Файл: ВКР Формирование КУУУД мл.шк-ов в нач.кл. при изуч. синтаксиса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2019

Просмотров: 1915

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Восьмой урок по теме «Обобщение знаний по теме «Глагол»», представленный во фрагменте №11 (Приложение 2), имел цель закрепить умение определять время, лицо, число глаголов, разбирать предложения по членам. Так в ходе урока обучающиеся должны были разобрать глаголы, представленные на доске, по составу, а затем составить с ними предложения и записать их. Это упражнение было разработано учителем самостоятельно в соответствии с темой и целью урока. Трудностей при работе не возникло, обучающиеся были активны и составляли много предложений с данными глаголами. Работа производилась фронтально с одновременно проверкой и корректировкой ответов при составлении предложений по данным словам.

Девятый урок по теме «Обобщение и изученного о слове, предложении», который представлен во фрагменте №15 (Приложение 2), был направлен на закрепление знаний о роли слова и предложения в речи, о видах предложений по цели высказывания и по интонации, а также предполагал развитие умения правильно употреблять предложения в речи. На одном из этапов урока обучающиеся должны были посмотреть на предложение на доске и самостоятельно составить к нему предложение. Упражнение было составлено учителем самостоятельно в соответствии с темой и целью урока. Трудностей у обучающихся не возникло, лишь некоторые долго думали над продолжением предложения. Работа производилась фронтально, по цепочке друг за другом, ответы корректировались в ходе обсуждения.

Таким образом, несмотря на то, что материал учебника на время преддипломной практики был посвящен в большей степени теме «Глагол», в ходе уроков затрагивался синтаксический материал. Так методы и приемы формирования коммуникативных УУД применялись при работе с такими синтаксическими единицами, как словосочетание и предложение. Часть использованных методов и приемов легла в основу заданий для упражнений, представленных в учебнике, а часть разрабатывалась самостоятельно. Все они были взаимосвязаны с темой урока и были направлены на формирование коммуникативных УУД. Все поставленные в ходе практики задачи были реализованы. По итогам ее завершения можно отметить, что использованные методы и приемы помогали развивать у школьников умения строить свою речь правильно и грамотно, они способствовали устранению типичных ошибок. Основная часть заданий была направлена на составление предложений, что способствовало расширению словарного запаса и развитию общей культуры речи.




























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На сегодняшний день универсальные учебные действия как совокупность способов действий обучающихся обеспечивают их способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, которые можно использовать на любом уроке. Из всех видов универсальных учебных действий особое внимание уделяется коммуникативным УУД, так как общение является главным механизмом передачи социального опыта, а сформированные умения коммуникации – важнейшим условием и средством успешного освоения содержания образования и эффективного, плодотворного общения в целом.


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе при изучении синтаксиса происходит при непосредственной работе с основными синтаксическими единицами. Изучая синтаксис с 1 по 4 классы, у младших школьников формируются умения осознанно пользоваться словосочетаниями и предложениями для выражения собственных мыслей, что впоследствии становится основой для обучения грамматике, морфологии, лексике и орфографии. Все единицы синтаксиса изучаются обучающимися постепенно. Несмотря на небольшие отличия в распределении синтаксического материала в разных УМК, все они направлены на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. По мере изучения раздела «Синтаксис» умение более ярко, полно и точно пользоваться своей речью совершенствуется, что к концу курса начального обучения приводит к овладению речевыми навыками для выражения своих мыслей и чувств.

В практической деятельности при формировании коммуникативных УУД учителями начальной школы используются не только разнообразные формы работы, но и методы и приемы. Работа обучающихся над такими синтаксическими единицами, как словосочетание и предложение способствует развитию речи и мышления, обогащению их словаря, формированию орфографического навыка, умения точно говорить и правильно излагать свои мысли, благодаря чему повышается культура речи и развиваются коммуникативные УУД. Использование разнообразных методов и приемов, направленных на формирование коммуникативных УУД при работе со словосочетанием и предложением, не только развивает речь младших школьников, но и раскрывает в них фантазию и расширяет кругозор. Чем больше приемов и методов будет применять учитель на отдельных этапах урока, тем лучше будет заметен результат их использования.

