Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо продолжить реформу федеративного устройства России по следующим направлениям:

1. Все субъекты федерации получают одинаковое наименование – Край, и все наделяются статусом – государство в составе Российской федерации. При этом высшим носителем суверенитета в Крае, согласно Конституции России, является не его население, а весь российский народ.

2. В случае экономической необходимости и демографической целесообразности в Края могут быть объединены несколько соседних областей, республик, автономных округов.

3. Края, как государства получают право самостоятельного учреждения на своей территории других государственных языков, кроме русского. Таким образом, в случае включения в состав Края какого-либо национального образования его язык может стать там одним из государственных языков, а культура этноса будет развиваться в рамках широкой культурной автономии. Положительным опытом такого устройства является Крым, который как республика представляет собой государство с тремя официальными языками: русским, украинским и крымско-татарским. При этом Крым не является государством какого-либо одного этноса, а представляет на своей территории интересы верховного суверена – многонационального народа Российской Федерации, проживающего на территории республики. [13, с. 133]

4. Территории Крайнего Севера и крайних регионов Дальнего востока необходимо выделить в области федерального подчинения. В Арктическую область могут войти территории нынешнего Ненецкого АО, Ямало-ненецкого АО, часть северных территории Красноярского края и Якутии (Якутский Край разумно ограничить территорией пригодной для интенсивного развития экономики, инфраструктуры и привлекательной для мигрантов из других регионов страны. Отделение северных районов позволит сэкономить средства, ранее тратившиеся на их развитие из республиканского бюджета). В Крайневосточную область – территории магаданской области, Чукотского АО и Камчатского края. Такое объединение обуславливается как экономической необходимостью – сложностями снабжения и неразвитостью инфраструктуры региона, так и стратегическими политическими и военно-стратегическими соображениями.

Сегодня в условия объединения элит вокруг сильного лидера, выстроенной вертикали управления, высокого рейтинга доверия власти со стороны общества самое время приступить к следующей фазе реформ государственного устройства. Методы и механизмы проведения реформ – тема отдельных фундаментальных исследований и экспертных оценок. Проведение реформ снизит вероятность распада России в будущем, а задержка и промедление в их осуществлении может создать предпосылки для угрозы целостности страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сформулировать следующие выводы по итогам проведенного исследования:

Существует значительное количество вариантов определения понятия «форма государственного устройства». При этом принципиальных расхождений между предлагаемыми формулировками нет. Наиболее удачным вариантом, является следующее определение формы государ­ственного устройства - как внутренней территориальной организации государ­ства, т.е. системы его разделения на территориальные образования и систему взаимоотношений между центральной властью государства и территориальны­ми образованиями. В данном определении находят отражение наиболее важные признаки формы государственного устройства, такие как внутренняя территориальная организация власти, ее государственный характер, взаимоотношения государ­ства и его составных частей.

В классификации форм государственного устройства нет единства. Бесспорными формами государственного устройства следует признать унитарную и федеративную, все остальные формы являются предме­том научных дискуссий.

Анализ становления принципа федерализма в России в постсоветский период позволяет сделать вывод о том, что российский федерализм – сложный феномен, современное содержание которого обусловлено территориальными, историко-культурными, политическими и этническими особенностями развития российского государства. Несмотря на значительное количество предлагаемых альтернативных вариантов развития федерализма, модель, воплотившаяся в Конституции Российской Федерации 1993 года, стала результатом переосмысления советского опыта федерализма в условиях стихийной дезинтеграции федеративных отношений.

В целях определения особенностей российского федерализма рассмотрены основные политико-правовые основания для классификации федераций, позволяющие описать уникальность модели федерализма, которая реализуется в конкретной стране. Анализ представленных оснований для классификации федераций позволил сделать вывод о том, что Россия на начальном этапе становления характеризовалась как конституционно-договорная, ретирадная и централизованная федерация, ассиметричные субъекты которой организованы на основе национально-территориального принципа.

Формирование Российской Федерации как ретирадной, т.е. федерации, учрежденной в целях сохранения государственного единства в условиях усиливающихся центробежных тенденций и сепаратизма, было обусловлено конкретно-историческими обстоятельствами конца 1990-х годов. Создание ретирадной федерации становится в таких условиях комплексным механизмом защиты территориального единства полиэтнического государства и общей этнополитической стабильности.


