Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Понятие формы государственного устройства
1.2 Унитарная форма государственного устройства
1.3 Федеративная форма государственного устройства
2. Особенности формы государственного устройства России
2.1 Вопросы становления федерализма как современной формы государственного устройства в России
2.2 Признаки, характеризующие Россию как федеративное государство
Одновременно были приняты меры по воссозданию единого правового поля, обеспечению верховенства Конституции и федеральных законов на всей территории России, приведению в соответствие с федеральным законодательством регионального, а также договоров между федерацией и субъектами в ее составе. Решающее значение здесь сыграло постановление Конституционного суда от 7 июня 2000 года, отрицавшее возможность существования другого суверенитета наряду с суверенитетом Российской Федерации на ее территории, и послужившие основой для пересмотра регионального законодательства субъектов и их договоров с центром. Тем не менее, надо признать, что «гармонизация» законодательства осуществлялась федеральной властью исключительно в одностороннем порядке, что нередко приводило к отрицанию прежнего опыта внутрифедерального взаимодействия по формально-правовым признакам несоответствия федеральному законодательству.
21 июня 2001 года указом Президента РФ была образована Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. По результатам ее работы принят целый пакет законов, оформивших новую концепцию разделения властных полномочий между центром и субъектами, и осуществлен пересмотр законодательства. Подавляющая часть предметов совместного введенья была отдана в исключительную компетенцию федеральной власти. Однако в дальнейшем практика показала, что многие полномочия федерация самостоятельно реализовать не в силах, и их объем, закрепленный за вышестоящими органами власти, избыточен. В силу этого получило широкое распространение делегирование на низовой уровень многих ранее «отобранных» полномочий с выделениями регионам субвенций на их исполнение.
В целом, исследователи говорят о складывании в России декларативного федерализма. Усиление властной вертикали, унификация законодательства и централизация бюджетно-финансовых потоков в руках федерального центра, конечно, способствовали сохранению целостности страны, повышению ее управляемости и достижению определенных внешнеполитических успехов. Однако это в значительной мере было достигнуто за счет возвращения к командно-административной политической системе и методам «ручного управления», за счет урезания экономической и политической самостоятельности регионов и все большего превращения их в административно-территориальные единицы унитарного государства.
2.2 Признаки, характеризующие Россию как федеративное государство
Международная практика федеративного государственного строительства представляет исследователям большое количество примеров федераций. Обладая рядом общих признаков, указанные государства в то же время порой существенно отличаются друг от друга. Для системного определения особенностей и характерных черт российского федерализма и их дальнейшего анализа предлагается рассмотреть наиболее известные основания для классификации федераций и определить, к какому типу относится Российская Федерация.
1. Одним из оснований классификации существующих федераций является способ их формирования. В других источниках в основу данной классификации положен тип документа, провозгласившего государство федеративным. Представляется, что механическое сведение выявления особенностей федерации лишь к типу учреждающего еѐ документа необоснованно сужает границы анализа по указанному признаку и уменьшает возможности использования данной классификации в научных исследованиях. [18, с. 29]
Современная наука по способу формирования федераций выделяет договорные, конституционные и конституционно-договорные федерации. При определении, к какому виду относится та или иная федерация, необходимо не только проанализировать правовое оформление ее создания, но и выявить механизм формирования федеративного государства.
Принято считать, что договорные федерации формируются по принципу «снизу вверх»: толчком к формированию федеративного государства становится воля государственных образований – будущих субъектов федерации, их стремление к объединению, которое фиксируется в форме договора как акта выражения волеизъявления сторон. Исторически первые федерации и ряд конфедераций были именно договорными по своей сути. Конституционные федерации создаются через волеизъявление не субъектов федерации, но федерального центра. Правовые положение о федерализме носят уже наддоговорной характер, так как утверждаются конституцией, принимаемой в особом порядке (всенародным голосованием, решением специально созданного органа и т.д.). Соответственно конституционно-договорные федерации утверждаются на основании и договорных норм, и конституционных положений.
Вопрос о характеристике Российской Федерации по признаку способа формирования решается в научной литературе неоднозначно. Важнейшее значение Федеративного договора от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» не отрицается специалистами, однако по-разному оценивается его учреждающий Российскую Федерацию характер. Ряд исследователей считает, что Российская Федерация является федерацией конституционной, так как она была создана «не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашения ее федерацией в Конституции Республики. Высказывается мнение и о рассмотрении России как конституционно-договорной федерации, поскольку ее образование и развитие протекало прежде всего на договорной основе, позже закрепленной в тексте Конституции РФ. Представляется обоснованным отнесение России к конституционно-договорному типу федераций.
2. В научной литературе существует разделение федераций в зависимости от целей их учреждения на экспансионные (учрежденные для дальнейшего расширения путем включения в свой состав новых этносов и территорий), ретирадные (учрежденные в целях сохранения государственного единства в условиях усиливающихся центробежных тенденций и сепаратизма) и партнерские (целью соединения является создание оптимальной формы межэтнического сотрудничества) федерации.
