Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, государство обладает набором признаков, которые проявляются на всех этапах его развития в своей совокупности и взаимодействии, что позволяет определить государство как устойчивую политическую единицу общества, власть которой распространяется на всю его территорию, которая издает обязательные для всех веления, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения и независимой финансовой, налоговой и бюджетной системой.

II. СУЩНОСНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ

2.1. СОСТАВ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА.

Несмотря на внешнюю схожесть состава признаков государства, теоретические подходы, индивидуальный анализ практики государственного строительства на текущем этапе исторического развития и даже различия в терминологии, применяемые различными исследователями, приводят к различному пониманию как состава, так и сущностных характеристик признаков государства, в современной науке теории государства и права.

В. А. Четвернин и В. C. Нерсесянц являются сторонниками «теории трёх элементов», которые они считают необходимыми и достаточными признаками государства. Согласно этой концепции, государство в целом пред­ставляет собой единство трёх, а государство существует постольку, посколь­ку существуют:

1) население государства (нация, государственно организованный народ);

2) государственная территория, и

3) государственная власть[43].

Такие признаки, как территория и власть, не вызывают вопросов с точ­ки зрения современной теории государства. Однако отношение правоведов к населению как к самостоятельному признаку государства далеко не одно­значно. Между тем такой признак, как наличие населения, довольно часто встречается в отечественной и зарубежной юридической литературе.

Этот признак особо выделял, например, Г, Еллинек, Он писал: «Люди, входящие в состав государства, образуют в своей совокупности его населе­ние. Подобно территории население имеет в государстве двоякую функ­цию»[44]. Отождествляя, по существу, два разных понятия - «население» и «на­род» - автор рассматривал население (народ), с одной стороны, как субъект государственной власти, а с другой - как её объект. В этом и за­ключается, по мнению Г. Еллинека, двоякая функция, точнее, роль населения (народа) в любом государстве.


По существу поставленного Г. Еллинеком вопроса о населении как об одном из основных признаков государства можно привести следую­щее, опровергающее его позицию, мнение. На взгляд М. Н. Марченко, данная постановка вопроса, точнее, её оправданность, вызывает определен­ные сомнения, поскольку она не отражает специфики государства как института и организации. Поскольку население является «составной частью» не только государственной, но и догосударственной организации, то с таким же успехом можно сказать, что оно (население) выступает в качестве основного признака как государственного, так и первобытнообщи иного строя[45]. Из этого следует, что население само по себе не может выступать в качестве отличи­тельного признака государства. Любое же иное утверждение является весьма спорным.

С. А, Комаров считает достаточными два признака:

1) публичная власть;

2) разделение граждан (подданных) по территориальному признаку2.

Подобный подход основан на самом определении государства, давае­мом С. А. Комаровым: «Государство есть особая организация политических сил, находящихся у власти»[46]. При этом территориальный аспект и население не учитываются в принципе. С.А. Комаров считает, что они «естественным образом» имеют место. Налоги и сборы, как черты, отсутст­вующие при родовом строе, профессор включает в понятие «публичная власть» как неотъемлемый его элемент[47]. Однако система налогов и сборов характерна, например, для местного самоуправления, отнесение которой к элементам «публичной власти» весьма спорно. Вследствие этого исключение данного признака как самостоятельного признака государства вряд ли обос­нованно.

Теория трёх элементов (территория, народ, власть), отстаиваемая В. С. Нерсесянцем и другими известными государствоведами, господствовала в науке в начале XX века и сохранялась, хотя и в деформированном виде, в марксистско-ленинской философии и науке о государстве. Однако в на­стоящее время в отечественной теории государства и права принято выделять пять признаков государства[48], А. Н. Головистикова и Ю. А. Дмитриев формулируют их следующим образом:

  • публичная власть;
  • система налогов и займов;
  • территориальное деление населения;
  • право;
  • суверенитет[49].

При этом, хотя содержание данных признаков очевидно, само определение их названия не всегда соответствует их сущности. Так, характеризуя признак «территориальное деление населения», указанные иссле­дователи упоминают и «наличие чётко определённых внешних границ», хотя это формально выходит за рамки понятия «территориальное деление». Также не очень ясно, подразумевается ли «население» (выделяемое другими иссле­дователями в качестве самостоятельного признака) неотъемлемым элементом данного признака, или же носит заведомо подчинённый, второстепенный характер.


А.Н. Головистикова и Ю.А. Дмитриев считают приведённые ими признаки государства единственными: «Последним признаком, отличающим го­сударство от логосударственных форм общественной организации, является...»[50]. Таким образом, согласно их концепции,изначально создаётся закры­тый перечень признаков государства.

С перечнем признаков государства, приведённых А.Н. Головистиковой и Ю.А. Дмитриевым, согласны Е. А. Певцова и А.Г. Важенин. При этом они отмечают, что «по мере развития человечества эти признаки, не меняясь ко­личественно, наполняются иным содержанием, вместе с которым меняется сущность государства»[51]. Единственно, что они уточняют - что в отношении административно-территориального деления речь идёт не только об админи­стративно-территориальной организации населения, как это получается у А. Н. Головистиковой и Ю. А, Дмитриева, но и об осуществлении публичной власти на определённой территории, неразрывно связывая, таким образом, данный признак с признаком существования публичной власти[52].

Обстоятельно проанализировал и предложил более обширный перечень признаков государства А.В. Малько.

По его мнению, всякое государство есть соединение трех начал, важнейших элементов жизнедеятельности, - народа, публичной власти и терри­тории. Это объединяет все государства и составляет его содержательную ха­рактеристику. Отсюда вполне закономерно, что многие ученые понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной тер­ритории. В принципе, считает он, это верный подход. Только необходимо помнить, что далеко не любое государство в своей политике не всегда во­площает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев,элит, наций и т.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства. Поэтому, заключает А.В. Малько,государство есть организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как Продукт социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с общест­вом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет четкую внутреннюю организацию, специфический механизм взаимо­действия структурных элементов[53].


Государство характеризуется следующими признаками, отличающими его как от догосударствеиных, так и иегосударственных организаций[54]:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновни­ки, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов и займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процесс ста­новления первых государств территориальное деление населения, начавшиеся в процессе общественного разделения труда, превращается в администра­тивно-территориальное; и а этом фоне возникает новый общественный инсти­тут - подданство или гражданство);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяют юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принужде­ния (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) находится в устойчивых правовых связях с населением, проживаю­щим на его территории (гражданство);

8) обладает определенными материальными средствами для проведе­ния своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) выступает единственным, официальным представителем всего обще­ства (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях)[55]. В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и г. п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организа­ций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государствен­ной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде все­го юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохрани­тельной); г) прерогативу государства отменять, признавать ничтожными ак­ты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства[56]. Государственный суверенитет включает такие основополагаю­щие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не от­вечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его не­способности обеспечить собственный суверенитет и национально­ государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека.


11) символы — герб, флаг, гимн (символ - это знак вещественный, гра­фический, звуковой, что-либо означающий), которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы помещают на зданиях, где расположены органы государства, на по­граничных столбах, на форменной одежде государственны х служащих (во­еннослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в мес­тах, где проводятся международные конференции, символизируя присутст­вие и а них представителей соответствующего государства, и т.д[57].

В то же время, поскольку марксистско-ленинское понимание государ­ства было единственным официально допускавшимся в СССР, его влияние сохранилось и в теории, и в преподавательской практике. Так, в учебниках 1990-х годов можно встретить следующее определение государства: «Государство - это особая организация публичной, политической власти господ­ствующего класса (социальной группы, блока классовых сил» всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспе­чивает его интеграцию»[58]. Никакая «особость» государства из данного опре­деления не вытекает. Любая организация публичной политической власти подпадает под признаки, приведённые в этом определении. Таким образом, исходя из данного определения, у авторов сохраняется взгляд на публичную власть как на ключевой (или даже единственный) признак государства.

Современные труды в области теории государства и права пишутся, главным образом, с позиции преодоления марксистско-ленинской идеологии. Однако в отечественной научной и учебной литературе сохранилось и маркси­стско-ленинское классовое понимание государства. В качестве примера можно привести учебники юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, вы­ ходящие под редакцией М. Н. Марченко[59], учебники по теории государства и права В. М. Сырых и ряда других авторов, согласно которым «государство представляет собой аппарат, машину для управления делами классового обще­ства и по преимуществу в интересах экономически господствующего класса»[60]. Тем не менее, авторы, основывающиеся на марксистско-ленинском учении о государстве, также выделяют формальные признаки. Профессор М. Н, Марченко, являющийся одним из наиболее последовательных приверженцев марксистского учения о государстве, выделяет в качестве таковых: