Файл: ВКР Формирование КУУУД мл.шк-ов в нач.кл. при изуч. синтаксиса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2019

Просмотров: 1914

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитель: Обратимся к упражнению 207. Прочитайте его.

Прочитайте.

1.Ребята (мастерить) домики для птиц. 2. Бабушка (звонить) по телефону. 3. Над водой (цвести) белые лилии. 4. Длинные серёжки (висеть) на гибких ветках берёзы.

Запишите предложения, ставя глагол в форму настоящего или прошедшего времени. Укажите над каждым глаголом время.

Образец: Ребята мастерят (наст. вр.) домики для птиц.

Учитель: Что необходимо сделать в данном упражнении? (Записать предложения, поставив глаголы в форму настоящего или прошедшего времени, указать время у глагола). Выполняем задание самостоятельно по образцу. Школьники выполняют задания. А теперь выполним синтаксический анализ первого предложения: Ребята мастерят домики для птиц. Для начала найдём грамматическую основу. (Ребята – подлежащее, выражено именем существительным, подчеркиваем одной чертой. Мастерят – сказуемое, выражено глаголом, подчеркиваем двумя чертами). К какому члену предложения можно отнести слова домики и для птиц? Ответ обоснуйте. (Мастерят что? домики – это дополнение, выражено именем существительным, подчеркиваем пунктиром; домики для кого? для птиц – это обстоятельство, выраженное именем существительным с предлогом, подчеркиваем пунктиром с точкой). Дайте характеристику предложению. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).


Фрагмент №5.

Дата проведения урока: 28.04.18.

Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»

Цель урока: познакомить с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.

Синтаксическая единица: словосочетание.

Методы и приёмы, использованные на уроке: вычленение словосочетаний, составление словосочетаний, близких по смыслу.

Учитель: Обратимся к упражнению 217. Прочитайте задание:

Прочитайте. Спишите. Определите род и число глаголов (или только число). Выделите окончания. Подбери близкие по смыслу словосочетания с глаголом к словосочетаниям из стихотворения.

Что-то вдруг загр..хотало!

И огнём заполыхало!

И б..рёза застонала

И руками зам..хала!

И осина!.. И сосна!..

Верно, думали, война…

Учитель: О чём это стихотворение? (О деревьях во время войны). Какое настроение вызывают у вас эти строки? (Печальное, грустное, тревожное). Какие слова передают такое настроение? (Загрохотало, заполыхало, застонала). Какие буквы надо вставить на месте пропусков? Почему?

Ответы детей:

Загр..хотало – безударная гласная «о», проверочное слово «грохот».

Б..рёза – безударная гласная «е», это словарное слово, его надо запомнить.

Зам..хала – безударная гласная «а», проверочное слово «машет».

Учитель: Спишите стихотворение, вставив пропущенные буквы, определите род и число глаголов, выделите окончания. Школьники выполняют задание. Ребята, а кто помнит, как называются слова, у которых одинаковый смысл, но они по-разному пишутся? (Синонимы). Попробуем составить такие близкие по смыслу словосочетания к словосочетаниям из стихотворения, но для начала нам нужно их найти. Главным словом в них должен быть глагол. Что вы выпишите? (Вдруг загрохотало, вдруг заполыхало, замахала руками). А почему нельзя выписать словосочетание «берёза застонала? (это грамматическая основа, её нельзя считать за словосочетание).


Ответы детей:

Вдруг загрохотало – вдруг загремело, вдруг зашумело, вдруг ударило.

Вдруг заполыхало – вдруг загорелось, вдруг вспыхнуло.

Замахала руками – зашевелила руками, задёргала руками.

Что мы вспомнили ходе выполнения данного упражнения, чему научились? (орфограммы, научились определять число и род глаголов по памятке, выделяли окончания, находили словосочетания в тексте стихотворения, вспомнили, что такое синонимы, составляли близкие по смыслу словосочетания).


Фрагмент №6.

Дата проведения урока: 03.05.18.

Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»

Цель урока: закрепить умение изменять глаголы в прошедшем времени по родам.