Исследователи неоднозначно оценивают асимметрию как сущностную черту российского федерализма. Обоснованным представляется мнение о том, что асимметрия субъектов сегодня – важное средство отражения реально существующего многообразия и одновременно координации внутри федерации. Само существование федерации является признаком наличия несовпадающих интересов у отдельных регионов, которые должны учитываться и координироваться в рамках асимметричного федеративного устройства, но в целях сохранения стабильности и единства федерации асимметрия регионов должна иметь свои пределы. Положения Конституции РФ, определяющие правовой статус субъектов, не позволяют говорить о наличии действительной официально признанной конституционно-правовой асимметрии. В существующих условиях правовая асимметрия может быть установлена только через анализ сфер налогового, бюджетного законодательства, регионального развития и иных специальные сфер, которые развивают общие положения Конституции РФ и других системообразующих норм федерального законодательства.

Несмотря на подчас обоснованную критику существующей модели, федерализм в условиях регионального и этнического многообразия является наиболее приемлемой формой государственности для России, так как позволяет организовать осуществление государственной власти на большой территории, учитывать большое количество субъектов федерации и, как следствие, большое количество групп интересов, заглушать конфликты центра и мест, устанавливать их взаимодействие, обеспечить наиболее целесообразные в данных условиях методы управления. Крымские события показали, что федерализм в России не является «спящим» институтом, это реально действующий принцип организации жизни государства. Задача органов власти в таких условиях – обеспечить совершенствование федерализма в России в целях дальнейшего эффективного его функционирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Федеральный закон от 17.06.1996 «О национально-культурной автономии» (ред. от 04.11.2014) // Российская газета. 1996. №24. С. 5
  3. Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Понятие формы государственного устройства в отечественной юридической науке // Мир юридической науки. 2015. № 5. С. 14 - 26.
  4. Дзыбова С.Г., Саакян М.В. Российский федерализм в исторической ретроспективе // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2016. Т. 2. № 2. С. 127
  5. Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. О форме государственного устройства // Актуальные вопросы образования и науки. 2015. № 3. С. 23 - 27.
  6. Дондоков Ж.Д. Федерализм и федерация: к вопросу о соотношении понятий // Проблемы становления гражданского общества. Сборник статей VI Международной научной студенческой конференции. – М., 2018. С. 104
  7. Дорохов Н.И. Российский федерализм: состояние и проблемы // Инновационные процессы в национальной экономике и социально-гуманитарной сфере. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – М., 2018. С. 148
  8. Зайцева Е.С. Форма государственного устройства: понятие и виды // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2016. С. 204 - 209.
  9. Каргина Д.М. Понятие и сущность категорий «федерализм» и «федерация» // Евразийский юридический журнал. 2017. № 9. С. 116
  10. Касаткина Н.А. Понятие унитарного государства в теории государства и права // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 206 - 212.
  11. Касаткина Н.А. Формы государственного устройства современности теоретико-правовое исследование: дис. ... кандидата юридических наук. - Белгород, 2015.
  12. Колесников Е.В., Угланова О.А. Российский федерализм: некоторые тенденции развития // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. - Саратов, 2017. С. 133
  13. Кравцова Е.А., Погорелов Д.В. Основные проблемы становления федеративных отношений в России // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 2. С. 18
  14. Куканов А.З. Понятие и классификация форм государственного устройства // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 3. С. 74 - 80.
  15. Курилкина О.А., Лабыгина А.В., Мамычев А.Ю. Проблемы федерализма и федеральной правовой политики в современной России. – М.: Юрлитинформ, 2013.
  16. Лапина К.А., Цыганкова Е.А. Унитарное государство как форма государственного устройства // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. 2016. № 12. С. 11 - 15.
  17. Медведева А.В. Особенности построения федерализма в России: смешенный тип // Правовая защита частных и публичных интересов: сборник статей международной научно-практической конференции. – М., 2014. С. 95
  18. Морозова А.С. Федерализм как основа построения современного российского государства // Реализация основ конституционного строя в государственной политике Российской Федерации: теория и практика конституционного, муниципального и международного права. - Екатеринбург, 2017. С. 28
  19. Низовцев Д.Б. Генезис научных представлений о федерализме в России // История российской правовой системы и правовой культуры: материалы международной научной конференции. - М., 2013. С. 87
  20. Перепелкина О.А. К вопросу о соотношении понятий «федерация» и «федерализм» // Вестник современных исследований. 2018. № 5. С. 523
  21. Семитко А.П. Идея федерализма в России: прошлое и настоящее // Российский юридический журнал. 2013. №1. С. 19