связывает, в первую очередь, со снижением средней заработной платы работников ООО «Лиммэн» (рис. 9).
Рисунок 9 - Средняя заработная плата персонала ООО «Лиммэн» в 2016-2018 гг., руб.
Как видно из рисунка 9, средняя заработная плата персонала ООО «Лиммэн» в 2018 г. снизилась на 3,6% по сравнению с 2016 г.
Таким образом, показатель «эффективность персонала» имеет итоговую оценку 2,7 балла, т.е. чуть выше среднего значения. Анализ данного показателя говорит о невнимании руководства к персоналу и непонимание директором ООО «Лиммэн» значения работников в эффективной деятельности компании.
Исследование конкурентоспособности ООО «Лиммэн» позволяет выделить следующие конкурентные преимущества компании:
- наличие стабильных поставщиков;
- эффективная ценовая политика.
Проведенный анализ также позволил выявить и проблемы, которые снижают конкурентоспособность ООО «Лиммэн» :
- узкий сегмент рынка фирмы;
- низкие позиции на рынке в сравнении с конкурентами;
- наличие значительного числа товаров-заменителей, способных составить конкуренцию продукции ООО «Лиммэн» ;
- возможность роста конкурентной борьбы за счет появления новых конкурентов;
- отсутствие документов, которые бы регламентировали сбытовую деятельность компании (от производства до заказчика);
- недостаточное внимание руководства фирмы к персоналу, как основному конкурентному ресурсу и как следствие снижение производительности труда.
Таким образом, проведенный анализ конкурентной среды ООО «Лиммэн» позволяет говорить о нестабильном положении фирмы на конкурентном рынке, о значительных угрозах со стороны внешней среды, которым компания не в силах в настоящее время противостоять.
2.3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Лиммэн»
Для повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Лиммэн» предложим следующие рекомендации:
1) Обновление сайта в глобальной сети Интернет.
Каждое предприятие должно стремиться к созданию своего неповторимого облика. Этого можно достичь за счет оформления фасада внутреннего устройства месторасположения здания. Кроме того успеху в работе будет способствовать и применение элементов создающих фирменный стиль.
Фирменный стиль предполагает единый подход в оформлении предприятия использовании определенных цветовых сочетаний и образов для рекламных материалов деловых бумаг. Он формируется применением товарного знака фирменных цветов фирменного комплекта шрифтов (логотипа) фирменного лозунга (слогана) рекламного персонажа.
В процессе разработки фирменного стиля фирмы следует учитывать, что его оформление не только создает комфортные условия труда работников, но и позволяет создать благоприятную среду для клиентов. Поэтому основная задача рекламно-информационного оформления фирмы состоит в том, чтобы помочь работникам не просто обслужить клиента, но и вызвать положительные эмоции от обращения в фирму.
Условно при рекламно-информационном оформлении можно выделить такие зоны:
- фасад здания и внутренний дизайн;
- внутренняя реклама.
Также ООО «Лиммэн» тесно сотрудничает с фирмами, работающими в сфере строительства.
Широко используется реклама в средствах массовой информации. Применяется реклама в средствах массовой информации, которая и на телевидении и периодической печати. Проводимая реклама ООО «Лиммэн» гармонично увязывается с ранее разработанной концепцией дальнейшего развития.
За последние годы резко растет численность пользователей Интернета. Статистика показывает, что 90 миллионов человек в России пользуется сетью Интернет. В некоторых странах Европы ресурсы этой сети использует более половины населения. Примечательными являются темпы роста – пользователей всемирной паутины увеличилось на 30 миллионов человек.
Подобная аудитория не может оставаться без внимания и сейчас многие компании стремятся тем или иным образом оформить свое присутствие в Интернет.
Услугами этого вида информации пользуются ведущие предприятия г. Тольятти. Разработка web-сайта, в котором подробно описывается график работы и предлагаемую продукцию ООО «Лиммэн» позволит ознакомить потенциальных клиентов с предлагаемыми строительными материалами, но это эффективная возможность наладить двухстороннее взаимодействие с клиентами.
Социальная эффективность рекламы определяется степенью удовлетворения запросов и нужд потребителей ее способностью сформировать определенные навыки потребности и повысить общий уровень культуры и т. д.
Экономическая эффективность рекламы оценивается в первую очередь по степени влияния ее на объем товарооборота. Она показывает, какая дополнительная прибыль получена в результате воздействия рекламы.
