Файл: Понятие и виды правосознания (Правосознание: понятие, структура, виды, правовая культура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. ЗНАЧИМОСТЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Воспитание – это именно тот процесс, который во многом определяет уровень социализации личности. Это касается всех без исключения сфер жизни: духовной, общественной, правовой, культурной и т.д. Приобщение к нравственным ценностям играет очень важную роль в процессе формирования личности, так как без него человек просто не сможет полноценно сосуществовать с обществом.

Социализация определяет степень подготовленности человека к жизни в обществе. Люди, которым не оказывалось должного воспитания (правового в том числе), более склонны к девиантному и делинквентному поведению. Ярким примером являются дети-Маугли. Это люди, которых процесс социализации полностью обошёл стороной. Конечно, дети-Маугли являются, скорее, исключениями из правил, однако можно с уверенность сказать, что без умышленного воздействия на личность и прививания ей определенных ценностей, общество давно бы погрузилось в хаос.

В чём же важность именно правового воспитания? Право–это самый сильный регулятор общественных отношений. Это то, на чём во многом и держится благополучие нашего общества. Через правовое воспитание осуществляется не только передача юридический знаний от одного субъекта к другому, но и приобщение человека к идеям уважительного отношения к закону, борьба с правовым нигилизмом.

Каждый гражданин должен знать хотя бы основы законодательства страны, в который он проживает. Базовые права и обязанности, а также основы конституционного строя прописаны в основном законе страны - Конституции[22]. Для того чтобы быть полноценной ячейкой общества, человеку необходимо осознавать степень дозволенности своих действий. Эта степень и выражается в правах гражданина. Однако существуют и обязанности, которые каждый неукоснительно должен выполнять.

Знание основ конституционного строя и других основ законодательства способствует развитию определенной гражданской позиции. Многие люди отождествляют такие понятия, как власть и закон. Однако далеко не всегда представители власти осуществляет свою деятельность в рамках законодательства. Дело может касаться даже статей Конституции, которые могут нарушаться. Оценка действия органов власти способствует развитию тех или иных политических убеждений у гражданина, развитию правового сознания личности.

Юридическая грамотность необходима и в обыденной жизни. Каждому гражданину понятно, что, допустим, убийство другого человека – юридически наказуемая вещь, однако правовая осведомленность проявляется в более глубоких аспектах. Например, обращение в суд, сам процесс судопроизводства, подача различных заявлений, трудоустройство, и даже процесс создания семьи – всё это регулируется правом. Проблема состоит в том, что огромная часть населения совершенно не социализирована в правовом плане. Некоторые люди банально не знают, что делать, если их права нарушается. Этим во много и объясняется боязнь граждан различного рода силовых структур, в частности сотрудников полиции. Человек чаще всего не знает, как защитить себя от неправомерных действий представителей власти. Для этого нужно помнить, что любые незаконные действия уполномоченных органов юридически наказуемы, поэтому каждый гражданин должен знать пределы полномочий тех или иных представителей власти. Только обладая определенным уровнем юридической осведомленности можно защитить и отстоять свои законные права. Данная задача достигается именно правовым воспитанием во всех его проявлениях: правовая пропаганда, правовое обучение, самообразование.


Однако низкий уровень юридических знаний далеко не единственная проблема. Гораздо больший урон обществу наносит процветающий правовой нигилизм.

Проблема правового нигилизма вовсе не уникальна для современного российского общества. Неуважительное отношение к закону – отличительная черта русского менталитета[23].

Ещё А.И. Герцен высказывал мысль о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. «Русский, какого бы звания он ни был обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; точно так же поступает и правительство»[24]. М.И. Салтыков-Щедрин считал, что «суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Многие известные писатели и историки 19-ого века имели схожую позицию. Среди них можно выделить: В.О. Ключевского, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого.

В СССР использовались в большей мере не правовые, волюнтаристские методы правления[25]. Это во многом было обусловлено тем политическим режим, который сложился в стране.

Правовой нигилизм свойственен и для современной России, и, можно сказать, даже получил активное развитие. Причиной этому служит множество самых различных факторов: высокий уровень бюрократизма, лоббизм чиновников, экономические факторы, в частности низкий уровень материального благополучия большей части населения, неуважительное отношение к закону, встречающееся на всех уровнях общества, низкий уровень правового сознания и правовой культуры большей части населения страны.

И правовое воспитание играет тут важнейшую роль. Особенно четко это можно проследить, если обратить внимание на уровень правовой культуры такой социальной группы, как молодежь. Именно эту категорию людей чаще всего привлекают идеи девиантного и делинквентного поведения. Это детерминируется особенностями данной социальной группы: переходностью положения, нигилизмом по отношению к окружающей действительности, максимализмом, критическим отношением к старшему поколению и т.д. Конгломерат вышеперечисленных факторов создают нравственную основу, которая определяет мотивы деятельности молодежи.

Молодежь – та категория людей, на которых в большей степени должно быть направлено правовое воспитание. Незаложенные в подростковом возрасте основы правовой культуры будет впоследствии практически невозможно привить уже взрослому человеку. А высокий уровень преступности (и не только среди подростков) обусловлен во многом тем, что в обществе отсутствует необходимый уровень правовой культуры, который и должен достигаться правовым воспитанием.


