Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия туризма
1.1 Понятие и содержание маркетинговой стратегии
1.2 Подходы к разработке маркетинговой стратегии фирмы
2.1 Организационно-экономическая характеристика фирмы
2.2 Оценка внешней среды деятельности туристского агентства
2.3 Анализ маркетинговой деятельности фирмы
В-четвертых, стратегии сокращения, применяющиеся после долгосрочных периодов развития, нужные для реорганизации бизнеса с целью повышения эффективности работы. К ним причисляют:
- стратегия «сбора урожая», направленная на постепенное сокращение бизнеса до нулевого уровня с получением при этом максимально возможной прибыли;
- стратегия ликвидации бизнеса, заключающаяся в полном прекращении бизнеса;
- стратегия уменьшения расходов, подразумевающая сокращение по всем возможным статьям затрат;
- стратегия сокращения деятельности, предполагающая ликвидацию отдельных подразделений бизнеса с целью получения возможностей развития остальных.
Выше представленная классификация маркетинговых стратегий отражает сущность наиболее часто используемых в настоящее время в бизнесе направлений маркетинга.
Каждая из них преследует свои экономические цели и применима в конкретных рыночных условиях, при определенных нуждах предпринимательства.
Существует еще одна классификация маркетинговых стратегий, предложенная зарубежными исследователями [31, с. 210].
В стратегическом маркетинге и менеджменте выделяют три основных уровня маркетинговой стратегии: общие (или корпоративные) стратегии маркетинга, деловые и функциональные (или инструментальные) стратегии маркетинга. На рисунке ниже представлена описанная нами система маркетинговых стратегий предприятия в правильном порядке их утверждения – рис. 1.3.
Рис. 1.3. Маркетинговые стратегии
Дадим краткую характеристику каждому типу маркетинговой стратегии (Приложение 1).
1. Корпоративная маркетинговая стратегия
Корпоративная стратегия маркетинга заключается в разработке миссии, бизнес-целей и ценностей компании. Такая общая стратегия маркетинга определяет вектор развития компании и ассортимента, отражает основные амбиции компании в отрасли и задает правильные приоритеты всей маркетинговой деятельности. В литературе часто раздувается понятие миссии и наполняется избыточной идеологией, но если оставить все «духовности», то миссия может задать нужные рамки для работы [31, с. 211].
2. Деловые стратегии бизнеса.
После утверждения миссии и главных целей компании на рынке рекомендуется перейти к разработке деловых маркетинговых стратегии предприятия.
Данный тип маркетинговых стратегий позволяет взглянуть глобально на компанию, оценить ее возможности и правильно распределить ограниченные ресурсы для достижения максимальной прибыли. Выделяют 3 направления деловых стратегий – таблица 1.1.
Таблица 1.1 - Направления деловых стратегий маркетинга
Вид деловой стратегии |
Описание |
Портфельная стратегия |
Определяет сбалансированность ассортимента компании, устанавливает принципы, последовательность и акценты в развитии каждой товарной группы, определяет новые привлекательные рынки. |
Стратегия роста |
Позволяет определить основные источники роста продаж и прибыли компании в долгосрочном периоде. |
Стратегия конкурентной борьбы |
Определяет способ входа на новые рынки, принципы охвата рынков, методы укрепления и повышения конкурентоспособности продукции компании на ключевых рынках продаж. |
3. Функциональные маркетинговые стратегии
Функциональные (или инструментальные) стратегии маркетинговой деятельности разрабатываются на самом последнем этапе стратегического планирования. Функциональные стратегии разрабатываются для каждого подразделения (отдела) компании отдельно, другими словами: в ситуации, когда компания управляет несколькими брендами, функциональные стратегии должны быть установлены для каждого бренда [31, с. 212].
Функциональные ꠃ стратегии ꠃ маркетинга ꠃ описывают ꠃ тактические ꠃ действия ꠃ по ꠃ улучшению ꠃ маркетинг-микса ꠃ товара ꠃ (услуги). ꠃ На ꠃ данном ꠃ уровне ꠃ иерархии ꠃ выделяют ꠃ следующие ꠃ разновидности ꠃ маркетинговых ꠃ стратегий ꠃ – ꠃ таблица ꠃ 1.2.
