Файл: «Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями».pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Жизнедеятельность как психологическая категория
1.1 Общее понятие жизнестойкости и её структура
1.2 Жизнестойкость в модели стресса
2. Исследование жизнестойкости как фактора совладания с профессиональными трудностями
2.1 Цель и гипотеза исследования
2.2 Методология проведения исследования
Понятие жизнестойкости включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. В определяющей степени жизнестойкость связана с выбором одной из альтернатив поведения человека в проблемной ситуации: придерживаться прошлого опыта, стремиться ничего не менять в своей жизни и, наоборот, пробовать новые подходы к решению проблемы, рисковать, развиваться. [15.]
Жизнестойкость несет в себе функции профилактики стресса, нарушения работоспособности и возникновения соматических и психических заболеваний, но кроме того может играть и другую роль: позволять успешно справляться как с собственными тревогой и стрессом, так и с тревогой и стрессами у других людей.
Результаты проведенного в данной работе исследования выступают демонстрацией позитивной связи жизнестойкости и способности справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными профессиональными трудностями. В рамках данного исследования детальное внимание было уделено кризису профессиональной карьеры педагогов среднего возраста 38-48 лет. Целью исследования выступало выявление личностных качеств педагогов, позволяющие им эффективно преодолевать профессиональные кризисы.
Для достижения цели в выборку исследования вошли 8 педагогов, продолжающих на момент исследования свою профессиональную деятельность, и 6 педагогов, на момент исследования не занимающихся педагогической деятельностью. Педагоги, выбравшие один из названных способов эффективного преодоления кризиса, вошли в группу «А» – «преодолевших» кризис профессиональной карьеры. В группу Н – «не преодолевших» кризис профессиональной карьеры, вошли педагоги, испытывающие все выше перечисленные виды конфликтов не эффективного преодоления кризиса одновременно на момент ухода из педагогической деятельности, средний стаж работы в которой составил 10–13 лет.
На первом этапе при помощи беседы, осуществляемой с использованием вопросов теста «Удовлетворенность работой» Розановой были сформированы группы исследования. Второй этап исследования был посвящен изучению стратегий поведения и способов преодоления критических ситуаций педагогами исследуемых групп. В рамках третьего этапа посредством сравнительного статистического анализа, были выявлены различия в личностных ресурсах педагогов обеих групп.
В результате сравнительного анализа между группами педагогов имеющими разную степень преодоления кризиса профессионального становления, было выявлено, следующее:
- педагоги успешно преодолевшие профессиональный кризис ориентированы на решение возникших трудностей, им присущ адаптированный способ решения проблем, что проявляется в сохранении самообладания, установки на собственные ценности, проблемном анализе ситуации, сохранении оптимистического настроя по поводу разрешения ситуации. Наряду с этим у них более высокий уровень жизнестойкости, и контроля за происходящими событиями в их жизни. Педагогами данной категории также присущ высокий уровень профессиональной ответственности и внутренний локус контроля, в частности в сфере успеха, неудач, межличностных отношений и здоровья.
- педагоги не преодолевшие кризис профессионального становления, выбирают избегание внутреннего конфликта и эмоциональное переживание, в качестве предпочтительных стратегий. Способ разрешения трудных ситуаций у них смешанный, от относительно приспособительного (эмоциональная разрядка, пассивная кооперация и отвлечение) до неприспособленного (растерянность, игнорирование, активное избегание). Низкий уровень жизнестойкости, сопряжен с привычкой приписывать свои успехи или неудачи только внешним факторам. У них слабо выражен уровень профессиональной ответственности, что провоцирует дальнейшие профессиональные проблемы.
К числу других факторов относятся: эмоциональная устойчивость, высокий уровень профессиональной ответственности, а также ориентация на разрешение проблемы, выбор проблемно-ориентированной стратегии осознания. [3.] Таким образом, в рамках проведенного исследования была подтверждено, что жизнестойкость (наряду с другими факторами) выступает значимым фактором совладания с профессиональными трудностями.
Анализ данной проблемы исследования мы выполнили на различных методологических уровнях — теоретическом, практическом и исследовательском. Запрос общества сегодня предполагает появление профессионалов с новым мышлением, обладающих способностью решать возникающие проблемы нестандартно. Общество ждет педагогов готовых и желающих постоянно самосовершенствоваться, учится управлять процессом саморазвития и самообразования. На основе теоретического анализа мы пришли к выводу, что жизнестойкость личности оказывает существенное влияние на поведение человека в трудных жизненных ситуациях, как дома, так и на работе.
Список литературы
- Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008.
- Богомаз С.А., Левицкая Т.Е. Особенности картины мира человека с высокой жизнестойкостью // Гуманитарные основания развития региона с высоким инновационным потенциалом: глобализация, идентификация, миграция: Материалы школы-семинара / Под ред. О.М. Крас-норядцевой, С.А. Богомаза. Томск: Дельтаплан, 2007. C. 53-56.
- Бурлачук А.Ф., Коржова С.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Изд-во РПА, 2009.
- Вашлаева Л.П. Формирование здоровьесберегающей стратегии педагога в системе повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук : 13.00.08 М.: РГБ, 2003.
- Гладких А.Г. Связь жизнестойкости с различными видами интеллекта // Психология XXI века: Материалы X Междунар. Межвузовской науч.-практ. конф. / Под ред. Б.В. Чеснокова. СПб., 2007. С. 208-209.
- Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место в мире. Ярославль: ДИА-пресс, 2007.
- Дробинина Л.В. Жизнестойкость как интегральная характеристика инновативной компоненты личности // Проблемы актуализации молодежного потенциала в условиях инновационного развития России: Материалы Молодежного сибирского психологического форума. Томск: Дельтаплан, 2007. С. 92-97.
- Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 с.
- Краснорядцева О.М. Мотивация мышления в условиях перехода профессиональной деятельности на творческий уровень // Сибирский психологический журнал. 1998. Вып. 8-9. С. 27-31.
- Краснорядцева ОМ. Рефлексия как условие актуализации мотивопорождающих смыслов в процессе профессиональной подготовки // Психология обучения. 2008. № 8. С. 68-75.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 65 с.
- Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди. Режим доступа: http://drupal.psychosfera.ru/?q=book/print/1239
- Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии /В.Е.Орел // Психологический журнал.- 2001. -Т.22. -№1. С. 90 101.
- По дымов H.A. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: Дис. докт. психол. наук: 19.00.07 .- М.: РГБ, 1999.
- Психология личности: Словарь-справочник / Под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. Киев: Рута, 2011.
- Реан A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. - № 1.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В.Самоукина. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭК-МОС, 2000. -384 с.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В.Самоукина. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭК-МОС, 2000. -384 с.
- Стакина Ю.М., Шангина О.В. 11Проблема жизнестойкости: человек в современном мире // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. № 1 (13)
- Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов [Текст] / Э.Э. Сыманюк. - М., 2012. - 356 с.