Файл: мотивация персонала как инструмент повышения конкурентоспособности работника (ООО «КОРТРОС»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Карьера как предмет мотивации
1.2. Конкурентоспособность работника: понятие, сущность, содержание, связь с мотивацией и карьерой
1.3. Мотивация к как процесс, как структура, методы стимулирования карьеры.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ООО «КОРТРОС»
2.1. Анализ трудового потенциала ООО «КОРТРОС»
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ООО «КОРТРОС»
3.1. Положение о совершенствовании системы мотивации
3.2. План разработки и внедрения положения.
По анализу показателей мы видим, что компания обладает кадровым потенциалам, которые выражается в достигнутых экономических и социальных показателях использования человеческого капитала.
Таким образом, трудовой потенциал ООО «КОРТРОС» характеризуется высоким образовательным потенциалом, высокие показатели компетентности персонала ООО «КОРТРОС». В связи с этим перед ООО «КОРТРОС» стоит задача в эффективном мотивировании и стимулировании карьеры, что позволит повысить потенциала и мотивацию к росту эффективности труда и конкурентоспособность персонала ООО «КОРТРОС».
При этом можно констатировать, что уровень продуктивности труда персонала прямо зависим от его мотивации в ООО «КОРТРОС». Далее было проанализирован анализ уровня эффективности системы мотивации ООО «КОРТРОС».
2.2. Анализ мотивации
Система мотивации карьерой в ООО «КОРТРОС» представлена на рис. 2.3.
Реализация мероприятий по мотивации карьеры
Адаптация
Оценка
Найм
Рис.2.3. Этапы процесса мотивации карьеры в ООО «КОРТРОС»
Внутриорганизационная служебная карьера в ООО «КОРТРОС» по направленности подразделяется на следующие виды:
а) вертикальная – предполагающая продвижение на более высокие ступени структурной иерархии;
б) горизонтальная – перемещение в другую функциональную область деятельности без повышения формального статуса либо выполнение определенной служебной роли, не имеющей жесткого формального статуса в организации (например, роль руководителя временной творческой группы), а также расширение или усложнение задач;
в) ступенчатая – последовательная смена этапов вертикального и горизонтального передвижения;
г) диагональная – одновременное продвижение в вертикальном и горизонтальном направлениях;
д) центростремительная – движение к «ядру» организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений, продвижение в рамках неформальной структуры госслужбы (приглашение госслужащего на встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительное обращение, важные поручения руководства).
Система мотивации карьеры в ООО «КОРТРОС» осуществляет следующие задачи:
1) развитие сотрудников, необходимых для достижения поставленных целей организации;
2) обучение персонала с целью использования его навыков и умений в деятельности предприятия ООО «КОРТРОС»;
3) оценку участия каждого работника в достижении поставленных задач;
4) вознаграждения за труд, затрат энергии, интеллекта, которые несет персонал;
5) обеспечивает условия конкурентоспособности и долгосрочного развития ООО «КОРТРОС» на основе регулирования отношений между работодателем и персоналом.
Основными инструментами мотивации карьеры в ООО «КОРТРОС» являются:
- Повышение статуса в компании;
- Включение в программы развития;
- Включение в текущий кадровый резерв.
Таким образом, реализованная в ООО «КОРТРОС» система элементов управления мотивации развития карьеры выполняет следующие функции:
- Повышение конкурентоспособность и имидж предприятия на рынке труда.
- Стимулирование результативность труда коллектива.
- Повышение качество человеческого капитала.
2.3. Стимулирование карьеры
Стимулирование карьеры сотрудников ООО «КОРТРОС» строится исходя из следующих типов карьерного процесса:
- тип «трамплин» – длительный подъем по служебной лестнице сотрудников ООО «КОРТРОС»и резкий «скачок» вниз при выходе на пенсию;
- тип «лестница» – каждую ступеньку служебной лестницы сотрудник ООО «КОРТРОС» занимает фиксированное время, например, не более 5 лет. Повышение сотрудника ООО «КОРТРОС» в должности происходит после повышения квалификации. Наивысшей ступеньки служебной карьеры достигнет в период своего максимального потенциала, когда накоплен большой опыт и приобретена высокая квалификация. После занятия высшей должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее ответственной и напряженной работы.
- тип «змея» – постоянное горизонтальное перемещение сотрудников ООО «КОРТРОС».
- тип «перепутье» – предполагает периодическое прохождение сотрудниками ООО «КОРТРОС» комплексной оценки (и это кроме периодической аттестации), по результатам которой принимается решение о его повышении, перемещении или понижении в должности.
Стимулирование идет как материальными методами, так и нематериальными.
Основу материального стимулирования составляет оклад. Вознаграждение за труд коллективу ООО «КОРТРОС» состоит из двух составляющих: материального вознаграждения за труд сотрудников в форме оплаты труда и материального мотивирования форме премии. Форма оплаты труда смешанная: базовый оклад и процентная часть от сделок. Базовый оклад напрямую зависит от ступени карьерной лестницы. Система премирования основывается на процентах выполнения плана и текущих финансовых возможностях предприятия.
Ситуация в сфере материального стимулирования неоднозначна, так наблюдается общий рост средней заработной платы и опережающий рост производительности труда. Но рост производительности во многом обусловлен внешними факторами: рост цен на услуги ООО «КОРТРОС» при тех же трудозатратах персонала. При этом доля премиальных выплат снизилась, что характеризует материальную систему мотивации с отрицательной стороны, так как свидетельствует об «уравнивании» персонала.
В сфере нематериального стимулирования руководство ООО «КОРТРОС» заботится о благосостоянии и социальной защищенности своих работников и их семей. Предприятие предоставляет работникам пакет социальных льгот и гарантий, состав которых зависть от должности.
