Файл: Анализ методик диагностики интеллектуального развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 375

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Делая вывод по результатам теста «Осведомленность» мы получили следующий результат: четверо детей имеют низкий уровень развития, что составляет 13 %, 17 детей – уровень средний – 57 %, девять детей (30 %) – высокий уровень.

Таким образом, большинство детей показали уровень развития средний и высокий.

Далее нами был проведен второй тест «Сходство», который направлен на выявление способностей к логическому обобщению и измерение степени развития этих способностей.

Детям было предложено ответить на 8 вопросов. Количественные результаты диагностики по данному тесту представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты диагностического исследования по тесту «Сходство» (в баллах)

Имя

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

8 задание

Итого

Уровень развития

Учащийся 1

1

2

1

1

1

3

1

1

11

низкий

Учащийся 2

2

1

1

2

2

1

2

1

12

низкий

Учащийся 3

3

3

2

3

2

1

1

2

17

средний

Учащийся 4

1

2

1

1

2

2

1

2

12

низкий

Учащийся 5

2

2

2

2

1

3

2

3

17

средний

Учащийся 6

3

2

2

1

3

2

2

2

17

средний

Учащийся 7

1

1

1

3

1

1

1

2

11

низкий

Учащийся 8

1

3

1

3

3

2

2

2

17

средний

Учащийся 9

2

2

2

2

2

1

2

2

15

средний

Учащийся 10

1

1

1

2

1

3

1

2

12

низкий

Учащийся 11

1

1

3

2

2

1

1

3

14

низкий

Учащийся 12

2

2

1

1

2

1

1

1

11

низкий

Учащийся 13

3

3

3

3

3

3

3

3

24

высокий

Учащийся 14

3

3

3

3

3

3

3

3

24

высокий

Учащийся 15

1

2

3

1

1

2

1

3

14

низкий

Учащийся 16

1

3

2

2

1

2

2

1

14

низкий

Учащийся 17

2

1

3

1

3

2

3

1

16

средний

Учащийся 18

1

1

3

2

2

1

1

1

12

низкий

Учащийся 19

1

1

1

1

2

2

1

1

10

низкий

Учащийся 20

3

3

3

3

3

3

3

3

24

высокий

Учащийся 21

2

2

2

3

1

2

1

1

14

низкий

Учащийся 22

2

2

1

1

2

2

1

1

12

низкий

Учащийся 23

1

2

3

2

2

1

2

1

14

низкий

Учащийся 24

1

2

2

2

1

1

2

1

12

низкий

Учащийся 25

3

2

3

2

2

1

3

3

19

средний

Учащийся 26

3

3

3

3

3

3

3

3

24

высокий

Учащийся 27

3

3

3

3

3

3

3

3

24

высокий

Учащийся 28

1

3

1

2

1

2

2

1

13

низкий

Учащийся 29

1

2

1

3

2

1

3

2

15

средний

Учащийся 30

2

1

1

2

1

3

3

1

14

низкий


Делая вывод по результатам теста «Сходство» мы получили следующий результат 17 детей имеют низкий уровень развития, что составляет 51 %, восемь детей – уровень средний – 24 %, пять детей - высокий уровень, что составляет 25 %.

Таким образом, большинство детей показали уровень развития низкий и средний. Это свидетельствует о том, что у детей недостаточно развита способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями, а также умение обобщать.

Таблица 3. Результаты диагностического исследования по тесту «Понятливость»

Имя

1 задание

2 задание

3 Задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

8 задание

9 задание

10 задание

11 задание

12 задание

Итого

Уровень развития

Учащийся 1

1

2

1

3

1

1

1

3

1

3

3

1

21

средний

Учащийся 2

2

3

2

1

3

2

2

1

2

1

3

3

25

средний

Учащийся 3

3

3

1

2

2

3

2

3

1

2

3

3

28

средний

Учащийся 4

1

2

1

2

1

1

2

2

1

2

1

1

17

низкий

Учащийся 5

2

2

2

3

2

2

3

3

2

3

3

3

30

высокий

Учащийся 6

3

2

2

2

2

3

3

2

2

2

3

3

29

средний

Учащийся 7

1

3

1

2

3

3

1

1

1

2

1

2

21

средний

Учащийся 8

3

3

2

2

3

3

3

2

2

2

2

2

29

средний

Учащийся 9

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

1

1

21

средний

Учащийся 10

1

1

1

2

1

2

1

3

1

2

3

2

20

средний

Учащийся 11

3

3

1

3

3

2

2

3

1

3

2

3

29

средний

Учащийся 12

2

2

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

16

низкий

Учащийся 13

1

1

2

2

2

2

3

2

2

2

1

3

23

средний

Учащийся 14

3

3

2

3

3

2

1

3

2

3

3

3

31

высокий

Учащийся 15

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

1

3

32

высокий

Учащийся 16

1

3

2

1

2

2

1

2

2

1

2

1

20

средний

Учащийся 17

2

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

2

33

высокий

Учащийся 18

1

1

1

1

3

2

2

3

1

1

2

2

20

средний

Учащийся 19

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

3

2

17

низкий

Учащийся 20

3

2

1

1

3

1

2

2

1

1

2

1

20

средний

Учащийся 21

2

2

3

3

2

3

3

2

3

3

3

3

32

высокий

Учащийся 22

2

2

1

1

1

1

2

2

1

1

2

3

21

средний

Учащийся 23

1

2

2

1

3

2

2

1

2

1

3

1

21

средний

Учащийся 24

3

2

2

1

2

2

1

1

2

1

2

2

21

средний

Учащийся 25

3

2

3

3

3

2

2

3

3

3

3

3

33

высокий

Учащийся 26

1

3

3

2

2

3

1

2

3

2

1

1

24

средний

Учащийся 27

1

1

3

2

1

1

2

3

3

2

2

3

24

средний

Учащийся 28

1

3

2

1

1

2

1

2

2

1

3

2

21

средний

Учащийся 29

1

2

3

2

1

3

2

3

3

2

2

2

26

средний

Учащийся 30

2

3

3

1

1

2

1

3

3

1

2

2

24

средний


Делая вывод по результатам теста «Понятливость» мы получили следующий результаты трое детей имеют низкий уровень развития, что составляет 10%, 21 ребенок – уровень средний – 70 %, шесть детей (20 %) – высокий уровень.

Таким образом, большинство детей показали уровень развития средний и низкий.

Таблица 4. Результаты диагностического исследования уровня развития по методике Д. Векслера (в баллах)

Имя

1

2

3

Итог

Уровень развития

«Осведомленность»

«Сходство»

«Понятливость»

Учащийся 1

17

11

21

49

средний

Учащийся 2

22

12

25

59

средний

Учащийся 3

25

17

28

70

средний

Учащийся 4

14

12

17

43

низкий

Учащийся 5

20

17

30

67

средний

Учащийся 6

22

17

29

68

средний

Учащийся 7

18

11

21

50

средний

Учащийся 8

23

17

29

69

средний

Учащийся 9

19

15

21

45

низкий

Учащийся 10

17

12

20

49

средний

Учащийся 11

25

14

29

68

средний

Учащийся 12

14

11

16

41

низкий

Учащийся 13

19

24

23

66

средний

Учащийся 14

26

24

31

81

средний

Учащийся 15

26

14

32

72

средний

Учащийся 16

17

14

20

51

средний

Учащийся 17

27

16

33

76

средний

Учащийся 18

18

12

20

50

средний

Учащийся 19

15

10

17

42

низкий

Учащийся 20

16

24

20

60

средний

Учащийся 21

26

14

32

72

средний

Учащийся 22

17

12

21

50

средний

Учащийся 23

18

14

21

53

средний

Учащийся 24

18

12

21

51

средний

Учащийся 25

27

19

33

79

средний

Учащийся 26

19

24

24

67

средний

Учащийся 27

17

24

24

65

средний

Учащийся 28

15

13

21

49

средний

Учащийся 29

21

15

26

62

средний

Учащийся 30

20

14

24

58

средний

Средний балл

598

465

750


Представим результаты по методике Д. Векслера графически.

Рис. 1. Результаты исследования уровня интеллектуального развития детей по методике Д. Векслера.

Дадим характеристику выделенным группам детей.

