Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом способы получения интегральной оценки уровня конкурентоспособности предприятия и состав показателей, подвергающихся анализу, существенно различаются. Потому как используемые методики остаются тайной для других предприятий, итоговые результаты расчетов по ним, как правило, не совпадают. Не представляется возможным установить и достоверность результатов расчетов, выполненных на различных предприятиях конкурентной группы с помощью разных методик расчета. В такой ситуации предприятия-конкуренты вполне могут принимать неверные управленческие решения, что может быть связано с наступлением в будущем негативных последствий от их реализации.

Экономические факторы. К данному виду факторов относят:

- инфляционные процессы в стране, приводящие к обесценению денежных потоков компании и, в конечном счете, заставляет обращаться к заёмным источникам. Поэтому для достижения главной цели инфляция представлять серьезную угрозу;

- изменение налоговых ставок, что может повлиять на налоговое бремя.

Изменение налоговых ставок может привести либо к положительному, либо отрицательному результату, влияющему на деятельность компании.

Для представления результатов анализа используем таблицу 9.

РЕSТ – анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний момент рынок подобных видов продукции и услуг уже сформирован, насыщен, и поделен примерно в одинаковом объеме между всеми этими фирмами.

Таблица 9

РЕSТ – анализ конкурентной среды ООО «Лиммэн»

Политические факторы

Экономические факторы

- государственное регулирование конкуренции;

- политическая система в стране;

- изменение в законодательстве в отношении строительной промышленности;

- кредитная политика государства.

- уровень инфляции;

- покупательская способность населения;

- система налогообложения;

- уровень конкуренции в отрасли.

Социальные факторы

Технологические факторы

- демографическая ситуация;

- повышение уровня жизни населения;

- изменения в базовых ценностях;

- отношение к изменениям;

- потребительские предпочтения.

- переход на международные системы качества;

- новые продукты.

Далее в работе проведём оценку конкурентоспособности ООО «Лиммэн» .


2.2. Анализ конкурентной среды и оценка конкурентоспособности ООО «Лиммэн»

Оценку конкурентоспособности предприятия следует начать с анализа конкурентной среды компании. Анализ промежуточной среды ООО «Лиммэн» проведем при помощи модели пяти сил конкуренции Портера.

Модель пяти сил конкуренции включает следующие составляющие:

- оценку потребителей;

- оценку поставщиков;

- конкуренцию в области между прямыми конкурентами;

- угрозу товаров - заменителей;

- возможность появления новых конкурентов в области.

Сегментацию рынка производим по методу группировок по нескольким признаками: по возрасту и по роду занятий.

Результаты проведенного исследования представлены в таблице 10.

Таблица 10

Сегментация рынка потребителей строительных товаров ООО «Лиммэн»

Признаки сегментации

Описание и характеристика сегментов, степень их привлекательности, покупательные способности

По возрасту:

20-30 лет

Степень привлекательности высокая, покупательные способности невысокие

30-40 лет

Степень привлекательности высокая, покупательные способности высоки

40-50 лет

Степень привлекательности средняя, покупательные способности средние

50-70 лет

Степень привлекательности невысока, покупательные способности невысокие

По роду занятий

Неработающие

Степень привлекательности высокая, покупательные способности низкие

Служащие

Степень привлекательности высокая, покупательные способности высокие

Рабочие

Степень привлекательности высокая, покупательные способности средние

Целевой сегмент рынка - это один или несколько сегментов, отобранных для осуществления производственно-коммерческой деятельности ООО «Лиммэн» . Целевой сегмент рынка определяется как пересечение выбранных сегментов по признакам сегментации, которые рассматриваются.

Выбор целевого рыночного сегмента осуществляется с помощью таблицы 11.

Таблица 11

Выбор целевого сегмента рынка ООО «Лиммэн»

Сегмент

Сегмент А служащие

Сегмент Б

рабочие

Сегмент В неработающие

Сегмент 1. 20-30 лет

30

30

10

Сегмент 2. 30-40 лет

40

40

20

Сегмент 2. 40-50 лет

20

20

50

Сегмент 2. 50-70 лет

10

10

20


Выбранный целевой сегмент характеризуется возрастом от 20 до 40 лет и категориями населения - служащие и рабочие. Для этой группы характерна стабильность, высокий спрос и платежеспособность. Значит основные потребители строительной продукции лица в возрасте от 20 до 40 лет, и они являются служащими и рабочими. Лиц в возрасте 40-50 лет продукция не сильно привлекает, возможно, из-за средних покупательных способностей. У лиц в возрасте 50-70 лет степень привлекательности невысокая, покупательные способности невысокие. Для расширения сегмента в возрасте от 40 - 70 необходимо сделать продукцию более доступной, путем снижения цены на нее, применения скидок, акций, подарков, так как чем больше целевой сегмент, тем больше прибыль предприятия, популярность продукции. Для оценки отдельных характеристик используем метод экспертных оценок и следующую пятибалльную шкалу, где каждая цифра означает: «5» - доминирующее положение; «4» - сильное положение; «3» - шансы равные с шансами конкурентов; «2» - слабое положение; «1» - критическое положение.

ООО «Лиммэн» имеет пять постоянных поставщиков, представленных в таблице 12.

Таблица 12

Оценка поставщиков ООО «Лиммэн»

Поставщик

Вид ресурсов, материалов или комплектующих, которые поставляются

Объем поставок

Возможности замены поставщика или ресурсов

ОАО «Опытный завод строительных материалов и конструкций»

Оборудование для производства стройматенриалов

200 т.