Таблица ꠃ 1.2 ꠃ - ꠃ Разновидности ꠃ функциональных ꠃ маркетинговых ꠃ стратегий
Виды ꠃ функциональных ꠃ стратегий |
Описание ꠃ функциональных ꠃ стратегий ꠃ маркетинга |
Ассортиментная ꠃ стратегия |
Описывает ꠃ принцип ꠃ развития ꠃ и ꠃ значение ꠃ каждой ꠃ товарной ꠃ группы ꠃ в ꠃ портфеле ꠃ компании, ꠃ определяет ꠃ широту ꠃ и ꠃ правила ꠃ ротации ꠃ ассортимента, ꠃ принципы ꠃ дифференциации ꠃ продуктов ꠃ между ꠃ собой. ꠃ Включает ꠃ план ꠃ по ꠃ разработке ꠃ новых ꠃ продуктов. |
Стратегия ꠃ продвижения |
Определяет ꠃ целевой ꠃ рынок ꠃ для ꠃ продвижения ꠃ и ꠃ основные ꠃ цели ꠃ коммуникации, ꠃ включает ꠃ план ꠃ рекламных ꠃ мероприятий, ꠃ отражает ꠃ ключевые ꠃ медиапоказатели ꠃ рекламных ꠃ компаний ꠃ бренда, ꠃ принципы ꠃ поддержки ꠃ новинок ꠃ и ꠃ основного ꠃ ассортимента ꠃ компании, ꠃ определяет ꠃ размер ꠃ рекламного ꠃ бюджета. |
Стратегия ꠃ дистрибуции |
Определяет ꠃ метод ꠃ дистрибуции, ꠃ ключевые ꠃ каналы ꠃ продаж, ꠃ принцип ꠃ работы ꠃ с ꠃ торговыми ꠃ посредниками ꠃ и ꠃ устанавливает ꠃ цели ꠃ по ꠃ количественной ꠃ и ꠃ качественной ꠃ дистрибуции ꠃ товаров ꠃ компании. |
Стратегия ꠃ ценообразования |
Устанавливает ꠃ принцип ꠃ ценовой ꠃ конкуренции ꠃ в ꠃ отрасли, ꠃ правила ꠃ расчета ꠃ отпускных ꠃ и ꠃ розничных ꠃ цен, ꠃ размеры ꠃ скидок ꠃ и ꠃ акций ꠃ для ꠃ покупателей, ꠃ принципы ꠃ повышения ꠃ цен ꠃ и ꠃ уровень ꠃ рентабельности ꠃ продуктов. |
Стратегия ꠃ выбора ꠃ целевого ꠃ рынка |
Определяет ꠃ основные ꠃ принципы ꠃ сегментации ꠃ рынка ꠃ и ꠃ основные ꠃ сегменты ꠃ для ꠃ продвижение ꠃ товара ꠃ компании ꠃ в ꠃ отрасли. |
Многие ꠃ российские ꠃ предприятия, ꠃ занятые ꠃ решением ꠃ проблемы ꠃ выживания, ꠃ больше ꠃ занимаются ꠃ текущими ꠃ вопросами. ꠃ Однако ꠃ путь ꠃ выживания ꠃ лежит ꠃ в ꠃ определении ꠃ долгосрочной ꠃ стратегии ꠃ развития ꠃ предприятия, ꠃ иногда ꠃ требующей ꠃ существенной ꠃ перестройки ꠃ сложившейся ꠃ системы ꠃ управления, ꠃ в ꠃ том ꠃ числе ꠃ в ꠃ управлении ꠃ маркетингом. ꠃ
Управление ꠃ маркетингом ꠃ осуществляется ꠃ как ꠃ в ꠃ целом, ꠃ так ꠃ и ꠃ по ꠃ отдельным ꠃ функциям ꠃ в ꠃ соответствии ꠃ с ꠃ выбранной ꠃ предприятием ꠃ организационной ꠃ структурой. ꠃ Различают ꠃ несколько ꠃ видов ꠃ наиболее ꠃ распространенных ꠃ структур ꠃ организации ꠃ маркетинговых ꠃ работ: ꠃ функциональная, ꠃ продуктовая, ꠃ отраслевая, ꠃ географическая, ꠃ сегментная.
