Файл: Особенности маркетинга в различных сферах экономической деятельности (теоретические аспекты) ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и задачи разработки маркетинга
1.2. Методология и планирование маркетинга
1.3. Основные этапы разработки маркетинга
2. АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГА ООО «ЭДИЛ ИМПОРТ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Эдил Импорт»
2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Эдил Импорт»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что в современных рыночных условиях маркетингу принадлежит чрезвычайно важная роль в системе управления организацией.
Осознанная потребность в организации маркетинговой работы возникает лишь тогда, когда рынок достигает определенной степени насыщения товарами и услугами, а дальнейшее расширение бизнеса упирается в нарастающую конкуренцию. На практике это выражается в замедлении темпов роста прибыли либо в снижении нормы прибыли предприятия.
Оценка эффективности разработки маркетинга является ключевым этапом оценки результативности деятельности организации.
Поскольку процесс маркетинга направлен на создание экономической эффективности, в качестве критерия оценки степени соответствия достигаемых результатов установленным целям процесса маркетинга может служить величина достигнутого положительного синергетического эффекта, характеризуемого величиной дополнительного прироста доходов и (или) экономии затрат в результате ведения совместной деятельности участников объединения.
Маркетинговая деятельность предприятия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое развитие предприятия, а также повышение уровня конкурентоспособности производимой им продукции.
От эффективности реализации разработки маркетинга зависит, как показывает практика, дальнейшее развитие финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
По отношению к продавцам и производителям цель маркетинга состоит в совершенствовании спроса для получения максимально возможной прибыли в долгосрочном периоде в антикризисном управлении.
По временному признаку различают три вида целей маркетинга – краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Цель исследования – проанализировать разработку маркетинга.
Задачи исследования:
- описать теоретические основы разработки маркетинга,
- провести анализ разработки маркетинга ООО «Эдил импорт»,
Объект исследования – ООО «Эдил Импорт».
Предметом исследования – разработка маркетинга.
Источниками исследования послужили работы авторов: Воронова А.В., Голубковой Е.П.., Мальяжова А.А., Носовой В.К., Маслова В.С.., Русева О.В., Щегорцова В.А., Хлусова В.П. и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и задачи разработки маркетинга
Маркетинг в антикризисном управлении – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.
Целью маркетинга является конкретный результат, качественный или количественный, достигнутый в определенный временной отрезок. Цель маркетинга должна обладать такими свойствами, как конкретность, достижимость, ранжированность, контролируемость, предполагать срок исполнения и ответственное лицо [11, С. 41].
С позиций маркетинга, ориентированного на потребителя, цель маркетинга может состоять в:
- достижении максимального потребления (цель маркетинга – максимизация уровней производства и потребления и, следовательно, Благосостояния общества);
- достижении максимального удовлетворения потребителя (цель маркетинга, согласно которой маркетинг помогает росту степени удовлетворенности потребителя, а не просто способствует увеличению потребления);
- обеспечении максимально широкого выбора (цель маркетинга, согласно которой маркетинг должен дать потребителям возможность найти продукт, полностью удовлетворяющий их потребности и соответствующий их вкусам).
Цель маркетинга, ориентированного на производителя, выглядит более традиционно, и может заключаться в росте объемов реализации, увеличении дохода компании, имиджа.
Сформулировать цель маркетинга возможно двумя методами – авторитарным и экспертным.
Цели руководителем группа экспертов, специалистов в ходе исследования, изучения и последующего обсуждения основных проблем компании.
Задача маркетинга - влияние, воздействие на уровень, время и характер спроса для получения оптимального режима производства, поставок и сбыта продукции предприятия.
Существует три типа маркетинговых задач: предпринимательский этап; научно-обоснованный или доктринальный; интерпренерский. В задачи маркетинга входит организация и проведение маркетинговых программ совместно с производителями и розничными сетями. Основной задачей маркетинга является обеспечение активной поддержки и стимулирования продаж.
Задачи маркетинга должны четко выражать, что должна дать деятельность в той или иной области за определенный период как в количественных, так и в качественных показателях.
Задачи маркетинга подразделяются на три направления:
- выявить у потребителей размеры, особенности функциональных и символических потребностей, а также отношение к ним и желание их реализовать;
- обработать информацию о деятельности людей для управленческих структур, чтобы можно было принять решение об усовершенствовании существующих и разработке новых услуг и изделий;
- разработать и внедрить систему позволяющую иметь в наличии изделия, услуги, которые способны удовлетворить их потребности, и осуществить обмен (потребность-услуга).
Общенаучные методы маркетинга позволяют производить накопление, систематизацию и анализ информации, полученной из множества источников, и осуществлять ее синтез (моделирование ситуаций, прогнозирование изменений) [24, С. 102].
Основная функция маркетинга - организовать эффективный сбыт товаров и справиться со всеми задачами, подпадающими под понятие процесса коммерциализации.
1.2. Методология и планирование маркетинга
Маркетинговые исследования - это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности, идентификации и решения маркетинговых проблем.
