Файл: «Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями».pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Жизнедеятельность как психологическая категория
1.1 Общее понятие жизнестойкости и её структура
1.2 Жизнестойкость в модели стресса
2. Исследование жизнестойкости как фактора совладания с профессиональными трудностями
2.1 Цель и гипотеза исследования
2.2 Методология проведения исследования
Жизнестойкость является ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности. Отношение человека к изменениям, к собственным внутренним ресурсам, оценка им возможности управлять происходящими изменениями позволяют определить способности личности к совладению, как с повседневными трудностями, так и с носящими экстремальный характер.
Глава 2
2. Исследование жизнестойкости как фактора совладания
с профессиональными трудностями
Психология жизнестойкости позволяет справиться с отрицательным воздействием стрессовых ситуаций. Человек сохраняет активность и склонен к собственным убеждениям. Мужество и жизнестойкость не всегда соотносятся с реальным положением дел. Мы можем обладать полной уверенностью, что события не выходят из-под нашего контроля, однако в реальности не влияем на ход жизни. Жизнестойкость позволяет укрепить волю самого человека. Любая стрессовая ситуация будет восприниматься менее болезненно. Активность человека постепенно возрастает под воздействием этих убеждений. Сальваторе Мадди замечает, что жизнестойкие убеждения не должны расходиться с реальным положением дел, как в случае с оптимистическими убеждениями. [17.]
Проблема жизнестойкости личности достаточно широко представлена как в классических, так и в современных психологических исследованиях. Отдельной областью проблемы жизнестойкости является ее изучение как ресурса преодоления стресса и профессионального выгорания. Влияние профессионального выгорания испытывают на себе представители разных специальностей, в психологической литературе подробно описаны его содержание и признаки.
Поиск личностных ресурсов жизнестойкости представляет важную задачу современной практической психологии. [18.] Современный взгляд на психику характеризуется ее пониманием в качестве источника ресурсов, которые субъект жизненного пути может использовать в процессе своего развития.
2.1 Цель и гипотеза исследования
Кроме функции профилактики стресса, нарушения работоспособности и возникновения соматических и психических заболеваний, жизнестойкость может играть и другую роль: позволять успешно справляться как с собственными тревогой и стрессом, так и с тревогой и стрессами у других людей. С целью показать позитивную связь жизнестойкости и способности справляться с тяжелыми переживаниями в практической части курсовой работы проведено исследование влияния жизнестойкости на преодоление профессиональных трудностей (кризисов) у педагогов.
Сильнее подвержены возникновению синдрома профессионального выгорания категория педагогов. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, относят самоотверженную помощь, ежедневную психическую перегрузку, высокую профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей, ответственность за учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, поведение «трудных» учащихся. [4.]
В настоящее время накоплен большой научный материал в изучении компонентов выгорания, симптомов и факторов, способствующих его появлению. В теоретическом плане требует обоснования проблема взаимодействия факторов выгорания и ресурсов преодоления выгорания, поэтому необходимо определение и конкретизация личностных ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания, способных не допустить появления выгорания.
В практическом плане становится актуальной проблема выявления системообразующих личностных ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания, позволяющих более целенаправленно строить систему профилактики профессионального выгорания педагогов. Для того, чтобы стимулировать рост качества жизни и профессиональной деятельности педагога, продлевать его нахождение на пике профессионального и личностного расцвета, необходимо стимулировать развитие личностных ресурсов, способных, подобно иммунитету, противостоять факторам, вызывающим выгорание. [10.] Стремление найти пути разрешения указанных проблем определило выбор темы данного исследования.
Профессиональной деятельности принадлежит существенное место в жизни человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье.
По роду своей профессиональной деятельности большинство педагогов постоянно сталкивается с переживанием (личным и со стороны учеников) стресса и тревоги. В связи с этим, отличительную особенность участников этого исследования можно охарактеризовать как частое столкновение с объективно или субъективно стрессовыми ситуациями и переживаниями при сохранении способности к продуктивному совладанию (по крайней мере, в виде сбора информации).
Синдром профессионального выгорания имеет свои стадии и начинается настолько незаметно, что не каждый может его определить. Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у педагога:
на первой начальной стадии у преподавателей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли студенту планируемый вопрос, и т. д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;
на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», нарастание апатии к концу недели, увеличение числа простудных заболеваний, повышенная раздражительность.
третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил. [14.]
Каждому типу профессионального кризиса педагога свойственен свой возрастной период. В рамках данного исследования более детальное внимание было уделено кризису профессиональной карьеры (средний возраст 38–48 года).
Цель исследования: выявить личностные ресурсы педагогов, позволяющие им эффективно преодолевать профессиональные кризисы.