Следует также сказать о проблеме, которая очень актуальна именно для нашего времени. Среди молодежи активное развитие получает такая тенденция, как тяга к преступной, криминальной романтике. Молодые люди, которые в виду своего возраста особо подвержены различного рода пропаганде, романтизируют криминальную культуру. И, как мне кажется, государство не уделяет этой проблеме должного внимания. Говоря о последствиях таких влечений к криминалу, я бы хотел привести данные Генпрокуратуры о подростковой преступности в разных регионах России за 2016 год[26]. Самый большой процент преступлений среди молодого поколения был зафиксирован в Сибири и Забайкалье. Эта закономерность вовсе не случайна. Она обусловлена множеством причин, одной из которых является развитие в регионе субкультуры, основанной на тюремной идеологии.

Особенно активно тюремная идеология распространяется через социальные сети и интернет. Государство не придает этому факту должного внимания, как следствие, никак не контролирует данную сферу. Нет какого-либо нормативного акта, запрещающего пропаганду криминальной субкультуры среди молодёжи.

Также идеология тюремного мира опосредованно пропагандируется через искусство, в частности музыку и кинематограф. Доступ к такой информации необходимо ограничить для несовершеннолетних, которые в процессе взросления лишь начинают выстраивать своё мировоззрения.

Однако все вышеперечисленные примеры вытекают в большей степени лишь из одного фактора – недостаточно эффективного правового воспитания. И действия государства, направленные на решения данной задачи, видны невооруженным глазом. Активно правовое воспитание осуществляется через СМИ и телевидение. Представители власти организуют различного рода консультации, семинары илекции. А таким дисциплинам, как обществознание и право уделяется всё большое внимание на средней ступени образования.

Как вывод, хотелось бы сказать, что роль правового воспитания в процессе формирования правосознания и правовой культуры нельзя недооценивать. Только через правильную воспитательную политику, проводимую государством, можно достичь необходимого уровня правовой грамотности населения. А вечную проблему русского народа – правовой нигилизм – можно будет победить лишь тогда, когда русский человек научится ценить и уважать закон. И без правового воспитания здесь никак не обойтись.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правосознание и правовая культура являются неотъемлемыми составляющими правового мировоззрения любого гражданина. Уровень развитости этих категорий играет очень важную роль как для самой личности, так и для всего общества. Эти понятия во много определяют деятельность человека: то какую гражданскую позицию он будет занимать, как будет относиться к правовой системе государства и к праву в целом. Для государства важнейшую роль играет именно уровень правовой культуры и развитость правового сознания населения. От этих критериев напрямую зависит благополучие всей общественной сферы.

Правосознание является зеркалом правового мировоззрения человека. То есть это совокупности взглядов, идей, представлений, а также эмоций чувств, определяющих отношение человека к праву.

Говоря же о правовой культуре, следует сказать, что оно не менее важно для общества, нежели правовое сознание. Ведь это целая совокупность моральных и материальных ценностей в области права, а также юридическая осведомленность. Она в процессе своего развития прошла множество уровней исторического развития. Достигнутый уровень правовой культуры общества обусловлен множеством взаимосвязанных процессов. И одной из важнейших задач, ставших перед нашим обществом в правовой сфере, является развитие правовой культуры всей цивилизации.

Оба понятия – правовая культура и правосознание – неразрывно связаны с ещё одним крайне важным явлением – правовым воспитанием.

Правовое воспитание – это достаточно многогранное понятие. Его можно обозначить как систему мер воспитательного воздействия на личность, как определенную функцию государства.

Правовое воспитание можно с уверенностью отнести и к системе общего воспитания личности, так как оно достаточно тесно взаимодействует и переплетается с нравственным, политическим видами воспитания. Причем играет важнейшую роль в процессе, скажем, политического воспитания. Так как процесс воспитания – вещь взаимосвязанная, и её разные формы неразрывно переплетены между собой и оказывают друг на друга сильнейшее влияние.

Состояние правопорядка, глобализация процессов, определяющих отклоняющееся поведение молодежи – все это является теми факторами, которые объясняют актуальность такого понятия, как правовое воспитание. Оно по праву должно претендовать на роль одного из главнейших разделов в общей системе воспитания всего населения, всех его слоев, различных социальных и профессиональных групп. Правовое воспитание юридически социализирует личность и подготавливает её к жизни в правовом обществе.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ИСТОЧНИКИ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 года, № 237.
  2. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" // Российская газета от 26 февраля 2013 г. № 6017.

ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНИКИ И МОНОГРАФИИ

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2014. - 410с.
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2016.
  3. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2014. - 640с.
  4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2014. - 512с.
  5. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. 2017. – 640с.
  6. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2014. - 832с.
  7. Бошно С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2015. -400 с.
  8. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2015. - 345с.
  9. Елеонский В.О. Страницы истории: права граждан и теория советского права // Гражданин и право. 2013. - № 6.С 55-61.

АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

  1. Зрячкин А.Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12. 00. 01. – Саратов, 2007. – 27 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Бабаев В. К. Теория государства и права [Электронный ресурс]: Электронный учебник / под ред. В. К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 716 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru.(дата обращения: 03.05. 2019).
  2. Протасов В. Н. Теория государства и права[Электронный ресурс]: Электронное учебное пособие для вузов / В. Н. Протасов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 193 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru. (дата обращения: 07.05.2019).

Рейтинг стран по уровню преступности [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://gotoroad.ru/best/rejting-stran-po-urovnyu-prestupnosti. (Дата обращения: 10.05.2019).

  1. Газета Известия Генпрокуратура составила рейтинг субъектов РФ по количеству совершенных подростками преступлений [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iz.ru/news/660388. (Дата обращения: 13.05.2019).