Файл: ВКР Формирование КУУУД мл.шк-ов в нач.кл. при изуч. синтаксиса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2019

Просмотров: 1918

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 3 классе 23 обучающихся, у которых коммуникативные УУД сформированы в разной степени. Из беседы с учителем было определено, что при формировании коммуникативных УУД на уроках русского языка при изучении темы «Синтаксис» она в большей степени ориентируется на задания в учебнике, за редким исключением используя самостоятельно разработанный материал, создание которого требует дополнительного времени. При работе со словосочетанием и предложением у обучающихся 3 класса часто встречаются трудности, которые связаны с вычленением словосочетаний из предложения, постановке слов в словосочетании в определённую форму, выделением главного слова в словосочетании. При работе над предложениями школьники чаще всего делают ошибки при выделении грамматической основы предложения, составлении предложений по схеме, картинке, рисунку, им сложно даются задания, направленные на составление продолжений предложения. Ряд обучающихся имеет проблемы с синтаксическим анализом предложения из-за непонимания таких терминов, как «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения». Это и определило те задачи, которые были выдвинуты за время преддипломной практики. К ним можно отнести:

  1. выявить типичные ошибки при работе со словосочетанием и предложением среди обучающихся 3 класса МОУ Поречская СОШ Ростовского района;

  2. проверить методические возможности использования отдельных методов и приёмов формирования коммуникативных УУД при изучении словосочетания и предложения на уроках русского языка в начальной школе;

  3. попытаться устранить ряд типичных ошибок, используя описанные методы;

  4. разнообразить учебную деятельность обучающихся на уроках русского языка в начальной школе при изучении «Синтаксиса» за счет описанных методов и приемов формирования коммуникативных УУД.

В начале преддипломной практики было составлено календарно-тематическое планирование, в которое были включены различные методы и приемы формирования коммуникативных УУД при изучении темы «Синтаксис» на уроках русского языка в начальной школе. Они использовались при работе как со словосочетанием, так и с предложением, а также применялись для организации коллективной, парной и индивидуальной работы (Приложение 1).

За время преддипломной практики было проведено 15 уроков русского языка, но использование методов и приемов, направленных на формирование коммуникативных УУД при изучении темы «Синтаксис» на уроках русского языка в начальной школе, было возможно не на каждом уроке. Они не использовались на некоторых уроках развития речи и уроках контрольного типа, так как на них не предполагалась работа со словосочетанием и предложением (Приложение 1).

Перед началом преддипломной практики был проанализирован учебник русского языка и рабочая тетрадь УМК «Школа России» с целью выявления заданий, основанных на отдельных методах и приемах формирования коммуникативных УУД при изучении темы «Синтаксис». В результате мы пришли к выводу, что те задания, которые были представлены в учебнике, в меньшей степени были направлены на работу со словосочетанием и предложением, так как они затрагивали тему «Глагол» и общее повторение изученного. В связи с этим для отдельных уроков разрабатывались дополнительные задания, направленные на формирование коммуникативных УУД при изучении темы «Синтаксис». Остановимся подробнее на анализе использованных методов и приемов формирования коммуникативных УУД, которые были применены во время преддипломной практики. Практически каждый урок был посвящен работе с конкретной синтаксической единицей.


Формирование коммуникативных УУД при работе со словосочетанием

За время преддипломной практики работа по формированию коммуникативных УУД при работе со словосочетанием как синтаксической единицей была проведена на трёх уроках. За это время были применены следующие приёмы формирования коммуникативных УУД: составление словосочетаний по заданной схеме, составление словосочетаний, близких по смыслу и вычленение словосочетаний из текста. Остановимся подробнее на фрагментах урока.

В ходе преддипломной практики был проведён урок по теме «Времена глагола. 2-е лицо», представленный во фрагменте №1 (Приложение 2). Цель урока заключалась в том, чтобы познакомить обучающихся с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа. Работа состояла из нескольких этапов. На первом этапе была проведена работа с текстом. Младшие школьники должны были прочитать его, озаглавить, определить тип текста. На втором этапе обучающиеся выполняли грамматическое задание, они подбирали глаголы, отвечающие на вопросы, указанные в упражнении, и составляли с ними словосочетания по заданной схеме. Данное упражнение было основано на применении такого приёма, как составление словосочетаний по заданной схеме. Оно разрабатывалось самостоятельно с учётом темы урока, так в качестве главного слова в словосочетаниях на схеме выступал глагол. Выполнение данного упражнения у некоторых школьников вызвало затруднения, так как некоторые из них не могли правильно выбрать из текста словосочетания с нужным главным словом-глаголом. Работа проходила индивидуально с последующей коллективной проверкой, в ходе которой были не только выявлены ошибки, но и разобраны неправильно подобранные словосочетания.

Второй урок по теме «Род глаголов в прошедшем времени», представленный во фрагменте №5 (Приложение 2), был направлен на знакомство обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам. Работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе была проведена работа с текстом, а именно со стихотворением Э. Мошковской. Младшие школьники должны были прочитать его, определить тему, его настроение. Далее проводилась орфографическая работа, обучающиеся перед списыванием текста комментировали пропущенные буквы. На втором этапе они выполняли грамматическое задание, направленное на вычленение словосочетаний из текста с последующим подбором к ним близких по смыслу словосочетаний. Задание, основанное на данных приемах, было представлено в учебнике. Его выполнение у некоторых школьников вызвало затруднения, так как некоторые из них не могли правильно вычленить из текста словосочетания с нужным главным словом, которым должен был выступать глагол. Часть обучающихся перепутала грамматическую основу со словосочетанием, и почти у всех возникли трудности с подбором близких по смыслу словосочетаний, так как словарный запас у них ещё мал. Работа проходила фронтально, а затем индивидуально с последующей коллективной проверкой, в ходе которой были не только выявлены ошибки, но и разобраны неправильно подобранные словосочетания.


Третий урок по теме «Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»» из фрагмента №13 (Приложение 2) был направлен на обобщение и систематизацию знаний младших школьников о глаголе и других частях речи. На одном из этапов урока младшие школьники выполняли задание в рабочей тетради. Им необходимо было из сочетаний слов, указанных в упражнении, найти словосочетания, указать в них главное и зависимое слово, поставить вопрос. Перед его выполнением обучающиеся вспоминали, что к словосочетаниям не относятся грамматическая основа и сочетание предлога с существительным, которые были представлены в тексте упражнения. При выполнении данного задания у некоторых школьников возникли трудности с вычленением словосочетаний, так как они перепутали грамматическую основу со словосочетанием. При выделении главного слова в выписанных словосочетаниях затруднения возникли у пары обучающихся, которые не смогли правильно указать в них главное слово и поставить вопрос. Работа проходила самостоятельно с последующей коллективной проверкой под руководством учителя, в ходе которой были выявлены и исправлены.

Формирование коммуникативных УУД при работе с предложением

За время преддипломной практики работа по формированию коммуникативных УУД при работе с предложением как синтаксической единицей была проведена на девяти уроках. За это время были применены следующие методы и приёмы формирования коммуникативных УУД: синтаксический анализ предложения, приём составления предложений по заданной схеме, словам и рисунку, составление предложений на определённую тему и составление продолжения предложения. Остановимся подробнее на анализе использованных методов и приемов.

Первый урок по теме «Изменение глаголов по временам», представленный во фрагменте №2 (Приложение 2), был нацелен на формирование умения изменять глаголы по временам. На этапе актуализации знаний младшим школьникам необходимо было составить предложение по заданной схеме, которая была представлена на доске. Перед началом выполнения данного задания схему необходимо было проанализировать. В ходе анализа младшие школьники выяснили, что им необходимо составить повествовательное предложение из четырех слов, третье из которых предлог. Сама работа по составлению проходила самостоятельно. В целом процесс анализа не вызывал трудностей у младших школьников. Они достаточно хорошо понимают подобные схемы, однако у некоторых школьников возникли затруднения при составлении предложения, так как некоторые из них не учли, что именно третье слово должно быть предлогом. Ряд обучающиеся долго думал над своим предложением в силу нехватки слов в словарном запасе. После выполнения задания следовала коллективная проверка, в ходе которой зачитывались составленные предложения и соотносились со схемой, представленной на доске.


Работа над предложением была продолжена и на втором уроке по теме «Изменение глаголов по временам», который представлен во фрагменте №3 (Приложение 2). Работа проходила в два этапа. Сначала обучающиеся должны были прочитать текст, затем поставить глаголы в скобках в определённую форму, указав время глагола. На втором этапе они подробно работали над первым предложением, выполняя его синтаксический анализ. Само задание было представлено у учебнике. У некоторых обучающихся при выполнении данного упражнения возникли трудности с характеристикой предложения. В ходе нахождения второстепенных членов предложения часть из них перепутала обстоятельство для птиц с дополнением, задав не смысловой вопрос, а падежный. Однако в процессе проверки, которая проводилась у доски, эта проблема была устранена самими школьниками.

Третий урок по теме «Род глаголов в прошедшем времени» был посвящен формам прошедшего времени глагола. Он представлен во фрагменте №6 (Приложение 2). Его цель заключалась в закреплении умения изменять глаголы в прошедшем времени по родам. На одном из этапов младшие школьники работали с текстом. Им необходимо было его проанализировать, определив тему, а также выполнить грамматическое задание, вставив в глаголы суффикс прошедшего времени и нужное окончание. Подобное здание не вызывало затруднений. Далее учитель обратил внимание на первое предложение. Обучающиеся должны были выполнить его синтаксический анализ, указав главные и второстепенные члены предложения и дав ему характеристику. Именно это задание вызывало затруднения, так как у некоторых школьников не всегда получается давать развернутую характеристику указанному предложению. На третьем этапе им необходимо было составить три собственных предложения на тему. На этот раз с придумыванием собственных предложений проблем не возникло. Все составленные предложения были связаны друг с другом и соответствовали заданной теме.

Следующий, четвёртый урок по теме «Правописание частицы не с глаголами», представленный во фрагменте №7 (Приложение 2), был нацелен на знакомство обучающихся с частицей не и её правописанием с глаголами. В ходе урока младшие школьники должны были понять, что данная частица с глаголами всегда пишется раздельно. На этапе актуализации знаний обучающиеся работали со схемой предложения, представленной на доске. Сначала им необходимо было её проанализировать. В ходе анализа они выяснили, что данная схема соответствует предложению из четырех слов, второе из которых частица не. Далее обучающиеся подбирали свои предложения свободной тематики, а затем определяли, перед какой частью речи в их предложениях стоит частица не, а затем самостоятельно составляли предложение. Так во всех составленных предложениях частица не стояла перед глаголом и писалась раздельно, что помогло в дальнейшем сформулировать тему урока. Трудностей при выполнении упражнения у школьников не возникало, так как обучающиеся уже научились анализировать и составлять предложения по заданным схемам в ходе работы на прошлых уроках. Задание выполнялось младшими школьниками самостоятельно с последующей устной проверкой.


Пятый урок являлся продолжением предыдущего и имел ту же тему «Правописание частицы не глаголами». Данный урок представлен во фрагменте №8 (Приложение 2). Его цель заключалась в закреплении умения писать глаголы с частицей не раздельно. В ходе урока младшие школьники работали с упражнением 227, представленным в учебнике. Им необходимо было составить продолжение побудительного предложения, которое содержало бы совет. Перед его выполнением учитель вспомнила с обучающимися понятие побудительного предложения и его особенности, а также другие типы предложений по цели высказывания. Далее проводилась индивидуальная работа. Трудности при выполнении данного задания не возникали. Оно вызвало большой интерес среди школьников, которые предлагали множество вариантов продолжения указанных предложений.

Шестой урок был посвящён обобщению знаний о глаголе как части речи. Он представлен во фрагменте №9 (Приложение 2). В ходе урока при выполнении упражнения 232, представленного в учебнике, младшие школьники работали с текстом. Им необходимо было выбрать из него любой глагол для самостоятельного морфологического анализа. Далее проводилась грамматическая работа. С анализированным глаголом обучающимся необходимо было составить по два предложения с последующим анализом любого из них. У нескольких обучающихся возникли сложности при выполнении упражнения. Они были связаны с выполнением синтаксического анализа составленного предложения, а именно с его грамматической характеристикой. К сожалению не всегда школьникам удается грамотно прописать саму характеристику, учитывая последовательность самого анализа. Работа выполнялась индивидуально с последующей проверкой совместно с учителем, в ходе которой были устранены ошибки при синтаксическом анализе предложения и составлении предложения по глаголам из текста.

Седьмой урок был также посвящён закреплению навыка правописания глаголов и представлению о глаголе как части речи. Он представлен во фрагменте №10 (Приложение 2). На данном уроке младшие школьники продолжили работу над глаголом в упражнении 233. В ходе его выполнения они выписывали глаголы, вставляя в них пропущенные буквы и определяя время, а также выполняли синтаксический анализ последнего предложения, который не вызвал затруднения. Далее работа была продолжена. Учитель обратил внимание школьников на рисунок, представленный в учебнике. В ходе его анализа они установили тему рисунка и вспомнили прочитанное произведение. Следующий этап предполагал составление собственных предложений по рисунку из упражнения. Работа проходила в парах. Из составленных предложений должен был получиться текст. У части класса возникли трудности при работе над этим заданием, так как не все обучающиеся, даже работая в парах, смогли придумать собственные предложения по рисунку из упражнения в силу небольшого словарного запаса, а некоторые просто копировали текст, данный в учебнике, не в силах придумать что-то своё. Составленные школьниками предложения не всегда можно было назвать текстом из-за отсутствия логики. Однако у некоторых ребят получились неплохие варианты (Приложение 2). Работа выполнялась в парах с последующей проверкой и оцениванием у доски перед классом, в ходе которой были выявлены и исправлены допущенные ошибки по составлению предложений по рисунку.