Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОДХОД В НАУКЕ О ГОСУДАРСТВЕ
II. СУЩНОСНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
2.1. СОСТАВ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА.
2.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ)
Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права. М., 2015. – 832 с.
Современные сложности, связанные с реализацией конституционных основ правового государства в России, объясняются проблемой совместимости модели демократии западного типа с российскими историческими, социокультурными, политическими традициями. Понимание необходимости выхода из указанного замкнутого круга привело к тому, что повысился интерес к историческому измерению сравнительных политических исследований. Согласно Ш. Берману, «понимание ситуаций, имевших место в прошлом, является решающим шагом к помещению современных дискуссий о демократии и демократизации в подобающий интеллектуальный и исторический контекст»[84].
Важно понимание уникальности западных моделей правового и политического развития. Большое внимание стало уделяться более детальному исследованию конкретных политических процессов с учетом специфических исторических и национальных условий, культурного своеобразия различных обществ[85]. Разрешение этих проблем подразумевает использование категории «историческое картографирование» (различение этапов в европейском политическом процессе и выявление схожих трансформационных схем на основе эмпирических данных). Лишь после этого современные переходные режимы могут быть помещены на карту по аналогии с одним из этапов исторического развития.
Незавершенность процесса трансформации в России указывает на то, что сохраняются черты неопределенности и альтернативности. Сложилась ситуация, для преодоления которой используют две дилеммы: принятия и отрицания.
Дилемма принятия соответствует задачам процесса трансформации. Данный подход связан с усилением роли европейского опыта в построении демократических институтов, так как предполагает заимствование зарубежных моделей политического развития. При этом следует помнить, что дилемма принятия не включает вопросы исключительности российской политической системы и правового поля.
Дилемма отрицания, в свою очередь, связана с внутренним, самостоятельным развитием России, которое опирается на сложившиеся авторитарные стратегии и методы управления. Такая политическая ситуация может приводить, как показала практика, как к политическим «откатам», так и развитию государства на основе политического консерватизма.
«Разрыв между объективной потребностью проведения структурных реформ и стремлением отдельных политических групп, институтов и должностных лиц зафиксировать достигнутый статус-кво и так стабилизировать ситуацию и отрегламентировать политический процесс, чтобы сохранить доминирующее положение внутри общественно-политической системы в целом безотносительно к провозглашенным целям и результатам реформы[86]». Таким образом, концептуально категория «трансформация» является нереформаторским процессом, она не отвечает характеристикам реформирования, среди которых можно выделить управляемость, последовательность, заданный характер траектории развития. Процесс государственно-правовой трансформации - это не целенаправленное реформирование общественных институтов, а более сложный и менее изученный процесс изменения общественного устройства. Трансформация не включает в себя ключевую характеристику реформирования, которая осуществляется органами государственной власти в рамках нескольких сфер общественного устройства в соответствии с нормами действующего законодательства. При трансформации «акцент делается на том, что конечный результат процесса нельзя рассматривать в качестве предопределенного[87]», так как на первом плане находится проблема неопределенности результатов. Изучая трансформацию, следует постоянно акцентировать внимание на таких характеристиках государственно-правовой системы, как «непредсказуемость системных перемен, промежуточность и вариативность формируемой общественно-политической системы[88]». Это говорит о серьезных политических трудностях, которые обозначились в жизни переходного процесса в России.
«Неспособность к политической и правовой модернизации, регулярные возвраты к авторитаризму привели к полной утрате возможности модернизации общества в целом»[89]. Повышение или понижение как авторитарного, так и демократического режима проявляется с учетом условий и конкретного хода трансформационного процесса в каждой стране. В современной России превалирует курс власти на укрепление административного потенциала. Это закономерно, так как потеря управляемости может привести к дестабилизации политической системы. К примеру, если в странах Западной Европы слабеет государство, то могут образоваться определенные структуры гражданского общества, которые в силах обеспечить правопорядок и поддержать стабильность. В свою очередь, в России при слабости атрибутов государства может вовсе наступить политико-правовой кризис. Причина заключается в низком уровне мобилизационных и адаптационных возможностей российского социума на современном этапе. Таким образом, «государственный авторитаризм может быть полезен обществу лишь в той мере, в которой способствует его движению к демократии и господству права, независимо от того, какую моральную, религиозную, экономическую, национальную, социальную и прочую легитимирующую основу авторитарный режим подводит под свое существование»[90].
В некоторых странах механизм государства, делая акцент на строительстве сильного государства с высоким административным потенциалом, вводит постепенно в политическую систему «вертикаль власти». Такая политическая ситуация говорит не столько о поражении государства, сколько о поражении принципа законности. Как справедливо отмечено В.Б. Пастуховым, «вопрос о законности и вопрос о правовом государстве - не одно и то же. Без правового государства определенные общества могут достаточно долго и успешно развиваться. Отсутствие законности зачастую ставит под вопрос само существование государственности, а вместе с ним и общества»[91]. Поэтому режим законности может быть как выражением справедливости в демократическом государстве, так и проявлением крайнего неравенства и произвола в авторитарном государстве. Ее соблюдение свидетельствует об эффективности государственной власти, а отсутствие говорит о ее власти.
Рассматривая перспективы социально-экономического и политико-правового развития современной России, важно указать роль процесса модернизации. Этот процесс - способ выхода из тупиков трансформационного процесса. Модернизация оставляет надежду ликвидировать причины несформированности общественно-политической системы. Положение об относительной универсализации социального развития мира позволяет достаточно продуктивно использовать для анализа современных политических трансформаций теорию модернизации, выстроив тем самым взаимосвязь между отдельными текущими трансформациями.
В научном сообществе процесс модернизации отождествляют с процессом реформирования. Она не может обойтись без процесса реформирования, который важен как фактор формирования модернизированной элиты, выработки эффективной модели управления процессом модернизации. Таким образом, процесс реформирования важен как фактор:
1) формирования модернизированной структуры общества и политической элиты;
2) создания механизмов вертикальной социальной мобильности;
3) выработки модели управления процессом модернизации[92].
Таким образом, оценивая перспективы модернизации современного Российского государства на базе концепции европеизации, важно иметь в виду тот сложный опыт, через который она проходит. Возможность использования понятия «модернизация» ограничена, так как в этой парадигме категориальный аппарат далек от идеала и носит оценочный характер.
Сегодня «неопределенность институциональной среды» - основная характеристика процесса трансформации, которая приводит к нестабильности и затягивает процесс трансформации, но может и являться эффективным фактором развития. Существует распространенная версия, что «слабое государство - ключевой фактор российской трансформации»[93]. К примеру, особенностью посткоммунистических реформ являлись системные преобразования, которые осуществлялись в условиях слабости государственной власти. Данное мнение является не совсем верным. Состояние неопределенности трансформационного процесса не может сохраняться долго. Выход из нее может иметь различные траектории: в сторону демократии, авторитарного режима, неформального институционального строительства и др. В государствах, переживающих трансформационный процесс, возникает неопределенность в функционировании новых институтов. Речь идет о неформальном и институциональном «наследии прошлого», которое со временем закрепляется в политической культуре государства, задавая со временем определенную траекторию развития институциональной среде государства. Таков вектор перехода к правовому государству на современном этапе в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая признаки государства в правовых учениях, изменению подходов к определению их состава и классификации, можно отметить следующее:
Во-первых, признаки государства – это качественные черты государства, выражающие не только его наиболее яркие особенности по сравнению с другими подобными организациями, но исторически идентефицирующие государство в качестве такового.
Во-вторых, в современной науке нет однозначного видения ни состава признаков государства, ни сущностной характеристики каждого из них.
В-третьих, несмотря на относительную малочисленность признаков, в науке появляются их классификации по различным признакам: выделяются признаки, отличающие государство от организации власти в первобытнообщинном обществе, и признаки, отличающие государство от иных организаций современного общества.
В-четвёртых, в XX веке появляются теории, согласно которым для государств разных исторических эпох характерен различный состав обязательных признаков. Их авторы в качестве аргумента приводят многочисленные примеры ранних государств, не обладающих в полной мере общими признаками государства (например, территориальным делением населения и власти), но в то же время являющихся государствами в сравнении с догосударственной стадией развития общества. Другие исследователи говорят о том, что на постиндустриальной стадии развития состав признаков также может быть иным, так как публичная власть может (и должна) быть заменена общественным самоуправлением, которое, но мнению большинства учёных, не является институтом публичной власти, а, скорее, отстаивает частноправовые интересы определённого сообщества. В этой связи, отдельными учёными предлагаются различные составы признаков государства различных стадий исторического процесса. Однако, на наш взгляд, государство является универсальным понятием, и отнесение того или иного института или образования к государству должно происходить на основании единых для всех эпох и типов государств универсальных признаков.
Все признаки государства неразрывно взаимосвязаны между собой, и выделять наиболее значимый (или значимые) среди них вряд ли правомерно. Однако на основании исследования признаков государства в теории и практике межгосударственных отношений и в федеративных отношениях различных государств во главу угла ставится понятие «суверенитет», и основные дискуссии, ведущиеся законодателями и теоретиками права, сводятся к проблеме обладания суверенитетом, а, следовательно, и государственным статусом.
Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.
Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агеев Г.В. Особенности современного этапа трансформации политической системы России // Власть. 2017. N 4. С.6-15.
- Административные реформы в контексте властных отношений: опыт постсоциалистических трансформаций в сравнительной перспективе / под ред. А.Н. Олейника, О.В. Гаман-Голутвиной. М., 2014. - 703 с.
Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. М., 2015. - 744 с.
- Антанович Н.А. Теория политических систем: Учеб. пособие. Минск: ТетраСистемс, 2015. – 208 с.
Античные философы и их произведения. Ростов-на-Дону, 1992. – 268 с.
- Бабурин С.Н. Территория государства: Правовые и геополитические проблемы. М.: Изд-во Московского государственного университета. М., 2015. – 480 с.
- Базаров Б.В. Рецензия на монографическое исследование Д.А. Ивайловского на тему "Государственно-правовые явления как закономерности эволюции институтов государственности (на материалах Республики Бурятия)" // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 4. – С.12-18.
- Веденеев Ю.А. Теория и практика переходных процессов в развитии российской государственности // Государство и право. 2013. N 1. С.107-117.
- Гельман В.Я. Россия в институциональной ловушке // Pro et Contra. Т. 14. 2015. N 4 - 5. С.106-123.
Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права. М., 2015. – 832 с.
- Гревцов, Ю.И.; Козлихин, И.Ю. Энциклопедия права: учебное пособие. Издательство: СПб: СПбГУ. 2015. – 772 с.
Гришин Л Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства. Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. М., 2014. – 272 с.
Демократия: Теория и политическая практика: метод. рекомендации по курсу «Политология» /Панина Н.В., Коньков П.А. М., 2014. – 623 с.
- Елизаров М, В. Современное государство в эпоху глобализации: социально-философский анализ: автореф, дис.... канд, философ, наук. Уфа, 2015. – 34 с.
Еллинек Г. Общее учение о государстве / вступ. ст.: Козлихин И. Ю. - С-Пб., 2014. – 752 с.
История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2014. - 944 с.
- Каппелли О. Досовременное государственное строительство в постсоветской России // Прогнозис. 2014. N 1 (17). - С. 131 - 175.
- Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2014. – 213 с.
- Клименко А. В., Румынина В. В. Теория государства и права. М., 2016. – 75 с.
- Княгинин К.Н. Общее учение о государстве в системе немецкого правоведения // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 2. – С.22-26.
- Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1914. – 623 с.