Файл: Особенности маркетинга в различных сферах экономической деятельности (теоретические аспекты) ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и задачи разработки маркетинга
1.2. Методология и планирование маркетинга
1.3. Основные этапы разработки маркетинга
2. АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГА ООО «ЭДИЛ ИМПОРТ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Эдил Импорт»
2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Эдил Импорт»
В наибольшей степени благоприятное влияние на организацию оказывают покупатели и поставщики, со стороны которых нет каких-либо существенных угроз. То же можно сказать и о политических, социальных и технологических факторах внешней среды. Таким образом, именно данными возможностями и, прежде всего со стороны покупателей предприятие должно воспользоваться для преодоления своих слабых сторон.
Конкурентами ООО «Эдил Импорт» являются:
- ООО «Теплоизоляция»;
- ПАО «Московский теплоник»;
- ООО «УТЭП»;
- ПАО «ИЗОВЕР».
Анализ стратегического конкурентного потенциала традиционно базируется на исследовании структуры отрасли, в которой работает ООО «Эдил Импорт».
В таблице 5. представлены основные показатели конкуренто-способности предприятия ООО «Эдил Импорт».
За значение показателей «идеального» предприятия берется наивысшая экспертная оценка предприятий-конкурентов по данному показателю.
По каждому предприятию определяют индивидуальные коэффициенты соответствия показателей предприятия каждого из конкурентов и «идеального» предприятия, используя формулу:
gij = Pij / Pu, (1.)
где gij значение индивидуального коэффициента соответствия;
Pij – значение показателей «реального» предприятия.
Pu – значение показателей «идеального» предприятия.
Таблица 5.
Основные показатели конкурентоспособности предприятий, реализующих теплоизоляционную продукцию в Тульской области
Наименование параметров |
Вес показателей wi |
Значение показателя по Pij |
|||
ООО «Теплоизоляция» |
ПАО «Московский теплоник» |
ООО «УТЭП» |
ПАО «ИЗОВЕР» |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цена |
0,091 |
7 |
7 |
8 |
6 |
Качество |
0,167 |
8 |
8 |
9 |
10 |
Срок службы |
0,076 |
6 |
6 |
9 |
8 |
Ассортимент |
0,091 |
10 |
8 |
7 |
2 |
Характеристики |
0,030 |
5 |
5 |
6 |
9 |
Степень охвата рынка |
0,136 |
5 |
5 |
7 |
2 |
Упаковка |
0,106 |
5 |
5 |
6 |
6 |
Цена |
0,091 |
5 |
6 |
5 |
6 |
В таблицу вносятся индивидуальные оценки экспертов весовых коэффициентов каждого показателя предприятия в отдельности так, чтобы сумма весовых коэффициентов была равна единице. Оценка проводится в диапазоне от нуля до единицы с точностью до трех знаков. При этом допускаются нулевые значения весовых коэффициентов.
Таблица 6.
Коэффициенты соответствия конкурентоспособности предприятий, реализующих теплоизоляционную продукцию в Тульской области
Показатели |
Значение показателей «идеального» предприятия Ри |
Значение показателя по Prj |
|||
ООО «Теплоизоляция» |
ПАО «Московский теплоник» |
ООО «УТЭП» |
ПАО «ИЗОВЕР» |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цена потребления |
10 |
1,00 |
1,00 |
0,80 |
0,60 |
Качество |
10 |
0,90 |
0,80 |
0,90 |
1,00 |
Состав |
10 |
1,00 |
1,00 |
0,90 |
0,80 |
Ассортимент |
10 |
0,80 |
0,80 |
0,80 |
1,00 |
Вкус |
10 |
1,00 |
0,80 |
0,70 |
0,20 |
Степень охвата рынка |
9 |
0,56 |
0,56 |
0,67 |
1,00 |
Упаковка |
7 |
0,71 |
0,71 |
1,00 |
0,29 |
Полезность |
6 |
0,83 |
1,00 |
0,83 |
1,00 |
Цена потребления |
|
0,844 |
0,806 |
0,853 |
0,771 |
Полученные коэффициенты конкурентоспособности демонстрируют незначительное превосходство ООО «Теплоизоляция» над ПАО «ИЗОВЕР» можно дать равную оценку их возможностей. Несколько отстают в этом ПАО «Московский теплоник» и ООО «УТЭП».
Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные элементы: производство, организационная структура, финансы, управление персоналом. Проанализируем каждый из перечисленных элементов.
Основная часть персонала предприятия является выпускниками высших учебных заведений. На самом предприятии ООО «Эдил Импорт» существуют программы по подготовке персонала, по повышению его квалификации.
На основе данных анализа внутренней среды, рассмотрим сильные и слабые стороны организации во внутренней среде (таблица 7).
Таблица 7.
Сильные и слабые стороны ООО «Эдил Импорт»
Факторы среды |
Сила |
Слабости |
Возможности |
Угрозы |
За период почти функционирования предприятие приобрело хорошую репутацию на рынке. |
Х |
|||
У предприятия большой опыт |
Х |
|||
Физически и морально устаревшее оборудование |
+ |
|||
Слабая загрузка мощностей |
+ |
|||
Низкий уровень автоматизации |
+ |
|||
Превосходные технологические навыки |
+ |
Как видно из таблицы 7, ООО «Эдил Импорт» имеет сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.
Важнейшим этапом при выработке эффективной разработки маркетинга, является анализ разработки маркетинга, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (потребностям) внешней среды, в которой работает предприятие.