Для оценки системы нематериальной стимулирования карьеры ООО «КОРТРОС» был проведен опрос группы сотрудников ООО «КОРТРОС» согласно анкеты Т.Н. Лобановой «Анкета корпоративных интересов»[21] . Цель исследования – оценка интересов сотрудников ООО «КОРТРОС», как основного фактора формирования высокомотивированной среды.
В исследованиях приняли участие топ - менеджеры, мидл - менеджеры, специалисты ООО «КОРТРОС». В качестве интересов респондентов были выделены: экономические интересы сотрудников ООО «КОРТРОС»; интересы сотрудников ООО «КОРТРОС»; профессиональные интересы сотрудников ООО «КОРТРОС»; карьерные интересы сотрудников ООО «КОРТРОС»; групповые интересы сотрудников ООО «КОРТРОС»; корпоративные интересы сотрудников ООО «КОРТРОС»; территориальные интересы сотрудников ООО «КОРТРОС»; интересы сотрудников ООО «КОРТРОС»; общегражданские интересы сотрудников ООО «КОРТРОС».
Оценка данных интересов по группам респондентов приведена в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Многофакторная модель оценки зависимости стимулирования карьеры ООО «КОРТРОС» от интересов основных групп сотрудников
Тип |
Личные |
Профессиональные |
Карьерные |
Групповые |
Корпоративные |
Территориальные |
Общегражданские |
Топ - менеджеры |
3 |
2 |
5 |
4 |
1 |
6 |
7 |
Мидл - менеджеры |
1 |
3 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Сотрудники |
1 |
2 |
4 |
3 |
5 |
6 |
7 |
Ранговая шкала: 1-наиболее значим, 7-наименее значим.
По результатам ответов можно констатировать, что для основной массы сотрудников ООО «КОРТРОС» важны такие интересы как стимул их деятельности как: личные, профессиональные, карьерные, групповые, корпоративные. Причем следует отметить, что такое расположение интересов в порядке убывания значимости характерно для рядовых сотрудников, в то время как для топ-менеджмета наблюдается обратное ранжирование значимости интересов.
При этом следует отметить, что доминирующие интересы разных групп работников ООО «КОРТРОС» находятся в относительной гармонии, особенно это видно по результат мидл- менеджеров и сотрудников.
Таким образом, в результате анализа процессов мотивирования и стимулирования карьеры в ООО «КОРТРОС» можно выделить некоторые проблемы:
- нет единого документа регламентирующего процесс мотивирования карьеры работников ООО «КОРТРОС»;
- отсутствует общий план адаптации работников ООО «КОРТРОС», что позволило бы более эффективно осуществлять процесс мотивирования карьеры;
- сотрудник не выступает в роли субъекта управления своей карьерой, а служба управления кадрами ООО «КОРТРОС» не имеет оперативного инструмента для оценки уровня конкурентоспособности работников. Не определяются интересы работников ООО «КОРТРОС».
Работники ООО «КОРТРОС» должны понимать, что их карьера - это инструмент повышения их конкурентоспособности.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ООО «КОРТРОС»
3.1. Положение о совершенствовании системы мотивации
Теоретическими основами комплексного подхода к усовершенствованию системы мотивации ООО «КОРТРОС» являются положения:
- о двойственном характере удовлетворения потребностей одновременно через творческую деятельность и материальное стимулирование;
- о необходимости понимания уровней ожидания сотрудников;
- о четкой связи между вознаграждением и достигнутыми результатами;
- о необходимости обозначения высокого, но реалистичного уровня ожидаемых от сотрудника результатов и убеждения сотрудника в их реальности;
- об обязательности участия сотрудников в постановке конкретных, высоких, но достижимых целей;
- об обязательной обратной связи по результатам работы;
- о справедливости внешних вознаграждений.
Таким образом, можно констатировать, что формирование высокомотивирующей организационной среды ООО «КОРТРОС» - очень разносторонний процесс, включающий в себя огромную часть работы по управлению человеческими ресурсами и всю работу по их мотивации.
Проблемы приведены в таблице 3.1
Таблица 3.1
Целевые и процессные проблемы системы мотивации и стимулирования карьеры ООО «КОРТРОС»
Тип технологий мотивации |
Наличие и формулировка проблемы |
|
Личностно-ориентированная подсистема мотивации персонала |
Функциональная подсистема мотивации персонала |
|
Управление составом системы |
Находится на достаточно высоком уровне |
Приоритет отдан материальным стимулам: премиям и доплатам |
Управление структурой системы |
Последовательное и структурированное с чрезмерным вниманием к материальным стимулам |
Несоответствие между ожиданиями работников и структурой предлагаемых стимулов; отсутствие воздействия на мотивы работников |
Институциональное управление |
Не учет реалий существующей организационной культуры |
Несистемное решение локальных проблем в сфере мотивации; отсутствие попыток воздействия на организационную культуру |
Управление предпочтениями и интересами элементов системы |
Фактически не реализовано |
Активное воздействие в области изменения организационной культуры не происходят; цели мотивации диктуются производственными потребностями текущего момента |
Информационное управление |
Находится на достаточном уровне |
Фактически не реализовано |
Процессное управление системой |
Непоследовательная реализация управления |
Нормативно-методическое обеспечение имеет лишь элемент функциональной подсистемы «Стимулирование и социальная защита» |
Проведенная оценка выявила расхождения, связанные с реализацией эталонного управления и фактическим положением дел. Основные проблемы лежат в сфере функциональной подсистемы мотивации и стимулов в управлении карьеров в компании.
3.2. План разработки и внедрения положения.
По этому в качестве мероприятий по повышению эффективности управления мотивацией предлагаются следующие: