Файл: ВКР Формирование КУУУД мл.шк-ов в нач.кл. при изуч. синтаксиса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2019
Просмотров: 1960
Скачиваний: 5
Восьмой урок по теме «Обобщение знаний по теме «Глагол»», представленный во фрагменте №11 (Приложение 2), имел цель закрепить умение определять время, лицо, число глаголов, разбирать предложения по членам. Так в ходе урока обучающиеся должны были разобрать глаголы, представленные на доске, по составу, а затем составить с ними предложения и записать их. Это упражнение было разработано учителем самостоятельно в соответствии с темой и целью урока. Трудностей при работе не возникло, обучающиеся были активны и составляли много предложений с данными глаголами. Работа производилась фронтально с одновременно проверкой и корректировкой ответов при составлении предложений по данным словам.
Девятый урок по теме «Обобщение и изученного о слове, предложении», который представлен во фрагменте №15 (Приложение 2), был направлен на закрепление знаний о роли слова и предложения в речи, о видах предложений по цели высказывания и по интонации, а также предполагал развитие умения правильно употреблять предложения в речи. На одном из этапов урока обучающиеся должны были посмотреть на предложение на доске и самостоятельно составить к нему предложение. Упражнение было составлено учителем самостоятельно в соответствии с темой и целью урока. Трудностей у обучающихся не возникло, лишь некоторые долго думали над продолжением предложения. Работа производилась фронтально, по цепочке друг за другом, ответы корректировались в ходе обсуждения.
Таким образом, несмотря на то, что материал учебника на время преддипломной практики был посвящен в большей степени теме «Глагол», в ходе уроков затрагивался синтаксический материал. Так методы и приемы формирования коммуникативных УУД применялись при работе с такими синтаксическими единицами, как словосочетание и предложение. Часть использованных методов и приемов легла в основу заданий для упражнений, представленных в учебнике, а часть разрабатывалась самостоятельно. Все они были взаимосвязаны с темой урока и были направлены на формирование коммуникативных УУД. Все поставленные в ходе практики задачи были реализованы. По итогам ее завершения можно отметить, что использованные методы и приемы помогали развивать у школьников умения строить свою речь правильно и грамотно, они способствовали устранению типичных ошибок. Основная часть заданий была направлена на составление предложений, что способствовало расширению словарного запаса и развитию общей культуры речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день универсальные учебные действия как совокупность способов действий обучающихся обеспечивают их способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, которые можно использовать на любом уроке. Из всех видов универсальных учебных действий особое внимание уделяется коммуникативным УУД, так как общение является главным механизмом передачи социального опыта, а сформированные умения коммуникации – важнейшим условием и средством успешного освоения содержания образования и эффективного, плодотворного общения в целом.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе при изучении синтаксиса происходит при непосредственной работе с основными синтаксическими единицами. Изучая синтаксис с 1 по 4 классы, у младших школьников формируются умения осознанно пользоваться словосочетаниями и предложениями для выражения собственных мыслей, что впоследствии становится основой для обучения грамматике, морфологии, лексике и орфографии. Все единицы синтаксиса изучаются обучающимися постепенно. Несмотря на небольшие отличия в распределении синтаксического материала в разных УМК, все они направлены на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. По мере изучения раздела «Синтаксис» умение более ярко, полно и точно пользоваться своей речью совершенствуется, что к концу курса начального обучения приводит к овладению речевыми навыками для выражения своих мыслей и чувств.
В практической деятельности при формировании коммуникативных УУД учителями начальной школы используются не только разнообразные формы работы, но и методы и приемы. Работа обучающихся над такими синтаксическими единицами, как словосочетание и предложение способствует развитию речи и мышления, обогащению их словаря, формированию орфографического навыка, умения точно говорить и правильно излагать свои мысли, благодаря чему повышается культура речи и развиваются коммуникативные УУД. Использование разнообразных методов и приемов, направленных на формирование коммуникативных УУД при работе со словосочетанием и предложением, не только развивает речь младших школьников, но и раскрывает в них фантазию и расширяет кругозор. Чем больше приемов и методов будет применять учитель на отдельных этапах урока, тем лучше будет заметен результат их использования.