Гипотеза исследования: для успешного преодоления профессиональных кризисов, педагогу необходимо обладать такими личностными ресурсами, как: жизнестойкость, внутренний локус контроля, высокий уровень профессиональной ответственности, а также ориентация на разрешение проблемы, выбор проблемно-ориентированной стратегии совладания.
2.2 Методология проведения исследования
Под способами преодоления профессиональных кризисов, подразумевается индивидуальный способ взаимодействия педагога с ситуацией (или множеством ситуаций) в соответствие с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Эффективность преодоления профессионального кризиса оценивается при его завершении.
Из числа внешних характеристик эффективного преодоления педагогами изучаемого кризиса, были отобраны такие, как:
1) освоение новой специальности в рамках той же профессии (например, педагог, может пройти профильное обучение, для специализации: «Логопедия»; «Педагог-дефектолог»; преподавание предмета «Технология»);
2) профессиональный рост (выражающийся в повышении педагогом уровня свей категории);
3) расширение спектра оказываемых услуг (новые специализации, курсы, кружки)
Яркими способам не эффективного преодоления кризиса является уход из педагогической деятельности, по следующим мотивам:
1) неудовлетворенность своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты – поведенческий конфликт;
2) неудовлетворенность содержанием и способами осуществления профессиональной деятельности – когнитивно – деятельностный конфликт;
3) потеря интереса к выполняемой работе – мотивационный конфликт.
Для успешного выполнения профессиональной деятельности, и тем более в условиях преодоления профессионального кризиса, человек вынужден прибегать к мобилизации личностных ресурсов. Ресурсами воспользуются, как на получение положительного результата, так и на компенсацию отрицательных воздействий среды.
В общем виде, личностные ресурсы можно определить, как внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов. [5.] Из личностных особенностей главными (в чем и заключается гипотеза исследования) для преодоления кризисных ситуаций являются жизнестойкость (вовлеченность, контроль и принятие риска) и уверенность в своих силах, проявляющаяся в интернальном локус-контроле.
Как было указано выше, в рамках данного исследования более детальное внимание было уделено кризису профессиональной карьеры педагогов «профессиональное выгорание» (средний возраст 38–48 лет).
Для достижения цели исследования в выборку исследования вошли 8 педагогов, продолжающих на момент исследования свою профессиональную деятельность, и 6 педагогов, на момент исследования не занимающихся педагогической деятельностью. Педагоги, выбравшие один из названных способов эффективного преодоления кризиса, вошли в группу «А» – «преодолевших» кризис профессиональной карьеры.
В группу Н – «не преодолевших» кризис профессиональной карьеры, вошли педагоги, испытывающие все виды конфликтов не эффективного преодоления кризиса одновременно на момент ухода из педагогической деятельности, средний стаж работы в которой составил 8–15 лет.
Этапы исследования включали в себя:
1) на первом этапе при помощи беседы, осуществляемой с использованием вопросов теста «Удовлетворенность работой» Розановой были сформированы группы исследования;
2) второй этап был посвящен изучению стратегий поведения и способов преодоления критических ситуаций педагогами исследуемых групп;
3) в рамках третьего этапа посредством сравнительного статистического анализа, были выявлены различия в личностных ресурсах педагогов обеих групп.
Описанное выше построение исследования, способствовало подтверждению гипотезы исследования.
Основными методами исследования явились:
1) Методы беседы использовался для разбиения выборки педагогов, на «преодолевших» и «не преодолевших» кризис профессиональной карьеры.
2) Методики: «Удовлетворенность работой» (Розанова); «Опросник уровня субъективного контроля» (Бажин); адаптированный вариант вой); «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптированный вариант ); «Копинг – поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман); Стандартизированное интервью «Компоненты ответственности».
3) Методы статистической обработки результатов исследования (MS Excel).
2.3 Анализ результатов исследования
Анализ результатов беседы и изучения документов педагогов, входящих в выборку, позволил выделить две подгруппы, характеризующиеся различной степенью преодоления кризиса профессиональной карьеры.
В группу А – 8 человек (53% выборки) – вошлипедагоги, занимающиеся в момент исследования своей профессиональной деятельностью. Возрастной диапазон испытуемых составляет 38–48 лет. Респонденты данной группы, эффективно преодолели кризис профессиональной карьеры, о чем свидетельствуют:
- наличие высокого уровня удовлетворенности своей профессиональной деятельностью на сегодняшний день (средний балл - 4,9);
- все члены данной группы, ежегодно, по собственной инициативе, проходят курсы повышения квалификации от учреждения;
- 40% педагогов этой группы, за последние 1-2 года, прошли дополнительное обучение, в целях получения новой специализации;