История создания Российской Федерации как самостоятельного государственного образования позволяет сделать вывод о том, что Россия создавалась как ретирадная федерация с целью противодействия сепаратистским тенденциям, однако постепенное становление и развитие российской государственности придает ей черты экспансионной федерации.
3. Следующим критерием для характеристики федерации является способ образования ее субъектов. Для отнесения России по указанному признаку к какому-либо типу необходимо ответить на вопрос, какой принцип положен в основу разделения территории страны на субъекты.
Если субъекты федерации образованы на основании компактно проживающих национальных групп, то такая федерация является национальной. Тезис о создании федераций только по национальному принципу был безусловным требованием марксистко-ленинской идеологии и именно поэтому классическим примером национальной федерации является СССР. В современной Европе Бельгия определяется как национальная федерация.
Национальные федерации обладают рядом дополнительных характеристик:
субъекты – национальные государства и национально- государственные образования – отличаются друг от друга национальным составом населения, традициями и обычаями, бытом, культурой, религией;
основой построения федерации является принцип добровольного объединения ее субъектов;
государственные органы федерации формируются из представителей субъектов федерации;
федерация обеспечивает свободу и самостоятельное развитие наций, входящих в ее состав;
в национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов – наличие специального права наций на самоопределение.
Противоположностью национальной федерации является федерация территориальная, в которой субъекты выделяются исключительно по территориальному признаку. Территориальные федерации образуются в случае несоответствия количества субъектов федерации количеству национальных групп, в целях оптимизации управления большим по территории государством, а в некоторых случаях – для решения политических задач (например, для ускоренного формирования единой государственной нации, преодоления сепаратистских настроений национальных групп и т.д.). [18, с. 31]
Особым типом федерации является смешанная федерация, где основой формирования субъектов становится одновременно и национальный, и территориальный принципы. Таким федерациям свойственны различия правового статуса субъектов, сформированных по национальному принципу, а также наличие разных по содержанию двусторонних договоров между органами власти федерации и субъектов федерации.
Российская Федерация по способу образования ее субъектов относится к смешанным федерациям, так как включает в себя субъекты, образованные как по национальному (республики, автономные округа, автономную область), так и по территориальному (края, области) принципам. Несмотря на неоднозначные оценки последствий организации субъектов РФ по национальному и территориальному признакам, исследователи подчеркивают важность учета этнической составляющей в обеспечении устойчивого функционирования федеративной системы. [17, с. 95]
4. Устоявшимся в юридической и политической литературе является деление федераций в зависимости от статуса ее субъектов на симметричные и асимметричные. В то же время в науке не сложилось однозначного критерия для такой классификации. Большинство теоретиков и практиков относят Российскую Федерацию к асимметричным федерациям и считают такую асимметрию явлением негативным.
5. Характер взаимоотношений между федерацией и ее субъектами, принципы организации отношений центр – регионы, самостоятельность субъектов в решении вопросов собственного ведения разделяют существующие федерации на централизованные и децентрализованные.
Вопрос отнесения России к централизованным или децентрализованным федерациям также решается исследователями неоднозначно. Это обусловлено тем, что история развития отечественного федерализма демонстрирует различные тенденции централизации и децентрализации при наличии традиционного для российской модели федеративных отношений сильного федеративного центра. Кроме того, наука до сих не выработала четких критериев определения степени централизации отношений между федерацией и ее субъектами.
Таким образом, были представлены наиболее распространенные критерии классификаций федераций, которые позволяют выделить характерные особенности Российской Федерации в современный период. Российская Федерация рассматривается как конституционно-договорная, ретирадная и централизованная федерация, асимметричные субъекты которой организованы на основе национально-территориального принципа.
2.3 Проблемы и перспективы развития российского федерализма
Современное устройство Российской Федерации досталось нам в наследство от советского времени и является, по сути, производным от ленинской национальной политики.
Незавершённость реформы государственного устройства является одной из причин того, что, несмотря на укрепившуюся государственность и выстроенную вертикаль, власти угроза распада Российской федерации продолжает сохраняться. В случае если в исторической перспективе в результате неудачного стечения обстоятельств экономический кризис совпадёт со слабой и государственно не ориентированной властью границы национальных автономий и псевдогосударств могут стать линиями разлома страны. Тем более не секрет, что националистически ориентированные элиты и «креативный класс» некоторых республик с нетерпение ждут этого момента, в расчёте завершить процесс обретения полного суверенитета (равно контроля над ресурсами) начатый в конце 80-х гг. XX в. и прерванный в последующем. [21, с. 23]
Для того чтобы минимизировать риск распада страны необходим новый этап реформы государственного устройства. Реформа федеративного устройства может идти по нескольким направлениям, в ходе её реализации возможны различные варианты и корректировки.