Независимо ꠃ от ꠃ того, ꠃ в ꠃ какой ꠃ организационной ꠃ форме ꠃ реализуются ꠃ функции ꠃ управления ꠃ маркетингом, ꠃ необходимо ꠃ их ꠃ существование ꠃ в ꠃ современных ꠃ условиях ꠃ становиться ꠃ очевидной.
Эффективность ꠃ реализации ꠃ функций ꠃ управления ꠃ зависит ꠃ от ꠃ многих ꠃ факторов ꠃ и ꠃ в ꠃ первую ꠃ очередь ꠃ от ꠃ уровня ꠃ информационной ꠃ поддержки ꠃ и ꠃ функциональности ꠃ программного ꠃ обеспечения ꠃ для ꠃ подготовки ꠃ и ꠃ выбора ꠃ маркетинговых ꠃ решений. ꠃ
глава 2 Организация маркетинга на предприятии (на примере туристского агентства ООО «Бюро Путешествий «Мандарин»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика фирмы
ООО «Бюро путешествий «Мандарин» – это туристская фирма, основанная в городе Санкт-Петербурге и имеющая несколько представительств в разных городах России.
Представительство Бюро Путешествий Мандарин в г. Череповец ООО «Мандарин» располагается по адресу: 162600, Вологодская область, г. Череповец, ул. Годовикова, 21. Агентство было открыто в Череповце 10 декабря 2017 года.
На рис. 2.1 приведен логотип компании.
Рис. 2.1. Логотип ООО «Бюро путешествий «Мандарин»
В настоящее время компания предоставляет своим клиентам широкий спектр туристских услуг:
- групповые и индивидуальные путешествия по самым интересным местам нашей страны и городам мира, отдых на море, лечение за рубежом и на курортах России;
- образовательные поездки, активный отдых на горнолыжных курортах;
- продажу и бронирование авиабилетов, железнодорожных билетов, отелей;
- помощь в оформлении выездных виз.
За многие годы работы в туристской отрасли ООО «Бюро путешествий «Мандарин» получила признание и высокую оценку за плодотворное сотрудничество от ведущих российских туроператоров, что отмечено многочисленными Дипломами и Сертификатами.
Основными видами деятельности ООО «Бюро путешествий «Мандарин» являются:
- программы по индивидуальному и групповому отдыху;
- образовательные программы;
- санаторное лечение, курортный отдых, спортивные, оздоровительные и реабилитационные программы;
- авиа и железнодорожные билеты по России и другим странам мира;
- транспортное обслуживание;
- визовая поддержка;
- страхование на время поездки;
- организация деловых поездок;
- бронирование гостиниц и курортов по всему миру;
- организация конференций, семинаров, выставок и других мероприятий.
В туристском агентстве «Мандарин» на 01.01.2016 года работает 5 человек: генеральный директор (1 человек); менеджер (3 человека); бухгалтер (1 человек).
В таблице 2.1 приведены экономические показатели деятельности агентства «Мандарин».
Таблица 2.1 - Показатели экономической деятельности ООО «Бюро путешествий «Мандарин» за 2017-2019 гг.
