Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОДХОД В НАУКЕ О ГОСУДАРСТВЕ
II. СУЩНОСНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
2.1. СОСТАВ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА.
2.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ)
Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права. М., 2015. – 832 с.
Таким образом, государство обладает набором признаков, которые проявляются на всех этапах его развития в своей совокупности и взаимодействии, что позволяет определить государство как устойчивую политическую единицу общества, власть которой распространяется на всю его территорию, которая издает обязательные для всех веления, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения и независимой финансовой, налоговой и бюджетной системой.
II. СУЩНОСНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
2.1. СОСТАВ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА.
Несмотря на внешнюю схожесть состава признаков государства, теоретические подходы, индивидуальный анализ практики государственного строительства на текущем этапе исторического развития и даже различия в терминологии, применяемые различными исследователями, приводят к различному пониманию как состава, так и сущностных характеристик признаков государства, в современной науке теории государства и права.
В. А. Четвернин и В. C. Нерсесянц являются сторонниками «теории трёх элементов», которые они считают необходимыми и достаточными признаками государства. Согласно этой концепции, государство в целом представляет собой единство трёх, а государство существует постольку, поскольку существуют:
1) население государства (нация, государственно организованный народ);
2) государственная территория, и
3) государственная власть[43].
Такие признаки, как территория и власть, не вызывают вопросов с точки зрения современной теории государства. Однако отношение правоведов к населению как к самостоятельному признаку государства далеко не однозначно. Между тем такой признак, как наличие населения, довольно часто встречается в отечественной и зарубежной юридической литературе.
Этот признак особо выделял, например, Г, Еллинек, Он писал: «Люди, входящие в состав государства, образуют в своей совокупности его население. Подобно территории население имеет в государстве двоякую функцию»[44]. Отождествляя, по существу, два разных понятия - «население» и «народ» - автор рассматривал население (народ), с одной стороны, как субъект государственной власти, а с другой - как её объект. В этом и заключается, по мнению Г. Еллинека, двоякая функция, точнее, роль населения (народа) в любом государстве.
По существу поставленного Г. Еллинеком вопроса о населении как об одном из основных признаков государства можно привести следующее, опровергающее его позицию, мнение. На взгляд М. Н. Марченко, данная постановка вопроса, точнее, её оправданность, вызывает определенные сомнения, поскольку она не отражает специфики государства как института и организации. Поскольку население является «составной частью» не только государственной, но и догосударственной организации, то с таким же успехом можно сказать, что оно (население) выступает в качестве основного признака как государственного, так и первобытнообщи иного строя[45]. Из этого следует, что население само по себе не может выступать в качестве отличительного признака государства. Любое же иное утверждение является весьма спорным.
С. А, Комаров считает достаточными два признака:
1) публичная власть;
2) разделение граждан (подданных) по территориальному признаку2.
Подобный подход основан на самом определении государства, даваемом С. А. Комаровым: «Государство есть особая организация политических сил, находящихся у власти»[46]. При этом территориальный аспект и население не учитываются в принципе. С.А. Комаров считает, что они «естественным образом» имеют место. Налоги и сборы, как черты, отсутствующие при родовом строе, профессор включает в понятие «публичная власть» как неотъемлемый его элемент[47]. Однако система налогов и сборов характерна, например, для местного самоуправления, отнесение которой к элементам «публичной власти» весьма спорно. Вследствие этого исключение данного признака как самостоятельного признака государства вряд ли обоснованно.
Теория трёх элементов (территория, народ, власть), отстаиваемая В. С. Нерсесянцем и другими известными государствоведами, господствовала в науке в начале XX века и сохранялась, хотя и в деформированном виде, в марксистско-ленинской философии и науке о государстве. Однако в настоящее время в отечественной теории государства и права принято выделять пять признаков государства[48], А. Н. Головистикова и Ю. А. Дмитриев формулируют их следующим образом:
- публичная власть;
- система налогов и займов;
- территориальное деление населения;
- право;
- суверенитет[49].
При этом, хотя содержание данных признаков очевидно, само определение их названия не всегда соответствует их сущности. Так, характеризуя признак «территориальное деление населения», указанные исследователи упоминают и «наличие чётко определённых внешних границ», хотя это формально выходит за рамки понятия «территориальное деление». Также не очень ясно, подразумевается ли «население» (выделяемое другими исследователями в качестве самостоятельного признака) неотъемлемым элементом данного признака, или же носит заведомо подчинённый, второстепенный характер.
А.Н. Головистикова и Ю.А. Дмитриев считают приведённые ими признаки государства единственными: «Последним признаком, отличающим государство от логосударственных форм общественной организации, является...»[50]. Таким образом, согласно их концепции,изначально создаётся закрытый перечень признаков государства.
С перечнем признаков государства, приведённых А.Н. Головистиковой и Ю.А. Дмитриевым, согласны Е. А. Певцова и А.Г. Важенин. При этом они отмечают, что «по мере развития человечества эти признаки, не меняясь количественно, наполняются иным содержанием, вместе с которым меняется сущность государства»[51]. Единственно, что они уточняют - что в отношении административно-территориального деления речь идёт не только об административно-территориальной организации населения, как это получается у А. Н. Головистиковой и Ю. А, Дмитриева, но и об осуществлении публичной власти на определённой территории, неразрывно связывая, таким образом, данный признак с признаком существования публичной власти[52].
Обстоятельно проанализировал и предложил более обширный перечень признаков государства А.В. Малько.
По его мнению, всякое государство есть соединение трех начал, важнейших элементов жизнедеятельности, - народа, публичной власти и территории. Это объединяет все государства и составляет его содержательную характеристику. Отсюда вполне закономерно, что многие ученые понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. В принципе, считает он, это верный подход. Только необходимо помнить, что далеко не любое государство в своей политике не всегда воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев,элит, наций и т.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства. Поэтому, заключает А.В. Малько,государство есть организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как Продукт социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет четкую внутреннюю организацию, специфический механизм взаимодействия структурных элементов[53].
Государство характеризуется следующими признаками, отличающими его как от догосударствеиных, так и иегосударственных организаций[54]:
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);
2) система налогов и займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процесс становления первых государств территориальное деление населения, начавшиеся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; и а этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);
4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяют юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
7) находится в устойчивых правовых связях с населением, проживающим на его территории (гражданство);
8) обладает определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
9) выступает единственным, официальным представителем всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях)[55]. В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и г. п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства[56]. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека.
11) символы — герб, флаг, гимн (символ - это знак вещественный, графический, звуковой, что-либо означающий), которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственны х служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие и а них представителей соответствующего государства, и т.д[57].
В то же время, поскольку марксистско-ленинское понимание государства было единственным официально допускавшимся в СССР, его влияние сохранилось и в теории, и в преподавательской практике. Так, в учебниках 1990-х годов можно встретить следующее определение государства: «Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил» всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию»[58]. Никакая «особость» государства из данного определения не вытекает. Любая организация публичной политической власти подпадает под признаки, приведённые в этом определении. Таким образом, исходя из данного определения, у авторов сохраняется взгляд на публичную власть как на ключевой (или даже единственный) признак государства.
Современные труды в области теории государства и права пишутся, главным образом, с позиции преодоления марксистско-ленинской идеологии. Однако в отечественной научной и учебной литературе сохранилось и марксистско-ленинское классовое понимание государства. В качестве примера можно привести учебники юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, вы ходящие под редакцией М. Н. Марченко[59], учебники по теории государства и права В. М. Сырых и ряда других авторов, согласно которым «государство представляет собой аппарат, машину для управления делами классового общества и по преимуществу в интересах экономически господствующего класса»[60]. Тем не менее, авторы, основывающиеся на марксистско-ленинском учении о государстве, также выделяют формальные признаки. Профессор М. Н, Марченко, являющийся одним из наиболее последовательных приверженцев марксистского учения о государстве, выделяет в качестве таковых: