Файл: СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ (Базовые подходы к определению понятия, сущности и классификации современных политических режимов ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТИ
И МЕХАНИЗМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
1.1 Базовые подходы к определению понятия, сущности и классификации современных политических режимов
1.2 Легализация и легитимация как механизмы закрепления политических режимов
2.2 Понятие, характер и закономерности процесса трансформации современных политических режимов
Общепринято считать, что легитимность власти – это консенсус в отношениях общества и власти, состоящий в признании ее права на руководящую роль. Являясь ключевой характеристикой всякого политического режима, легитимность власти включает следующие компоненты: представление подавляющей части общества о законности данного порядка правления и осознание правящими верхами своего права на власть [24].
По мнению Д.Т. Жовтуна, легитимность власти – сущностная характеристика любого политического режима, государственного строя, заключающегося в признании и принятии основной частью населения существующей политической власти, ее институтов, решений и действий правомерными и справедливыми [25].
Й. Благож определяет легитимность как способность системы породить и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты в наибольшей степени отвечают интересам данного общества [26].
Г.А. Грищенко понимает легитимность государственной власти как «свойство государственной власти, характеризующееся способностью двух систем политической коммуникации – субъекта и объекта власти (государства и общества) – находить и устанавливать в качестве обязательных критерии эффективности власти и оценивать ее конкретные действия как отвечающие либо не отвечающие данным критериям» [27].
Отдельными авторами отмечается и то, что легитимность, как сложный социально-правовой феномен, подразумевает, во-первых, «осознание» властвующим субъектом (аппаратом государственной власти) своего права на власть, наличие реальной возможности и способности осуществлять эту власть; во-вторых, восприятие этой власти, отношение к ней со стороны подвластного субъекта (населения государства).
Под легитимностью также зачастую понимается «не уровень поддержки обществом тех или иных методов, средств и способов политического управления, а то, насколько общество согласно с использованием в отношении него таких методов, готово ли оно подчиниться действиям власти, исполнять политические решения, принятые государственным аппаратом».
Непосредственно с легитимностью связан и процесс легитимации власти в целом, и государственной власти, в частности. Также важным и часто критически важным является проблема выбора наиболее эффективного способа легитимации государственной власти [28].
Легитимация представляет собой процедурный механизм, порождаемый целью легитимности (данный процесс урегулирован нормами права). Важнейшим источником легитимности служит демократия, как принцип осуществления власти народом, «поэтому государственная власть стремиться институционализироваться через демократические институты».
Несмотря на минимальное количество узконаправленных исследований, можно назвать подход к определению легитимности, предложенный А.В. Вайнбергом. Автор выделяет легитимацию государственной власти в широком смысле: процесс, в результате которого возникает общественное отношение между обладателями власти и подвластными, характеризующееся признанием последними власти оправданной и законной».
Понимая легитимацию в узком смысле, А.В. Вайнберг отождествляет легитимацию с легализацией, считает эти понятия синонимичными. При этом легальную легитимацию (легализацию) государственной власти автор понимает как регламентированную законодательством деятельность граждан, органов публичной власти, их должностных лиц, а также общественных объединений по юридическому удостоверению (узаконению) институализируемых ими государственных органов и должностных лиц [29].
Выделяют и зоны легитимации: а) люди (глава государства, министры, губернаторы, лидеры партий); б) публично-властные институты (парламент, политические партии, правительство, суд).
Что касается способов легитимации, то, как правило, под ними понимают совокупность однородных приемов, используемых обладателями власти и подвластными в целях возникновения между ними общественного отношения, характеризующегося признанием власти оправданной и законной; то, посредством чего власть получает оправдание, то, каким образом она приобретает свойства легитимности и легальности.
Одним из ключевых вопросов при анализе авторитарного режима является способ и технология удержания власти авторитарным правителем.
М. Краснов справедливо замечает, что для того, «чтобы удостовериться в существовании, если не демократии, то, как минимум, условий для ее развития, необходимо посмотреть, если речь идет о президентских и полупрезидентских республиках, существует ли в них явная или скрытая (при передаче власти по монархическому сценарию) несменяемость президентов. Если нет такой смены, демократические институты перестают выполнять свою прямую функцию институализированного контроля общества над государством» [30].
Право, как сложное социальное явление, наиболее часто рассматривается исследователями как базовая характеристика политического режима.
Наряду с такими качественными характеристиками режимов, как методы осуществления государственной и политической власти, принципы взаимоотношения общества и государства, наличие механизмов влияния и контроля над государством со стороны общества, методов принятия политических решений, объем прав и свобод человека и гражданина находится в прямой зависимости и взаимосвязи с существующим видом политического режима в том или ином государстве.
Поскольку право в объективном смысле представляет собой действенное средство регулирования общественных отношений независимо от того, каким является политический режим в отдельно взятой стране в тот или иной отрезок времени - демократическим, авторитарным или тоталитарным - то можно смело констатировать, что в вопросе о легитимности политического режима именно право способно ответить на вопрос о том, какими же средствами государство добивается исполнения своих решений (легитимными или нет).
ГЛАВА II. ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
2.1 Основы формирования современных моделей политических режимов
Как мы упоминали ранее, в нашем исследовании проводится именно теоретико-правовой анализ политического режима. Мы исходим из необходимости отграничения явлений правовых и государственно-правовых от политических и политологических.
В связи с этим следует оговориться, что необходимость общетеоретического исследования политического режима государств обусловлена прикладной проблемой: на сегодняшний день как в юридической науке, так и в политологии не найден способ идентификации, типологизации и систематизации т.н. «новейших» политических режимов.
Последние, с одной стороны, отвечают всем необходимым «прописным» истинам, отражают на официальном, доктринальном и конституционно-правовом уровне демократические ценности, но, с другой стороны, несут в себе риски скатывания к глубокому авторитаризму либо уже содержат признаки недемократических политических режимов [31].
В подтверждение данной позиции можно привести мнение И.И. Кузнецова, который говорит о том, что к настоящему времени во многом удалось выделить принцип реализации той или иной модели разделения властей в качестве критерия типологизации политического режима, удалось также обобщить огромный опыт развития государств с различным историческим опытом и культурными традициями, но использующими сходные институциональные формы государственного устройства [32].
Вместе с тем, по его мнению, серьезной проблемой и нерешенным вопросом остается возникновение проблемы адекватного определения «отклоняющихся» от демократии форм: «здесь стали очевидными ограниченные возможности чисто компаративного подхода в объяснении складывающихся институциональных рамок политических систем. Требовалось рассмотреть исторические особенности восприятия правовых и политических инноваций, отношение населения к модернизационным импульсам властных элит, степень сохранения и воспроизводства социокультурного багажа, традиций, ретрансляции устойчивых символов массового сознания».
Подобную мысль высказывает и Д.В. Терешкин, который считает, что каждое государство в той или иной мере имеет свой собственный политический режим, который отличается от режимов других государств [33].
Общая же проблема такова, что демократия (либо ее отсутствие), лежащая в основе любого политического режима, не поддается однозначной трактовке, идея об универсальности демократии и возможности ее построения во всем мире, показала уже свою несостоятельность, а развитие демократии не обязательно ведет к расширению свободы.
Предпринимаемая нами задача осложнена также и отсутствием более или менее устоявшегося и, главное, единого определения, (либо подхода) к определению демократии как в отечественной науке, так и в зарубежных исследованиях, от которого отталкиваются исследователи демократического либо антидемократического политического режима.
Соглашаясь в целом с тезисом о том, что «политику нельзя сфотографировать», и понимая под этим постоянное изменение режима в том или ином обществе и государстве, все же необходимо дальнейшее изучение тенденций, влекущих изменение политического режима.
Как было указано в предыдущей главе настоящего исследования, политический режим представляет собой сложный специфический межотраслевой правовой институт, охватывающий нормы конституционного, административного, уголовно-процессуального и иных ключевых отраслей права). При этом, очевидно, что в реальной жизнедеятельности государств политический режим не может быть всесторонне проанализирован исходя лишь из разработки правовых норм.
Согласимся с Н.Н. Вопленко в том, что для политического режима очень важно сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей с действительной политикой. Наряду с государственным и правовым оформлением, политический режим проявляется и в фактической жизнедеятельности политических и правовых институтов, общей направленности политического и правового развития общества [34].
В нашем случае, считаем наиболее верным указание на сопоставление юридически закрепленных прав и свобод личности (индивида, гражданина, «негражданина») с реальным функционированием механизма реализации прав и свобод в выбранных для анализа государствах. Этот метод позволит учесть юридическую и фактическую составляющую политического режима и провести их сравнительный анализ [35].
Одной из распространенных закономерностей формирования политического режима является дисбаланс между конституционным закреплением демократических ценностей, базовых прав и свобод человека и гражданина, целеполагания государства в области правового статуса личности и фактической реализацией закрепленных в нормативных правовых актах (часто – Основных законах) норм.
Наиболее типичными причинами тому выделяют бюрократическую волокиту, коррупцию, низкую политическую активность и политическую культуру граждан и др. Следует признать, что наличие демократических элементов, прав и свобод в нормативных правовых актах большинства стран современного мира еще не является гарантией реализации указанных принципов в жизни и правоприменительной практике.
В сфере определения закономерностей развития политического режима на постсоветском пространстве также прослеживается более или менее общий путь. Так, Н.А. Баранова верно отмечает, что современное политическое развитие в определяющей степени зависит от культурной готовности наций к тем или иным переменам. Отказ от прежних и восприятие новых ценностей нередко продиктованы геополитическими интересами, связанными с принадлежностью к соответствующей цивилизации.
В данном контексте можно рассматривать и становление политических режимов государств на постсоветском пространстве. Некогда единое Советское государство состояло из культурно разнородных этносов, которые, получив независимость, по-разному представляли свое дальнейшее развитие.
Некоторые ученые выделяет четыре группы государств, принципиально различающихся по цивилизационным признакам: балтийские страны – Литва, Латвия, Эстония; восточноевропейские государства – Белоруссия, Украина, Молдова; закавказские республики – Грузия, Армения, Азербайджан; центрально-азиатские государства – Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан [36].
Методы управления в постсоветских государствах отличаются большим разнообразием – от жестких авторитарных режимов центральноазиатского образца с элементами досоветского традиционализма, до более мягких форм авторитаризма, часто мимикрирующих под имитационные (нелиберальные) демократии (Армения, Грузия, Россия), до электоральных демократий (Молдова, Украина) и до консолидированных демократий в балтийских странах (Литва, Латвия, Эстония).