Синтаксическая единица: предложение.

Методы и приёмы, использованные на уроке: синтаксический анализ предложения, составление предложений на заданную тему.

Учитель: Прочитайте упражнение в учебнике. Что нас просят сделать? (Прочитайте. Спишите, вставляя в глаголы пропущенный суффикс –л- и, где нужно, окончания.

Бы.. солнечный июльский день. Вдруг солнце померк.. . Гряну.. гром. Сверкну.. молния. Гроза бы... недолгая. Туча уш.. . Снова засия.. над садом солнце. Запе.. разные птички.

М. Пришвин.

Укажите род глаголов в единственном числе. Выделите их окончания. Составьте три предложения на тему «Гроза».)

О чём этот текст? (О грозе летом). Какая картина рисуется у вас в голове при чтении этих строк? (Сначала было тепло и солнечно, потом на тёмном небе сверкает молния, начиналась гроза, которая потом быстро заканчилась).Что вы знает про суффиксы глаголов прошедшего времени? (У глаголов прошедшего времени есть суффикс –л-). Спишите, вставляя в глаголы пропущенные суффиксы, выделите окончания на месте пропусков. Укажите род глаголов, где его можно определить. Выполните синтаксический анализ последнего предложения. Школьники выполняют задание самостоятельно.

Этот текст М. Пришвина о летней грозе, как вы сказали сами. Давайте поработаем в парах и попробуем составить 2-3 предложения на тему грозы.

Ответы:

  1. Я вышел гулять на улицу. Солнце ярко светило, и было тепло. Потом раздался гром, и я побежал домой.

  2. Небо стало тёмным. Ударила молния, и прогремел гром. Подул сильный ветер.

  3. На небе сверкнула молния. Пошёл дождь. Я испугалась и спряталась под одеялом.

Что мы повторили и закрепили при выполнении этого упражнения? (Вспомнили про суффикс глагола в прошедшем времени, сами составляли предложения, делали анализ предложения).


Фрагмент №7.

Дата проведения урока: 07.05.18.

Тема урока: «Правописание частицы не глаголами».

Цель урока: познакомить с ролью частицы не; учить писать частицу не с глаголами раздельно.

Синтаксическая единица: предложение.

Методы и приёмы, использованные на уроке: составление предложений по заданной схеме.

Учитель: Посмотрите на доску.

не .

Что вы видите? (Это схема предложения). Сколько слов в этом предложении и почему? (Четыре слова, потому что есть частица не и ещё три члена предложения). Что необычного в ней? (Есть частица не). Давайте попробуем составить предложения по этой схеме.


Ответы:

Я не хочу гулять.

Катя не умеет рисовать.

Собака не хочет играть.

Я не люблю математику.

Как вы написали частицу не с другими словами? (Раздельно). Назовите часть речи, с которой не употребляется в вашем предложении (Это глаголы). Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание не с глаголами).


Фрагмент №8.

Дата проведения урока: 08.05.18.

Тема урока: «Правописание частицы не глаголами».

Цель урока: закрепить правописание частицы не с глаголами.

Синтаксическая единица: предложение.

Методы и приёмы, использованные на уроке: составление продолжения предложения.

Учитель: Посмотрите на упражнение 227.

Прочитайте начало каждого побудительного предложения. Закончите предложения так, чтобы в каждом из них содержался совет.

1.Уступай в автобусе место старшим. Не садись на … . 2. Не разжигай костёр … . 3. Не переходи улицу … . 4. Не ломай … . 5. Не разоряй … . 6 . Не бери … . 7. Не оставляй … . 8 Не откладывай на завтра то, что … .

Запишите составленные предложения. Придумайте свой полезный совет. Запишите его.

Ребята, а побудительное предложение – какое оно? (Оно призывает что-то сделать). Как отличить его от других предложений? (В нём всегда есть призыв к чему-либо). Какие предложения по цели высказывания вы ещё знаете? (Повествовательные, вопросительные). Поработаем в парах. Попробуйте продолжить эти предложения так, чтобы они стали советом. А что такое вообще совет? (Это призыв или просьба делать что-то хорошее). Продолжите предложения. Помните про правописание не с глаголами.