4

ЗАО «Завод железобетонных конструкций»

Поставка металлических конструкций

200 т.

50 кг

5

ООО «ПК ЗЖБК»

Железобетонные конструкции, включающие дисперсно-расположенные фибры или мелкоячеистые сетки из тонкой стальной проволоки

1000 т

2

ООО «Седьмая планета»

Анкеровка арматуры

550 т

2

Закупка элементов производится в г. Тольятти, поэтому цены на продукцию невысокие, из-за небольших транспортных расходов, сырье поступает практически по графику, отвечает стандартам, соблюдаются объемы поставок.

Как видно из таблицы 12, основной поставщик ООО «Лиммэн» - это ООО «ПК ЗЖБК», смена которого повлечет рост себестоимости увеличение цены на продукцию, так на комбинате цены значительно ниже других производителей. Также смена данного поставщика повлечет за собой дополнительные транспортные расходы, расходы на перевозку будут выше, отсюда будет необходимо увеличить цену на продукцию из-за увеличения себестоимости. Это негативный фактор, который помешает сделать продукцию более доступной.


Безболезненно можно сменить поставщиков заготовки арматуры, так как много поставщиков, которые могут поставить данную продукцию по такой же цене и качеству. Поставщика ООО «Седьмая планета» и ЗАО «Завод железобетонных конструкций» также можно сменить, но это нежелательно, так как смена поставщиков влечет за собой затраты средств и времени.

Для оценки конкуренции в области между прямыми конкурентами заполним таблицу 13, оценивая каждый показатель по пятибалльной шкале.

Прямыми конкурентами ООО «Лиммэн» , согласно данным, являются ООО «Траверс», ООО «Блокстандарт», которые предлагают такой же ассортимент продукции и имеют такие же производственные мощности.

Таблица 13

Оценка конкуренции в области между прямыми конкурентами ООО «Лиммэн»

Показатели

ООО «Лиммэн»

ООО «Блокстандарт»

ООО «Траверс»

1.

Цена работ

4

3

4

2.

Качество работ

3

5

4

3.

Известность

2

4

2

4.

Филиалы в регионах

0

1

1

5.

Реклама

0

2

2

6.

Квалификация сотрудников

4

4

4

7.

Скорость выполнения работ

4

4

3

Средний балл

2,42

3,3

2,8

Рейтинг

3

1

2

Можно говорить, что фирма занимает самые низкие позиции на конкурентном рынке (средний показатель 2,42).

Анализ таблицы 13 позволяет сделать выводы:

- ООО «Лиммэн» занимает среднее положение по сравнению со своими прямыми конкурентами;

- по показателям: цена, квалификация сотрудников ООО «Лиммэн» имеет наивысшую оценку, которая не превышает оценку прямых конкурентов;

- по показателям: реклама, филиалы в регионе фирма получила наименьший балл.

Таким образом, основными конкурентными преимуществами ООО «Лиммэн» является квалификация персонала и цена продукции.

Важным показателем при оценке внешней среды является оценка товаров-заменителей.

Товары-заменители - это товары, которые удовлетворяют те же потребности покупателя, как и базовый товар, но другим способом. Уровень угрозы товаров заменителей высокий. Множество предприятий выпускает строительные конструкции. Рассмотреть всех невозможно. Поэтому автор ограничился товарами-заменителями, которые выпускают прямые конкуренты ООО «Лиммэн» (табл. 14)


Анализ таблицы 2.9 позволяет говорить о том, что ООО «Лиммэн» имеет товары-заменители достаточно высокого качества и клиенты склонны покупать данный товар у конкурента. Вероятность реального замещения весьма велика.

Таблица 14

Оценка товаров-заменителей

Товары-заменители

Название конкурента-изготовителя

Относительная цена заменителя

Возможные неценовые факторы замещения

Склонность покупателей к использованию заменителя

Реальность замещения

Плиты

пустотные

ООО «Блокстандарт»

ниже

Качество

склонны

5

Фундаментные

блоки

ООО «Блокстандарт»

выше

Качество

склонны

5

Опорные подушки

ООО «Траверс»

выше

Качество

склонны

4

Бордюрный камень

родиевые

ООО «Блокстандарт»

выше

Качество

склонны

4

Железобетонные изделия с отверстием для люка

ООО «Траверс»

ниже

цена

Не достаточно склонны

3

ООО «Лиммэн» также имеет товары-заменители, но они уступают по качеству и вероятность из замещения не велика. Также определенную угрозу могут нести потенциальные конкуренты. Потенциальные (новые) конкуренты имеют значительные ресурсы, у них хорошо подготовлены производственные мощности. Их цель закрепиться на данном рынке. Далее проанализируем возможность появления новых конкурентов и их внешние и внутренние причины. Заполним таблицу 15, оценивая каждый показатель по пятибалльной шкале.

Таблица 15

Оценка возможности появления новых конкурентов у ООО «Лиммэн»

Показатели

Новые конкуренты

Реальность возникновения конкуренции

Конкурент А

Конкурент Б

1

Цена

5

5

2

Качество

5

5

3

Реклама

4

4

4

Сервис

5

5

Средний балл

4,75

4,75

Средний балл оценки появления новых конкурентов 4,75 - это выше, чем средний балл существующих конкурентов. Вероятность появления новых конкурентов существует. Руководству ООО «Лиммэн» необходимо провести ряд мероприятий для недопущения данных потенциальных конкурентов в занимаемую им отрасль (невозможность доступа к технологиям и ноу-хау и т.п.).