Таким образом, несмотря на то, что материал учебника на время преддипломной практики был посвящен в большей степени теме «Глагол», в ходе уроков затрагивался синтаксический материал. Так методы и приемы формирования коммуникативных УУД применялись при работе с такими синтаксическими единицами, как словосочетание и предложение. Часть использованных методов и приемов легла в основу заданий для упражнений, представленных в учебнике, а часть разрабатывалась самостоятельно. Все они были взаимосвязаны с темой урока и были направлены на формирование коммуникативных УУД. Все поставленные в ходе практики задачи были реализованы. По итогам ее завершения можно отметить, что использованные методы и приемы помогали развивать у школьников умения строить свою речь правильно и грамотно, они способствовали устранению типичных ошибок. Основная часть заданий была направлена на составление предложений, что способствовало расширению словарного запаса и развитию общей культуры речи.








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бабайцева В.В. Синтаксис современного русского языка. Монография. – М.: Флинта, 2015.

  2. Белошапкова В.А. Современный русский синтаксис. Синтаксис. М., 2007.

  3. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. – М.: Высшая школа, 2013. – 418 с.

  4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М., 2003.

  5. Гутник, И. Ю. Гумaнитaрные технологии педaгогичеcкой диaгноcтики в междиcциплинaрном контекcте Текcт. - CПб.: Книжный Дом, 2010. - 248 c.

  6. Жуковина Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 78-80.

  7. Закоружникова М.Л. Работа над предложением и связной речью в начальных классах. Метод. Пособие. – М., 2008.

  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителей /А.Г. Асмолов, Бурменская Г.В., Володарская И.А. – М.: Просвещение, 2011.

  9. Лебединцев В. Б. «Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий». – Волгоград.: Учитель, 2012.

  10. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: Наука, 2014.

  11. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцева. – М.: Дирекмедиа Паблишинг, 2008.

  12. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. – М.: Просвещение, 2012. – 170 с.

  13. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш.пед. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2013.

  14. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. проф.учеб. заведений /Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – М.: Академия, 2013.

  15. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – 10 изд. – М.: Дрова, 2013.

  16. Психология: учебник для бакалавров /под редакцией Б.А. Сосновского. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2014.

  17. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед.учеб. заведений / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др. – 5-е изд. – М.: Издательский центра «Академия», 2012. – 384 с.

  18. Русский язык. 2 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р.Н. Бунеев. – Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс: Школьный дом, 2016. – 176 с.

  19. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. Часть 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 159 с.

  20. Русский язык. 3 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 2 / Р.Н. Бунеев, 2016. – Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 144 с.

  21. Русский язык. 4 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 1, 2 / Р.Н. Бунеев, 2016. – Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 160 с.

  22. Русский язык. К тайнам нашего языка. 3 класс.: учебник. – В 2-х частях / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – 9-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. – 144 с.

  23. Русский язык. К тайнам нашего языка. 4 класс.: учебник. – В 2-х частях / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – 10-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2016. – 176 с.

  24. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2013.

  25. Понятие универсальных учебных действий и их классификация [Электронный ресурс]. URL: http://www.easilyeducation.ru/eidets-294-1.html (дата обращения 18.10.2017).










































ПРИЛОЖЕНИЕ
















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

на время преддипломной практики


Дата

Тема урока

Синтаксическая единица

Метод/приём

1.

24.04.18.

Времена глаголов. 2-е лицо

Словосочетание

Составление словосочетаний по заданной схеме.

2.

25.04.18

Изменение глаголов по временам

Предложение

Составление предложений по заданной схеме.

3.

26.04.18.

Изменение глаголов по временам

Предложение

Синтаксический анализ предложения.

4.

27.04.18.

Обучающее изложение



5.

28.04.18.

Род глаголов в прошедшем времени

Словосочетание

Вычленение словосочетаний, составление словосочетаний, близких по смыслу.

6.

03.05.18.

Род глаголов в прошедшем времени

Предложение

Синтаксический анализ предложения, составление предложений на заданную тему.

7.

07.05.18.

Правописание частицы не с глаголами

Предложение

Составление предложений по заданной схеме.

8.

08.05.18.