Не существует какого-либо единого подхода для определения экономической эффективности рекламы. Это вызвано тем, что на рост товарооборота влияют одновременно с рекламой другие многочисленные факторы, которые трудно, а порой и невозможно выразить цифрами. На спрос населения а, следовательно, и на рост товарооборота влияют: изменение уровня цен, сезонные колебания, доходы населения, качество обслуживания покупателей и т. д.
Наиболее простой метод определения эффективности рекламы – сравнение товарооборота до и после проведения рекламного мероприятия. При этом сравнивают товарооборот за определенный период (месяц квартал) в течение которого рекламировался товар с аналогичным периодом, предшествовавшим рекламе.
Рекламное мероприятие можно считать эффективным, если полученная прибыль больше затраченных на него средств. Но как определить насколько она должна быть больше? Все зависит от цели, поставленной перед рекламой. Иногда фирме приходится идти на то чтобы вложить в рекламу всю сумму прибыли, которую можно было бы получить от реализации определенных товаров лишь бы продать все запасы этих товаров освободить площади хранения вернуть вложенные средства. Таким образом, хотя и без получения прибыли цель рекламы будет считаться выполненной.
Говоря об эффективности психологического воздействия рекламных средств на потребителя, имеют в виду их влияние на общественное мнение. Воздействие тех или иных рекламных средств характеризуется числом охвата потребителей яркостью и глубиной произведенного впечатления степенью привлечения внимания.
Эффект психологического воздействия рекламы на потребителя определяют путем проведения наблюдений экспериментов опросов.
За период своего существования ООО «Лиммэн» не проводилось ни одного социального опроса даже среди клиентов (это еще раз доказывает необходимость создания маркетинговых групп).
Еще один способ выявления эффективности воздействия рекламы – проведение эксперимента. При этом используется метод наблюдения за реакцией клиентов ООО «Лиммэн» в искусственно созданных условиях. Изменяя условия эксперимента (применяя различные способы рекламного воздействия) и наблюдая реакцию клиентов, выбирают наиболее удачное решение.
Выбор в пользу того или иного рекламного средства можно сделать и с помощью опросов. Их проводят путем сбора мнения клиентов в форме анкет тестов, а затем обобщают полученные результаты.
На результат рекламы влияет и соблюдение работниками рекламных агентств норм рекламной этики. Общепринятые нормы этики сформулированы в Международном кодексе рекламы, утвержденном Международной торговой палатой.
2) Введение должности начальника службы маркетинга и рекламы.
Известно, что чем разветвленный аппарат управления, тем сложнее координировать работу руководителю. Для этого в организационной структуре управления с целью ее совершенствования предлагается ввести должность – начальник службы маркетинга и рекламы (заместитель генерального директора) (его должностная инструкция приведена далее) которому будут подчиняться коммерческий отдел. Таким образом, это позволит линейным руководителям более четко координировать работу подчиняющихся им отделов и управлять ими намного эффективнее. А это в свою очередь может повлечь за собой повышение конкурентоспособности ООО «Лиммэн».
3) Проведение курсов повышения квалификации персонала.
Обучение персонала. Обучение и повышение квалификации персонала призвано не только передавать работникам необходимые знания и развивать у них профессиональные навыки. Обучение является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу к организации и разъяснения того какое поведение организация ожидает от своих работников какое поведение будет поощряться подкрепляться приветствоваться. Таким образом, для повышения эффективности продвижения продукции ООО «Лиммэн», а также для усиления конкурентных преимуществ данной организации необходимо провести следующие мероприятия:
- проведение курсов повышения квалификации персонала аттестаций – I мероприятие;
- введение должности начальника службы маркетинга и рекламы – II мероприятие;
- обновление сайта в глобальной сети Интернет – III мероприятие.
Представим характеристику сформулированных предложений по росту продвижения строительных товаров ООО «Лиммэн».
Первое мероприятие – обеспечение обновления собственного сайта компании.
Новый импульс развитию рекламы дал Интернет. Его главное преимущество – интерактивность возможность получения быстрой и свежей информации от любого предприятия любой страны. Количество пользователей Интернета растет существенными темпами – от 5 до 10% в месяц.
Следовательно, если давать в сети постоянную рекламу, то ее эффективность может возрастать пропорционально только под влиянием этого факта, не говоря уже о других возможностях связанных с помещением большого объема наглядной информации каталогов прайс-листов и других материалов.
Следует отметить, что все указанные виды информации относятся к рекламным. Однако в отличие от других видов рекламы Интернет имеет дополнительную возможность воздействия. Она заключается в формировании привлекательного образа фирмы за счет суммарного воздействия информации об истории особенностях уровне сервиса предприятия.