Файл: «Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями».pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Жизнедеятельность как психологическая категория
1.1 Общее понятие жизнестойкости и её структура
1.2 Жизнестойкость в модели стресса
2. Исследование жизнестойкости как фактора совладания с профессиональными трудностями
2.1 Цель и гипотеза исследования
2.2 Методология проведения исследования
ВВЕДЕНИЕ
В настоящий момент мир полон сложнейших, даже порой экстремальных, ситуаций, стрессов, которые предъявляют особые требования к способностям личности справиться с ними с меньшими для себя потерями.
Одним из значимых источников подобных ситуаций выступает профессиональная деятельность человека. Профессиональные кризисы можно определить, как резкие изменения вектора профессионального развития личности. Непродолжительные во времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений поведения работника. [7.] Однако происходящая перестройка смысла деятельности, профессионального сознания, рефлексия, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут , чаще - к изменению взаимоотношений с окружающими людьми.
К главным признаками профессиональных кризисов являются: потеря чувства новизны, снижение темпа жизни, уровня профессионализма, внутренняя растерянность, осознание необходимости переоценки себя, снижение сомооценки, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей.
В результате преодоления профессиональных кризисов человек либо возвращается к индивидуальной (регрес), либо поднимается к личностной (прогресс) форме регуляции В любом случае возникает новая ценностная система, посредством которой можно было бы восстановить внутреннюю целостность и обрести смысл бытия. [7.]
Важную роль в преодолении жизненных трудностей, сопротивлении стрессу в изменяющихся условиях отводят такой личностной особенности как жизнестойкость.
Для того чтобы научиться преобразовывать изменения и связанные с ними трудности в преимущества через активное вмешательство в события, необходимо развивать в себе определенные установки и навыки. Убеждения, с помощью которых человек может найти смысл в новых условиях, реализовать их в свою пользу и выйти на другой уровень существования, осознавая свои реальные возможности, изучаются позитивной психологией. В рамках этого нового направления академических исследований разрабатывается конструкт, получивший название жизнестойкость (hardiness). [7.] Это убежденность, что быть в гуще события полезнее, чем оставаться в стороне. Понимание, что попытка влиять на происходящее всегда предпочтительнее пассивности. Это наконец, принятие риска, готовность действовать без гарантии положительного результата. Те, кто обладает таким набором качеств, устойчивы к стрессам, а в ситуации дефицита времени или ресурсов и в экстремальных ситуациях действуют намного решительнее и эффективнее. [17.]
В отличие от копинг-стратегий как способов, алгоритмов действия, привычных и традиционных для человека, жизнестойкость — черта личности, установка на выживаемость, позволяющая справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении развития, личностного роста. Она подразумевает осознание человеком собственной уязвимости, своих реальных возможностей, саморефлексию.
Жизнестойкость во многом похожа на мировоззрение человека, это система убеждений и установок. Мировоззрение —это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются его принципы, отношение к миру и к самому себе.
Целью курсовой работы является раскрытие взаимосвязи жизнестойкости и особенностей способов справляться с профессиональными трудностями.
Предметом исследования выступают психологические аспекты процесса адаптации к профессиональным трудностям.
Объектом исследования выступают преподаватели средних лет, столкнувшиеся в своей практике с профессиональными трудностями. Выбор профессии преподавателя обусловлен следующими соображениями: профессиональные трудности преподавателя имеют свои особенности, что обусловлено особенностями их профессиональной деятельности, в том числе ее психологической составляющей. [10.] Именно эти трудности нередко затрудняют процесс преодоления профессиональных кризисов и переход на новую стадию профессионального развития.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть теоретические аспекты жизнестойкости как психологической категории;
- определить задачи и гипотезы психологического исследования;
- подробно раскрыть методический инструментарий исследования;
- проанализировать результаты исследования;
- сформулировать выводы исследования.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя основными главами, заключением и списком использованных источников.
Глава 1
1. Жизнедеятельность как психологическая категория
1.1 Общее понятие жизнестойкости и её структура
Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это тактика, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. [8.] Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого сопротивления стрессам, принятия ситуации и восприятия стрессовых ситуаций как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).
Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает особое удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отверженности, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность». [2.]
Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже успех не гарантирован, и это влияние не абсолютно. Противоположность контролю — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым чувством контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска— убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, будет способствовать его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного (Все, что не делается, все к лучшему). Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов рисковать, действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск. Для него стремление к простому комфорту и безопасности не являются основополагающими, он считает их обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Компоненты жизнестойкости формируются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Формирование этих наиважнейших компонентов решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды, нарастающие объемы общения.
Выраженность жизнестойкости и ее компонентов в среднем не различается у мужчин и женщин, не зависит от образования, но зависит от возраста: у людей (<35 лет) принятие риска в среднем значимо выше, чем в более старшей группе. Близки к значимым и различия по шкале контроля и общему показателю жизнестойкости. Можно предположить, что при более поляризованном разделении возрастных групп эти различия были бы значимы. Связанно это с большей готовностью молодых людей к получению нового опыта — часто ввиду недостатка уже имеющегося.[14.]
Исследование жизнестойкости у педагогов на данный момент времени актуально, так как профессии направленности «человек-человек» требуют в работе четкости, внимательности, отзывчивости, мудрости, огромного терпения, человеколюбия, симпатии к людям и относятся к разряду стрессогенных. Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, способствующих вызвать стресс и даже дистресс. При этом каждый педагог, демонстрирующий готовность к адаптации к инновациям и другим изменениям в профессиональной деятельности, готовность к постоянному самообразованию и практической деятельности, обладающий хорошим физическим и психическим здоровьем и собственно, жизнестойкостью, легче справляется с любой стрессовой ситуацией в профессиональной деятельности.
1.2 Жизнестойкость в модели стресса
Одним из самых первых и наиболее убедительных исследований, основанных на конструкте жизнестойкости, явилось лонгитюдное исследование менеджеров крупной телекоммуникационной компании штата Иллинойс. Стрессогенная ситуация в компании возникла вследствие изменений в законодательстве, регулирующем телекоммуникационный бизнес в США. В результате этих изменений всем предприятиям отрасли предстояли значительные сокращения персонала в течение нескольких месяцев, о чем было заранее известно. Эта ситуация провоцировала реакции дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работников, ожидающих решения своей судьбы. [6.] Исследование, проведенное Мадди, обнаружило сильную обратную зависимость между вероятностью серьезного заболевания и выраженностью компонентов жизнестойкости в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров компании. При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболевания оказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов — 71,8 %, при высоком уровне двух компонентов — 57,7 %, и при высоком уровне всех трех компонентов — 1,1%. Эти цифры говорят не только о значимости компонентов жизнестойкости в предотвращении стрессогенных расстройств, но и о системном, синергическом характере их взаимодействия между собой, при котором суммарный эффект превышает сумму эффектов каждого компонента в отдельности. [15.]
Как работает жизнестойкость? За счет чего она позволяет преодолевать стресс? Согласно психологии стресса, все психологические факторы влияют на стресс одним из двух способов (см. рис. 1.1): они могут влиять на оценку ситуации («Могу ли я с ней справиться?», «Несет ли она угрозу для меня?»), а могут влиять на реакцию человека, его поведение, преодоление трудностей.[8.]
Рисунок 1 - Структура стрессового события и переработки стресса
На возникновение стресса влияют различные факторы: внешние события, врожденная уязвимость организма (например, склонность к различным заболеваниям), убеждения человека, его умение совладать со стрессовой ситуацией. Влияние первых двух факторов не всегда подвластно контролю, однако развитие трансформационных копинг-стратегий и жизнестойкости способствует смягчению их последствий — собственно стресса.
Жизнестойкие убеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации — благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматичная. С другой стороны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение норм гигиены и т. п.), за счет чего стресс и напряжение испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.[8.]
Рисунок 1.1 - Модель жизнестойкости С. Мадди
С. Мадди различает трансформационное и регрессивное совладание со стрессом. Трансформационное совладание, в отличие от регрессивного, подразумевает открытость новому, готовность действовать и активность в стрессовой ситуации. Мадди описывает 5 основных механизмов, благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости на развитие заболеваний и снижение эффективности деятельности:
•оценка жизненных изменений как менее стрессовых;
• поиск активной социальной поддержки, способствующей создание мотивации к трансформационному совла-данию;
•усиление иммунной реакции;
•усиление ответственности по отношению к практикам здоровья;
• трансформационному совладанию.
Концепция жизнестойкости С.Мадди, как отмечает Д.А. Леонтьев, эта личностная переменная характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность. [11.]]