Таким образом, несмотря на то, что материал учебника на время преддипломной практики был посвящен в большей степени теме «Глагол», в ходе уроков затрагивался синтаксический материал. Так методы и приемы формирования коммуникативных УУД применялись при работе с такими синтаксическими единицами, как словосочетание и предложение. Часть использованных методов и приемов легла в основу заданий для упражнений, представленных в учебнике, а часть разрабатывалась самостоятельно. Все они были взаимосвязаны с темой урока и были направлены на формирование коммуникативных УУД. Все поставленные в ходе практики задачи были реализованы. По итогам ее завершения можно отметить, что использованные методы и приемы помогали развивать у школьников умения строить свою речь правильно и грамотно, они способствовали устранению типичных ошибок. Основная часть заданий была направлена на составление предложений, что способствовало расширению словарного запаса и развитию общей культуры речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Бабайцева В.В. Синтаксис современного русского языка. Монография. – М.: Флинта, 2015.
-
Белошапкова В.А. Современный русский синтаксис. Синтаксис. М., 2007.
-
Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. – М.: Высшая школа, 2013. – 418 с.
-
Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М., 2003.
-
Гутник, И. Ю. Гумaнитaрные технологии педaгогичеcкой диaгноcтики в междиcциплинaрном контекcте Текcт. - CПб.: Книжный Дом, 2010. - 248 c.
-
Жуковина Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 78-80.
-
Закоружникова М.Л. Работа над предложением и связной речью в начальных классах. Метод. Пособие. – М., 2008.
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителей /А.Г. Асмолов, Бурменская Г.В., Володарская И.А. – М.: Просвещение, 2011.
-
Лебединцев В. Б. «Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий». – Волгоград.: Учитель, 2012.
-
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: Наука, 2014.
-
Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцева. – М.: Дирекмедиа Паблишинг, 2008.
-
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. – М.: Просвещение, 2012. – 170 с.
-
Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш.пед. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2013.
-
Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. проф.учеб. заведений /Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – М.: Академия, 2013.
-
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – 10 изд. – М.: Дрова, 2013.
-
Психология: учебник для бакалавров /под редакцией Б.А. Сосновского. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2014.
-
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед.учеб. заведений / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др. – 5-е изд. – М.: Издательский центра «Академия», 2012. – 384 с.
-
Русский язык. 2 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р.Н. Бунеев. – Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс: Школьный дом, 2016. – 176 с.
-
Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. Часть 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 159 с.
-
Русский язык. 3 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 2 / Р.Н. Бунеев, 2016. – Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 144 с.
-
Русский язык. 4 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 1, 2 / Р.Н. Бунеев, 2016. – Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 160 с.
-
Русский язык. К тайнам нашего языка. 3 класс.: учебник. – В 2-х частях / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – 9-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. – 144 с.
-
Русский язык. К тайнам нашего языка. 4 класс.: учебник. – В 2-х частях / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – 10-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2016. – 176 с.
-
Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2013.
-
Понятие универсальных учебных действий и их классификация [Электронный ресурс]. URL: http://www.easilyeducation.ru/eidets-294-1.html (дата обращения 18.10.2017).
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
на время преддипломной практики
№ |
Дата |
Тема урока |
Синтаксическая единица |
Метод/приём |
1. |
24.04.18. |
Времена глаголов. 2-е лицо |
Словосочетание |
Составление словосочетаний по заданной схеме. |
2. |
25.04.18 |
Изменение глаголов по временам |
Предложение |
Составление предложений по заданной схеме. |
3. |
26.04.18. |
Изменение глаголов по временам |
Предложение |
Синтаксический анализ предложения. |
4. |
27.04.18. |
Обучающее изложение |
|
|
5. |
28.04.18. |
Род глаголов в прошедшем времени |
Словосочетание |
Вычленение словосочетаний, составление словосочетаний, близких по смыслу. |
6. |
03.05.18. |
Род глаголов в прошедшем времени |
Предложение |
Синтаксический анализ предложения, составление предложений на заданную тему. |
7. |
07.05.18. |
Правописание частицы не с глаголами |
Предложение |
Составление предложений по заданной схеме. |
8. |
08.05.18. |
Правописание частицы не глаголами |
Предложение |
Составление продолжения предложения. |
9. |
10.05.18. |
Обобщение знаний по теме «Глагол» |
Предложение |
Составление предложений по заданным словам, синтаксический анализ предложения. |
10. |
11.05.18. |
Обобщение знаний по теме «Глагол» |
Предложение |
Составление предложений по рисунку, синтаксический анализ предложения |
11. |
14.05.18 |
Обобщение знаний по теме «Глагол» |
Предложение |
Составление предложений по заданным словам. |
12. |
15.05.18. |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
|
|
13. |
16.05.18 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол» |
Словосочетание |
Вычленение словосочетаний |
14. |
17.05.18. |
Обучающее изложение |
|
|
15. |
18.05.18. |
Обобщение изученного о слове, предложении |
Предложение |
Составление продолжения предложения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фрагменты уроков русского языка с использованием методов и приемов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе при изучении темы «Синтаксис»
Фрагмент №1.
Дата проведения урока: 24.04.18.
Тема урока: «Времена глаголов. 2-е лицо».
Цель урока: познакомить с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа.
Синтаксическая единица: словосочетание.
Методы и приёмы, использованные на уроке: составление словосочетаний по заданной схеме.
Учитель: Откройте ваши учебники. Посмотрите на упражнение 200.
Задание в учебнике:
Прочитайте. Определите тип текста. Озаглавьте текст.
Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп».
Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, - Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»
Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.
Е. Чарушин
Выпишите из текста по два глагола, которые отвечают на следующие вопросы: что сделает, что сделаю, что сделала, что делает? Определите время этих глаголов.
Учитель: Сколько типов речи встречается в русском языке? (Три: повествование, описание, рассуждение). Прочитайте внимательно текст. К какому типу речи вы можете его отнести и почему? (Повествование, так как в нем рассказывается про кота). Как можно озаглавить текст? (Кот Тюпа). Выпишите из текста глаголы, отвечающие на вопросы из учебника. Определите их время.
Ответы обучающихся:
Что сделает? удивится, увидит – будущее время
Что сделаю? схвачу, словлю, поймаю, поиграю – будущее время
Что сделала? шевельнулась, пролетела, вспорхнула – прошедшее время
Что делает? двигает, тюпает, ползет. Подкрадывается – настоящее время
А теперь выпишите из текста два словосочетания, в которых глагол будет главным словом. Вы можете использовать те глаголы, которые только что называли. А как найти главное слово? (От него ставится вопрос к другому слову). Выделите в своих словосочетаниях главное слово.
Ответы:
Двигает губами, увидит интересное, шевельнулась от ветра, увидит непонятное, очень удивится.
Что мы повторили? (Вспомнили типы текста, составляли словосочетания по схеме из текста и определяли в них главное слово, определяли время глаголов).
Фрагмент №2.
Дата проведения урока: 25.04.18.
Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
Цель урока: сформировать умение изменять глаголы по временам.
Синтаксическая единица: предложение.
Методы и приёмы, использованные на уроке: составление предложений по заданной схеме.
Учитель: Посмотрите на доску. Что вы видите? (Это схема предложения).
.
Почему это предложение? (В конце стоит точка, первое слово с большой буквы). Сколько слов в этом предложении? (Четыре слова). Каким будет предложение по цели высказывания и почему? (повествовательным, потому что в конце стоит точка). Почему одно из слов на схеме меньше, чем все остальные? Какой частью речи оно будет выражено? (Предлогом или союзом). А теперь попробуйте самостоятельно составить предложение по предложенной схеме и запишите его.
Ответы обучающихся:
-
Вася пошёл в школу.
-
Мама пришла из магазина.
-
Слушай маму и папу.
-
Я сижу за столом.
-
Дедушка ушёл на охоту.
-
Небо голубое и чистое.
Что мы закрепили в ходе выполнения этого упражнения? (Умение составлять предложения по схемам).
Фрагмент №3.
Дата проведения урока: 26.04.18.
Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
Цель урока: развивать умение изменять глаголы по временам.
Синтаксическая единица: предложение.
Методы и приёмы, использованные на уроке: синтаксический анализ предложения.