Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Теоретический подход к определению понятия рабочих нагрузок и их влияния на психофизиологическое состояние персонала).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 3
Для достижения диагностических целей были использованы следующие методики:
1.Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (Доскин В.А. с соавторами)
2. Опросник «Шкала нервно-психического напряжения» (Немчин Т. А.)
3. Методика «Таблицы В. Шульте»
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (Приложение 3) относится к категории опросников состояний и настроений. Разработан сотрудниками Первого Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г.
Опросник представляет собой таблицу, содержащую пары слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существуют континуальная последовательность промежуточных значений. Опросник широко используется при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, а также для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
Параметр самочувствие рассматривается как система субъективных ощущений, свидетельствующих о некоторой степени физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния. Включает в себя общие качественные характеристики, такие как хорошее или плохое самочувствие, а так же конкретные переживания, локализованные определенным образом, например дискомфорт в частях тела, затруднения при выполнении действий, трудности понимания. Данное понятие может быть представлено в виде некоей обобщающей характеристики – самочувствие хорошее, плохое, бодрость, недомогание и пр., а так же в виде локализованных по отношению к определенным органам, системам и функциям переживаний – ощущение дискомфорта в различных частях тела, трудность в выполнении некоторых моторных и когнитивных актов, и пр. Специфичные признаки изменения самочувствия достаточно четко проявляются, например, при утомлении, напряженности, стрессе.
Настроение характеризуется как сравнительно продолжительное, устойчивое состояние, умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в виде положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. Для данного состояния характерно отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и наличие достаточной устойчивости, дающим возможность относить настроение к характеристикам темперамента. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение проявляется как эмоциональная реакция на прямые последствия конкретных событий, на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Сформированное настроение способно повлиять на эмоциональные реакции связанные с происходящими событиями, соответственно меняя направление мыслей, восприятия и поведения. В зависимости от степени осознанности причин, вызвавших конкретное настроение, оно переживается либо как общий эмоциональный фон (приподнятое, подавленное настроение и пр.), либо как четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, или же увлеченность, радость, восторг и пр.). Беспричинные колебания настроения могут иметь патологическое происхождение, обусловленное такими психическими свойствами, как повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость и пр.
Активность – понятие, выражающееся способностью живых существ осуществлять произвольные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей, поддерживать жизненно значимые связи со средой и осуществлять ее преобразование. Активность строится согласно вероятностному прогнозированию развития событий в среде, положения в ней организма и выступает в соотношении с деятельностью. Основной характеристикой является обусловленность совершаемых действий с особенностями внутреннего состояния субъекта в конкретный момент и его целями, способность выходить за пределы начальных целей и заданных рамок. [10; с. 141]
Опросник «Шкала нервно-психического напряжения» (Приложение 4) был разработан в 1981 году Т. А. Немчиным. Используется для диагностики нервно-психического напряжения и его проявлений. Под нервно-психическим напряжением автор понимает психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятного для субъекта развития событий, которое сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, страха и включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом. Следствие хронического психического напряжения проявляется в нарастании церебральных астенических расстройств, фиксирующих переживания и затрудняющих дальнейшее восстановление нервно-психических сил. Наряду с этим проявляется уменьшение психической толерантности к продолжающемуся влиянию стрессовых факторов, растет беспокойство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижается общая выносливость и сопротивляемость организма.
Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, и разделенных на три степени выраженности: слабая, умеренная, чрезмерная. [11; с. 362]
Методика «Таблицы В. Шульте» (Приложение 5) разработанная немецким психиатром Вальтером Шульте в середине двадцатого века, предназначается для определения устойчивости активного внимания и динамики работоспособности.
Активное внимание характеризуется необходимостью приложения волевого усилия для фиксации на осуществляемой деятельности. Динамика работоспособности является процессом изменения работоспособности на протяжении определенного отрезка времени, включающего в себя фазу врабатывания, фазу устойчивости и фазу снижения. Длительность и качество данных фаз влияет на продуктивность деятельности.
Методика позволяет определить уровень устойчивости внимания, выражающийся в длительности сохранения концентрации внимания в отношении одного и того же объекта, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Показателем является временной промежуток, в течение которого концентрация внимания сохраняется на высоком уровне. Устойчивость внимания не означает направленности его все время на один и тот же объект. Объекты действий и сами действия могут меняться, но постоянным должно оставаться общее направление деятельности. Однако общее направление деятельности, определяющееся задачей, которая должна быть выполнена, продолжает оставаться все время одним и тем же. Физиологически устойчивость внимания означает, что очагами оптимальной возбудимости последовательно являются те участки коры головного мозга, которыми регулируются действия, являющиеся звеньями одной деятельности. Состоянием, противоположным устойчивости внимания, является его отвлекаемость. Ее физиологическая основа – или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или внутреннее торможение как результат однообразия деятельности или продолжительного действия одних и тех же раздражителей.
Кроме этого данная методика позволяет исследовать врабатываемость внимания, характеристику определяющую период перехода от состояния покоя к рабочему состоянию. Наличие этого периода объясняется тем, что система, пребывающая в определенном состоянии, проявляет свойство инертности. Для преодоления инертности нужны противоборствующие силы, с помощью которых удастся сообщить определенному ряду функций новый уровень интенсивности. Источником такой активизации является интенсификация обменных процессов в организме, а так же слаженная работа координационных связей между нервными центрами и рабочими органами.