Задачей маркетингового исследования являются выявление и определение информационной потребности и обеспечение лиц, принимающих решение, необходимой информацией.
Как инструмент маркетинга маркетинговые исследования должны отвечать основным принципам методологии исследовательской деятельности, таким как:
1. Системность - охватывать весь рынок и всю динамику рыночных процессов и фактов.
2. Систематичность - исследования должны вестись систематично, а не носить разовый характер.
3. Комплексность - изучение разных аспектов и закономерностей в их взаимосвязи.
4. Целеполагание - проводимые исследования должны быть органически увязаны с целями и задачами деятельности данного субъекта рынка, отражать его потребности в конкретной аналитической информации.
5. Множественность источников информации - сбор рыночной информации не из одного, а из нескольких источников, что позволяет иметь всесторонние данные и тем самым уточнять, проверять информацию, отбрасывать сомнительные данные.
6. Универсальность - исследования могут быть проведены, исходя из любой потребности субъекта рынка в информации для принятия решения.
7. Научность - точность, объективность, обусловленность. Недостаточно объективные, необоснованные исследования ведут к неправильным, искаженным рекомендациям.
Схема разработки маркетинга на предприятии представлена на рис. 1.
Анализ покупателей и рынка
Предварительное изучение потребителей
Этап исследования
(Информационное обеспечение)
2. Этап планирования
(программа маркетинга на фирме)
Товар (товарная политика)
Цена (ценовая политика)
Реализация (продажа товара)
Продвижение товара на рынке: реклама, стимулирование
Анализ возможностей предприятия
Слабые стороны
Сильные стороны конкурентов
Анализ конкурентов
Слабые стороны конкурентов
Поставщики ресурсов
Фирменная структура рынка
Посредники в сбыте
Анализ окружающей среды
Политические и правовые условия работы
Экономические условия работы
Социальные условия работы
Технологические условия работы
Аудит маркетинга на фирме
Сильные стороны
Рис. 1. Схема разработки маркетинга на предприятии
Объектом маркетингового исследования является внутренняя и внешняя среда предприятия. Исследование внутренней среды предприятия предполагает [20, С. 92]:
- анализ его организационной структуры с точки зрения ее конкурентоспособности на рынке;
- изучение и анализ интеллектуального потенциала сотрудников;
- оценку технологического уровня производства.
В последние годы, усилившиеся тенденции индивидуализации товара и переход от покупательских нужд к потребительским потребностям на рынке строительных материалов потребовали от производителей пересмотра ведения коммерческой деятельности и стратегии развития в целом.
Главная цель исследования внутренней среды предприятия заключается в анализе его сильных и слабых сторон путем сопоставления и сравнительного анализа соответствующих факторов внешней и внутренней среды. Помимо этого оно позволяет ответить на вопрос, что необходимо сделать для того, чтобы деятельность предприятия была полностью адаптирована к особенностям рынка и его конъюнктуре [19, С. 113].
Анализ внешней среды предприятия включает в себя следующее:
- исследование конкурентного окружения предприятия, в особенности деятельности компаний-конкурентов;
- позиционирование предприятия на рынке;
- долю предприятия на рынке.
Одним из направлений маркетингового исследования является бенчмаркинг.
Согласно классическому определению бенчмаркинг - это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы.
Маркетинговое исследование как внутренней, так и внешней среды предприятия может проводиться силами предприятия, так и сторонними специализированными организациями, иначе говоря, субъектами маркетинговых исследований [18, С. 72].
К внутренним субъектам маркетингового исследования относится отдел маркетинговых исследований в структуре предприятия. В последние годы на предприятиях рынка строительных материалов стали появляться подразделения и специалисты, занимающиеся маркетинговыми исследованиями. Так, в настоящее время на многих предприятиях появились такие специалисты, как маркетологи-аналитики.
Внешними субъектами маркетинговых исследований являются независимые компании по маркетинговым исследованиям.
В настоящее время предприятия при проведении маркетинговых исследований чаще отдают предпочтения таким маркетинговым компаниям, как Most Marketing, Step by Step, РБК. Это обусловлено в первую очередь:
- большим опытом работы компаний;
- знанием рынка;
- проведением расширенных исследований.
Таким образом, маркетинговое исследование - это получение оперативной информации, описывающей текущее или прогнозное состояние услуги и ее маркетингового окружения в рамках определенного рынка, а также анализ и представление данных для принятия адекватных управленческих решений.
Механизм проведения маркетингового исследования представлен на рис. 2.
Маркетинговое исследование
Выбор объекта и субъекта
Разработка плана исследования
Проведение исследования
Проведение исследования
Обратная связь
Выработка цели исследования
Рис. 2. Механизм проведения маркетинга
На каждом этапе исследования осуществляются сбор и анализ информации, которая должна соответствовать следующим требованиям:
- актуальность - информация должна соответствовать текущему моменту времени для конкретного исследования;