Ответы:

  1. Уступай в автобусе место старшим. Не садись на места для инвалидов.

  2. Не разжигай костёр в лесу.

  3. Не переходи улицу в неположенном месте.

  4. Не ломай ветки деревьев.

  5. Не разоряй гнёзда птиц.

  6. Не бери чужое.

  7. Не оставляй свои вещи в общественных местах.

  8. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

Учитель: А теперь подумайте и запишите с новой строчки свой полезный совет.

Что мы повторили в ходе выполнения этого упражнения? (Учились продолжать предложения, придумывали советы, вспомнили виды предложений по цели высказываний и правописание не с глаголами).


Фрагмент №9.

Дата проведения урока: 10.05.18.

Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Глагол»».

Цель урока: обобщить представления о глаголе как части речи.

Синтаксическая единица: предложение.

Методы и приёмы, использованные на уроке: составление предложений по заданным словам, синтаксический анализ предложения.

Учитель: Прочитайте упражнение 232. Что нас просят сделать? (Прочитать текст и разобрать любой глагол как часть речи).

Задание в учебнике:

Прочитайте.

1.По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. 2. Отцвела черёмуха, зацвела сирень. 3. Лист зеленеет молодой. 4. Скоро степи запестреют, скоро светлая весна! 5. Всплыло на небо красное солнышко. 6. Растаял снег среди полей.


Обратитесь к памятке разбора глагола на стр.146 и выполните разбор любого глагола. Составьте два предложения с любым из глаголов, данных в тексте.

Учитель: Что вы знаете о глаголе как части речи? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета). Как изменяются глаголы? (По родам, числам и временам). Чем глагол является в предложении? (Сказуемым). Выберите любой глагол и сделайте его разбор, пользуясь памяткой. Школьники выполняют задание самостоятельно. Составьте с проанализированным вами глаголом два предложения.

Ответы:

  1. По реке плыли утки. Мальчик с папой плыли по реке на лодке.

  2. Быстро отцвела яблоня у моего окна. Жёлтая акация отцвела и стала незаметной.

  3. У моего дома вчера зацвела вишня. На маминой клумбе зацвела роза.

  4. Весной везде зеленеет трава. В мамином кольце зеленеет изумруд.

  5. Через месяц луга в лесу запестреют цветами. Мои штаны запестреют пятнами, если я буду вести себя неаккуратно.

  6. Яйцо всплыло в кастрюле при варке. Бревно упало в воду и не всплыло.

  7. На солнце мой шоколад растаял. В стакане с горячей водой кусочек льда быстро растаял.

Учитель: Выполните синтаксический разбор любого из составленных вами предложений. Школьники выполняют задание самостоятельно.

Что мы повторили и закрепили в ходе работы над этим упражнением? (Вспомнили про глагол как часть речи, разбирали его, составляли собственные предложения с глаголами).


Фрагмент №10.

Дата проведения урока: 11.05.18.

Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Глагол»»

Цель урока: закреплять навык правописания глаголов, представления о глаголе как части речи.

Синтаксическая единица: предложение.

Методы, использованные на уроке: составление предложений по рисунку, синтаксический анализ предложения.

Учитель: Обратимся к упражнению 233 на стр.128. Прочитайте задание.

Задание в учебнике:

Прочитайте. Назовите произведение.

1.Только уселась команда косая, весь островочек пр..пал под водой. 2. Мимо бревно суковатое плыло. Зайцев с десяток сп..салось на нём. 3. Взял бы я вас – да п..топите лодку! 4. Тут мои зайчики точно сбесились: смотрят, на задние лапы вст..ют, лодку к..чают, гр..ести не д..ют. Берег з..видели плуты косые…

Н. Некрасов

Выпиши глаголы, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни глагол в неопределённой форме. Укажи время других глаголов.

Рассмотри рисунок. Определи его тему.

Составь предложения по данному рисунку, чтобы получился текст. Подготовься его рассказать.