Наименование |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Отклонение 2018/2017 годы |
Отклонение 2019/2018 годы |
Отклонение 2019/2017 годы |
|||
+/- |
% |
+/- |
% |
+/- |
% |
||||
Выручка за год, тыс.руб. |
1052 |
1854 |
2496 |
802 |
76,2 |
642 |
34,63 |
1444 |
137,26 |
Себестоимость, тыс.руб. |
1020 |
1804 |
2427 |
784 |
76,9 |
623 |
34,53 |
1407 |
137,94 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. |
32,0 |
50,0 |
69,0 |
18 |
56,3 |
19 |
38,00 |
37 |
115,63 |
Налог на прибыль, руб. (20%) |
6,4 |
10 |
14 |
4 |
56,3 |
4 |
40,00 |
7,6 |
118,75 |
Чистая прибыль, руб. |
25,6 |
40 |
55 |
14 |
56,3 |
15 |
37,50 |
29,4 |
114,84 |
Рентабельность услуг (п.3:п.1), % |
3,0 |
2,6 |
2,7 |
0 |
-13,3 |
0,1 |
3,85 |
-0,3 |
-10,00 |
Данные таблицы 2.1 показывают, что фирма работает с прибылью за все три отчетных периода. Однако, прибыль является не значительной, так как высока себестоимость оказываемых услуг – стоимость туров. Положительным моментом является увеличение чистой прибыли за отчетный период – на 114,84%.
2.2 Оценка внешней среды деятельности туристского агентства
Проведем анализ макросреды деятельности ООО «Бюро путешествий «Мандарин» на основе PEST-анализа по четырем факторам: политический, экономический, социальный и технологический.
Политический фактор.
В о в с е м м и р е в о б л а с т и т у р и з м а в п е р и о д к р и з и с а р а з в и в а е т с я п е с с и м и с т и ч е с к и й п р о г н о з . Н е с м о т р я н а б о д р ы е у в е р е н и я о п л а н и р у е м о м у в е л и ч е н и и т р а т н а о т д ы х , л ю д и в с е ж е э к о н о м я т и м е н н о н а т у р и з м е ( в о з м о ж н о , у ж е п о т о м у , ч т о о с т а л ь н ы е и с т о ч н и к и э к о н о м и и п р а к т и ч е с к и и с ч е р п а н ы ) .
С е г о д н я о с т а е т с я о т к р ы т ы м в о п р о с о з а щ и т е п р а в т у р и с т о в в с л у ч а е , е с л и т у р у с л у г и о к а з а н ы н е н а д л е ж а щ и м о б р а з о м .
Т а к ж е м н о г о з а к о н о д а т е л ь н ы х п р о б л е м , п р е п я т с т в у ю щ и х р а з в и т и ю д е т с к о г о о т д ы х а в н у т р и с т р а н ы . Н о р м а т и в н о -п р а в о в а я б а з а у с т а р е л а , м н о г и е а к т ы п р о т и в о р е ч а т д р у г д р у г у .
Российский туризм основывается на действии международного туризма – например, манильская декларация по мировому туризму [1], Гаагская декларация по туризму [2]. В России деятельности туристических фирм регулируется Гражданским кодексом РФ [3], Федеральным законом «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» [4] и т.д.
Т р е б о в а н и я п о б е з о п а с н о с т и и к о м ф о р т н о с т и д е т с к о г о т у р и з м а ч р е з м е р н ы е , п о э т о м у м н о г и е т у р о п е р а т о р ы в о о б щ е н е б е р у т с я з а о р г а н и з а ц и ю д е т с к и х п о е з д о к . В д е п а р т а м е н т е т у р и з м а с е й ч а с в е д е т с я р а б о т а п о с о з д а н и ю м е х а н и з м о в и у с л о в и й д л я м а с с о в о г о о т д ы х а д е т е й , с т у д е н т о в и п е н с и о н е р о в в Р о с с и и . П о р у ч е н и е п р е з и д е н т а Р Ф о п р о р а б о т к е э т о г о в о п р о с а в о ш л о в п л а н д е й с т в и й п р а в и т е л ь с т в а Р Ф д о 2 0 17 г о д а . Т е м а б у д е т о б с у ж д а т ь с я с о в м е с т н о с м и н и с т е р с т в а м и и в е д о м с т в а м и , р е г и о н а л ь н ы м и о р г а н а м и в л а с т и .