2.3. Оценка разработки маркетинга ООО «Эдил Импорт»
Важнейшим этапом при выработке эффективной разработки маркетинга, является стратегический анализ разработки маркетинга, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию внешней среды, в которой работает фирма.
Для анализа существующей и выработки эффективной разработки маркетинга предприятия ООО «Эдил Импорт» предлагается воспользоваться методологией SWOT-анализа.
Таблица 8.
Матрица SWOT
Сильные стороны |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
||||||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||
+ + + + + + |
+ + + + + + |
+ + + + + + |
+ + + |
+ + + |
+ |
+ + + + + |
+ + + + + |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Слабые стороны |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ + + + + + + |
+ + + |
+ |
+ |
+ |
+ |
Методология SWOT-анализа, предполагает анализ сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей ООО «Эдил Импорт» (приложение 1).
SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в S и W, а внешняя – в О и Т.
Основное назначение SWOT- анализа — изучение сильных и слабых сторон в деятельности организации с целью приспособления к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды. SWOT-анализ является одним из наиболее распространенных в управленческой практике методов, который связывает внешние и внутренние факторы, определяющие развитие организации.
Таким образом, учитывая величины полученных показателей (Вес = ∑ 1.0 и Взвешенная оценка = ∑ 3,65) текущую стратегию необходимо подвергнуть корректировки, в части изменения стратегических целей, которые необходимо достичь ООО «Эдил Импорт».
Учитывая сильные стороны, возможные угрозы, а также возможности построим матрицы возможностей и угроз предприятия.
Таблица 9.
Матрица возможностей ООО «Эдил Импорт»
Вероятность реализации возможностей |
Степень влияния |
||
Сильная |
Умеренная |
Слабая |
|
Высокая |
1,2,6,9 |
||
Средняя |
5,8,10 |
||
Низкая |
3,4,7 |
Таблица 10.
Матрица угроз ООО «Эдил Импорт»
Вероятность использования угрозы |
Степень влияния |
||
Сильная |
Умеренная |
Слабая |
|
Высокая |
1,5,6,8,9 |
||
Средняя |
7,2 |
||
Низкая |
3,4,10 |
Таким образом, проведённый SWOT-анализ позволяет сделать вывод о том, что сильные стороны и возможности среды позволят ООО «Эдил Импорт» преодолеть ее слабые стороны, а также устранить имеющиеся угрозы тем, самым, реализовав намеченную стратегию развития предприятия.
Поскольку ассортимент предлагаемой продукции в ООО «Эдил Импорт» обширен, то для определения уровня скидки для различных категорий товаров имеет смысл проанализировать их с использованием Бостонской матрицы и выявить, какие из групп товаров могут выполнять роль «дойной коровы», а какие из «трудных детей» могут стать «звездами».
Далее для выработки эффективной разработки маркетинга предприятия ООО «Эдил Импорт» предлагается воспользоваться методологией SWOT-анализа.
Матрица Бостонской группы (таблица 11.). Модель, разработанная специалистами Бостонской консультативной группы (Boston Consulting group), делит все товары, продаваемые фирмой на рынке, на четыре типа:
Таблица 11.
Матрица Бостонской группы
Темпы роста отрасли |
Относительная доля на рынке |
|
высокая |
низкая |
|
высокие |
Звезда |
Трудный ребенок |
низкие |
Дойная корова |
Собака |
«Звезды» характеризуются лидирующим положением на рынке с постоянным высоким спросом, и типовой рыночной стратегией предприятия по отношению к нему является интенсификация маркетинговых усилий для поддержания или увеличения доли рынка. По мере того, как развитие отрасли замедляется, «звезда» превращается в «дойную корову».
К категории «Звезды» предлагаемые ООО «Эдил Импорт», можно отнести производство базальтового волокна.
«Дойные коровы» занимает лидирующее положение в относительно зрелой или сокращающейся отрасли.
Ее стратегия - использование прибыли для поддержания доли на рынке и помощи растущим подразделениям.
К категории «Дойные коровы» можно отнести производство мягких прошивных матов из базальтового волокна.
«Трудный ребенок» занимает незначительную долю на развивающемся отраслевом рынке. В случае наличия в ассортименте такого товара фирме необходимо сделать выбор из двух альтернативных стратегий: расширение инвестиций и интенсификация маркетинговых усилий.
К категории «Трудный ребенок» относится производство негорючей теплоизоляции. Рынок сбыта негорючей теплоизоляции относительно невелик.
«Собаки» занимает незначительную долю рынка в малоперспективной отрасли. Стратегия в отношении такого товара может быть только одна - уход с рынка (дезинвестиционная стратегия).
К категории «Собаки» следует отнести специфическую продукцию ООО «Эдил Импорт» - теплоизоляция с высокими теплоизоляционными свойствами.
Стратегическими целями ООО «Эдил Импорт» должны стать следующие: повысить уровень качества производства продукции, стать лидером на рынке выпускаемой продукции; достичь показателей, характеризующих эффективность производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ООО «Эдил Импорт» является лидером теплоизоляционной продукции по Тульской области и стремится к улучшению своих позиций на Российском рынке благодаря умелому и эффективному управлению. Объем продаж выпускаемой ООО «Эдил Импорт» продукции по итогам 2019 года составил 168,7 млн. руб. Чистая прибыль предприятия ООО «Эдил Импорт» по итогам 2019 года составила 45,2 млн. руб. Расходы (постоянные и условно переменные затраты) составили в сумме 123,5 млн. руб. Эти данные говорят о развитии и рентабельности предприятия которая по итогам 2019 года составила 36,6 %.