Из какого произведения взят этот фрагмент? (Дед Мазай и зайцы). Выпишите из текста все глаголы, вставляя пропущенные буквы. Найдите и подчеркните глагол в неопределённо форме. Какой это глагол? (Грести). Подпишите над глаголами время. Сделайте синтаксический анализ последнего предложения. Школьники выполняют задание. Рассмотрите рисунок. О чем он? (О том, как дед спасал зайцев). Что мы видим? (Как по реке плывёт дедушка, а в лодке у него зайцы. Сзади на бревне сидят ещё несколько). Можно ли увидеть такое в реальной жизни и когда? (Можно, весной, когда река разливается и затапливает много территорий). Поработайте в парах: по картинке попробуйте составить собственные предложения, образующие текст, который не будет связан с текстом выше. Опирайтесь только на картинку. Придумайте этому дедушке своё имя.


Ответы:

Первый вариант.

Наступила весна. Началось половодье. Дед Матвей поплыл на лодке на рыбалку.

Он плыл и вдалеке увидел зайцев. Они стояли на затопленном берегу. Деду Матвею стало жалко их и он посадил их в свою лодку. Когда дед Матвей чуть-чуть отплыл, он увидел ещё кучу зайцев. Он подцепил бревно к лодке, и они поплыли к берегу.

Я думаю, что дед Матвей спас зайцев.

Второй вариант

В одной деревне жил дед Дмитрий.

Как-то раз он решил поймать зайцев. Взял лодку и поплыл на остров. А он был затоплен. Вдруг дед видит много тонущих зайцев. Ему стало жалко их. Дмитрий поплыл к ним и всех зайчат взял. Плыл он плыл и заметил сзади бревно с зайчатами. Он прицепил крюк к нему и поплыл назад вместе с зайчиками.

Зайчики очень обрадовались спасению.

Третий вариант

Пришла весна. Речка вышла из берегов и затопила маленькие островки. На одном из них сидели и дрожали зайчата. По реке на лодке плыл дед Дмитрий. Он увидел зайцев. Ему стало жаль зайчиков. Он взял их к себе на лодку. Зайцы были спасены.

Учитель: Что мы повторили при выполнении этого упражнения? (Определяли время глаголов, учились сами составлять текст по рисунку, определяли тему текста).


Фрагмент №11.

Дата проведения урока: 14.05.18.

Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Глагол»»

Цель урока: закреплять умение определять время, лицо, число глаголов, разбирать предложения по членам.

Синтаксическая единица: предложение.

Методы и приёмы, использованные на уроке: составление предложений по заданным словам.

Учитель: Посмотрите на доску. Разберите глаголы прибежала, читаешь, покрасили, учить по составу. Составьте с ними предложения и запишите их.

Ответы детей:

  1. Ко мне прибежала собака, когда я пришла домой после школы. Сестра прибежала с улицы. Кошка Муся прибежала домой и принесла птичку.

  2. Если много читаешь, то много знаешь. Ты давно читаешь эту книгу? Если читаешь в темноте – портится зрение.

  3. Родители покрасили забор у дома. Строители покрасили стены в школе. Моей сестре покрасили волосы в парикмахерской.

  4. Я не люблю учить стихи. Варя села учить уроки. Учительница задала нам учить правило на дом.

Учитель: Что мы повторили при выполнении этого задания? (Мы повторили, как разбирать глагол по составу, составляли предложения с глаголами самостоятельно).


Фрагмент №13.

Дата проведения урока: 16.05.18.

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания младших школьников о частях речи, предложении и словосочетании.

Синтаксическая единица: словосочетание.

Методы и приёмы, использованные на уроке: вычленение словосочетаний.

Учитель: Обратимся к тетрадям на печатной основе. Откройте их на стр.45 и найдите задание №5. Посмотрите на него.

Выпиши словосочетания. Укажи в них главное слово.

Ключи от машины, белка убежала, первый класс, мелкий водоём, около дороги, стул стоит, прилетел на паутинке, писать за столом, перед уроками.