Правописание частицы не глаголами

Предложение


Составление продолжения предложения.

9.

10.05.18.

Обобщение знаний по теме «Глагол»

Предложение

Составление предложений по заданным словам, синтаксический анализ предложения.

10.

11.05.18.

Обобщение знаний по теме «Глагол»

Предложение

Составление предложений по рисунку, синтаксический анализ предложения

11.

14.05.18

Обобщение знаний по теме «Глагол»

Предложение

Составление предложений по заданным словам.


12.

15.05.18.

Контрольный диктант по теме «Глагол»



13.

16.05.18

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

Словосочетание

Вычленение словосочетаний

14.

17.05.18.

Обучающее изложение



15.

18.05.18.

Обобщение изученного о слове, предложении

Предложение

Составление продолжения предложения.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Фрагменты уроков русского языка с использованием методов и приемов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе при изучении темы «Синтаксис»


Фрагмент №1.

Дата проведения урока: 24.04.18.

Тема урока: «Времена глаголов. 2-е лицо».

Цель урока: познакомить с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа.

Синтаксическая единица: словосочетание.

Методы и приёмы, использованные на уроке: составление словосочетаний по заданной схеме.

Учитель: Откройте ваши учебники. Посмотрите на упражнение 200.

Задание в учебнике:

Прочитайте. Определите тип текста. Озаглавьте текст.

Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп».


Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, - Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»

Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.

Е. Чарушин

Выпишите из текста по два глагола, которые отвечают на следующие вопросы: что сделает, что сделаю, что сделала, что делает? Определите время этих глаголов.

Учитель: Сколько типов речи встречается в русском языке? (Три: повествование, описание, рассуждение). Прочитайте внимательно текст. К какому типу речи вы можете его отнести и почему? (Повествование, так как в нем рассказывается про кота). Как можно озаглавить текст? (Кот Тюпа). Выпишите из текста глаголы, отвечающие на вопросы из учебника. Определите их время.

Ответы обучающихся:

Что сделает? удивится, увидит – будущее время

Что сделаю? схвачу, словлю, поймаю, поиграю – будущее время

Что сделала? шевельнулась, пролетела, вспорхнула – прошедшее время

Что делает? двигает, тюпает, ползет. Подкрадывается – настоящее время

А теперь выпишите из текста два словосочетания, в которых глагол будет главным словом. Вы можете использовать те глаголы, которые только что называли. А как найти главное слово? (От него ставится вопрос к другому слову). Выделите в своих словосочетаниях главное слово.

Ответы:

Двигает губами, увидит интересное, шевельнулась от ветра, увидит непонятное, очень удивится.

Что мы повторили? (Вспомнили типы текста, составляли словосочетания по схеме из текста и определяли в них главное слово, определяли время глаголов).


Фрагмент №2.

Дата проведения урока: 25.04.18.

Тема урока: «Изменение глаголов по временам»

Цель урока: сформировать умение изменять глаголы по временам.

Синтаксическая единица: предложение.

Методы и приёмы, использованные на уроке: составление предложений по заданной схеме.

Учитель: Посмотрите на доску. Что вы видите? (Это схема предложения).

.

Почему это предложение? (В конце стоит точка, первое слово с большой буквы). Сколько слов в этом предложении? (Четыре слова). Каким будет предложение по цели высказывания и почему? (повествовательным, потому что в конце стоит точка). Почему одно из слов на схеме меньше, чем все остальные? Какой частью речи оно будет выражено? (Предлогом или союзом). А теперь попробуйте самостоятельно составить предложение по предложенной схеме и запишите его.

Ответы обучающихся:

  1. Вася пошёл в школу.

  2. Мама пришла из магазина.

  3. Слушай маму и папу.

  4. Я сижу за столом.

  5. Дедушка ушёл на охоту.

  6. Небо голубое и чистое.

Что мы закрепили в ходе выполнения этого упражнения? (Умение составлять предложения по схемам).


Фрагмент №3.

Дата проведения урока: 26.04.18.

Тема урока: «Изменение глаголов по временам»

Цель урока: развивать умение изменять глаголы по временам.

Синтаксическая единица: предложение.

Методы и приёмы, использованные на уроке: синтаксический анализ предложения.