1 группа – низкий уровень развития – (87%). Испытуемые, отнесенные к этому уровню развития интеллектуальных способностей, с самого начала опыта не проявляли готовности к решению поставленных задач. Некоторые из них вели себя очень настороженно и боялись любой новой для них задачи. Не выслушав до конца инструкцию, эти дети говорили: «Я так не умею», «Я так раньше никогда не делал. Мне не справиться». У некоторых детей задания вызывали повышенную двигательную и речевую активность игрового характера. При выполнении задания таких детей надо было постоянно направлять и помогать. Были трудности в определении лишнего предмета в ряду. Также у многих ребят трудности были в обосновании своего выбора ответа. Выделяли не все существенные признаки предметов. Дети недостаточно умеют выделять предметы по назначению и характерным признакам, классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению, сравнивать предметы, отвечать на вопросы, делать самостоятельные выводы и умозаключения, устанавливать причинно- следственные связи, выделять и сравнивать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

2 группа – средний уровень развития (13 %) - у детей этого уровня наблюдалась готовность к выполнению задания, но дети испытывали небольшие затруднения. При выполнении задания требовалась помощь взрослого, после которой ребенок смог справиться с заданием. Умение классифицировать предметы развиты хорошо, а также умение обобщать.

Учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития выявлено не было.

Итак, было установлено, что уровень развития детей оказался невысокий. Среди детей были такие, которые выполняли задания без особых затруднений, а были и такие, которым часто требовалась помощь взрослого.

По результатам диагностики учащихся с помощью методики Групповой индивидуальный тест (ГИТ) были получены следующие результаты.

Таблица 5. Результаты диагностики уровня интеллектуального развития по методике КОТ В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика

Уровень общих умственных способностей

13

низкий

25

высокий

16

средний

9

низкий

27

высокий

11

низкий

25

высокий

9

низкий

16

средний

26

высокий

17

средний

20

средний

9

низкий

14

средний

25

высокий

13

низкий

25

высокий

16

средний

9

низкий

16

средний

16

средний

11

низкий

18

средний

26

высокий

22

средний

16

средний

11

низкий

27

высокий

20

средний

16

средний


По результатам диагностики видим, что низкий уровень интеллектуальных способностей был выявлен у девяти детей, что составляет 30 %, средний уровень интеллектуального развития продемонстрировали 13 учащихся, что составило 43 %, высокий уровень показали 8 детей – 27 %.

Представим результаты графически.

Рис.2. Результаты диагностики уровня интеллектуального развития по методике КОТ В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика.

Таким образом, большинство учащихся имеют низкий и средний уровень умственных способностей. Словесные, логические, числовые и пространственные способности позволяют понимать аналогии, абстрагироваться от смысла конкретных фраз, логически рассуждать, оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.

Основным фактором, влияющим на умственные способности, является обучение. Обучение направлено на формирование и развитие определенных умений: анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи и т.д. Обучение способствует такому высокому положительному результату.

Выводы по главе 2

  1. Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей у подростков мы использовали методику Д. Векслера и «Краткий отборочный тест» (тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В. Бузина).
  2. По результатам первой диагностики были получены следующие результаты: низкий уровень интеллектуального развития – продемонстрировали 87% учащихся. Средний уровень интеллектуального развития показали 13%, у детей этого уровня наблюдалась готовность к выполнению задания, но дети испытывали небольшие затруднения. Учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития выявлено не было.
  3. По результатам второй диагностики низкий уровень интеллектуальных способностей был выявлен у девяти детей, что составляет 30 %, средний уровень интеллектуального развития продемонстрировали 13 учащихся, что составило 43 %, высокий уровень показали 8 детей – 27 %.
  4. Таким образом, большинство учащихся имеют низкий и средний уровень умственных способностей. Словесные, логические, числовые и пространственные способности позволяют понимать аналогии, абстрагироваться от смысла конкретных фраз, логически рассуждать, оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.

Заключение

Любое измерение интеллекта не может раскрыть все стороны и аспекты сложнейшей разумной деятельности человека. Современные тесты для измерения интеллекта достаточно широко и успешно используются психологами для установления имеющегося уровня развития познавательных функций у детей и взрослых, для целей профессиональной ориентации и профессионального отбора, для установления выраженности интеллектуального дефекта при некоторых психических заболеваниях.