Так же с помощью данной методики возможно измерение эффективности внимания – возможности достижения определенного результата с минимальными затратами, с получением максимально возможного объема. [11, с.184]
2.2 Анализ результатов практического исследования возможностей методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок
В результате отборочного этапа, направленного на определение членов коллектива работающих в условиях повышенных профессиональных нагрузок, было выявлено, что 54% сотрудников, принявших участие в отборочном опросе, отмечают у себя признаки воздействия стрессовой ситуации, связанной с повышенными профессиональными нагрузками. Дальнейшее исследование проводилось в группе, сформированной из данной категории лиц. (Приложение 6)
На первом этапе исследования возможностей методов измерения и анализа психофизиологических нагрузок с помощью теста дифференцированной самооценки функционального состояния была проведена диагностика психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность) каждого из испытуемых.
Полученные результаты (Приложение 7) показали, что в данной группе испытуемых, у 40% сотрудников имеется низкий уровень общего функционального состояния, у 40% – средний и лишь у 20% сотрудников отмечается высокий уровень общего функционального состояния. При этом показатели по фактору «самочувствие» распределились следующим образом: низкий уровень – 25%, средний – 55%, высокий – 20% (Приложение 8). По фактору «активность» – низкий уровень отмечается у 30% испытуемых, средний у 50%, высокий у 20% сотрудников (Приложение 9). Низкий уровень показателей по фактору «настроение» выявлен у 35% опрошенных, средний у 50%, высокий у 15% сотрудников (Приложение 10).
Результаты данного исследования говорят о том, что у большинства сотрудников, утверждающих, что их профессиональная деятельность связана с повышенными рабочими нагрузками, отмечается либо низкий, либо средний уровень психоэмоционального состояния, лишь пятая часть специалистов имеют высокий уровень психоэмоционального состояния. При этом рассмотрение данного параметра по отдельным факторам показало, что наиболее подвержено снижению настроение сотрудников, испытывающих повышенные рабочие нагрузки, на втором месте – активность, на третьем – самочувствие.
На втором этапе исследования возможностей методов измерения и анализа психофизиологических нагрузок было проведено исследование нервно-психического напряжения и его проявлений с помощью опросника «Шкала нервно-психического напряжения».
Анализ результатов (Приложение 11) показал, что 45% сотрудников имеется чрезмерный уровень нервно-психического напряжения, умеренный уровень отмечается так же у 45% испытуемых, и лишь 10% испытуемых имеют слабый уровень нервно-психического напряжения.
Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что у большинства сотрудников, утверждающих, что их профессиональная деятельность связана с повышенными рабочими нагрузками, отмечается либо чрезмерный, либо умеренный уровень нервно-психического напряжения, и лишь десятая часть данной группы специалистов имеют слабый уровень психоэмоционального напряжения.
На третьем этапе исследования возможностей методов измерения и анализа психофизиологических нагрузок было проведено исследование активного внимания, с помощью методики Э. Шульте.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у 60% испытуемых имеется сниженный уровень активного внимания. У 40% испытуемых отмечается средний уровень активного внимания. Высокий, повышенный и низкий уровень не выявлен ни у одного из испытуемых (Приложение 12).
Анализ результатов исследования активного внимания по отдельным компонентам показал, что у 55% испытуемых имеется сниженный уровень эффективности, у 45% – средний уровень эффективности, высокий, повышенный и низкий уровень эффективности не выявлен ни у одного из испытуемых (Приложение 13). У 60% испытуемых имеется сниженный уровень врабатываемости, у 40% испытуемых отмечается средний уровень врабатываемости (Приложение 14). У 60% испытуемых выявлен средний уровень устойчивости активного внимания, у 40% – сниженный уровень устойчивости внимания (Приложение 15).
Таким образом, полученные, с помощью методики Э. Шульте, результаты свидетельствуют о том, что у большинства сотрудников, утверждающих, что их профессиональная деятельность связана с повышенными рабочими нагрузками, отмечается сниженный уровень активного внимания, у остальных сотрудников данной группы выявлен средний уровень активного внимания, высокого, повышенного и низкого уровня не выявлено ни у одного из испытуемых. При этом рассмотрение данного параметра по отдельным факторам показало, что наиболее подвержена снижению такая характеристика активного внимания как врабатываемость, на втором месте – эффективность, на третьем – устойчивость.
Обобщение результатов исследования дает основание сделать вывод о том, что большинство сотрудников утверждающих, что их профессиональная деятельность связанна с повышенными рабочими нагрузками, имеют сниженный уровень психоэмоционального состояния, при этом в большей степени страдает настроение специалистов. Так же у данной категории сотрудников отмечается повышение уровня нервно-психического напряжения. Кроме этого, данные сотрудники демонстрируют сниженный уровень активного внимания, наиболее уязвимой характеристикой является способность к врабатываемости.
Результаты исследования были изложены каждому из участников исследования, а также использованы в должном объеме в беседе с руководителями коллектива. Был предложен ряд рекомендаций, направленных на оптимизацию рабочего процесса и снижение негативного влияния повышенных рабочих нагрузок на сотрудников:
- оптимизация рабочих графиков, соблюдение временных нормативов, четкое определение обязанностей, устранение причин, ведущих к перегруженности или не загруженности работой и т.п.