Файл: Понятие и виды правосознания (Правосознание: понятие, структура, виды, правовая культура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К сожалению, большое количество граждан не имеют даже малейшего представления о своих фундаментальных правах, которые изложены во второй главе Конституции Российской Федерации[15]. Без знания основных, базовых прав и обязанностей человек не может осознать степень дозволенности своих действий и действий других участников правоотношений, что, безусловно, часто приводит к разного рода социальным конфликтам.

Необходимо также сказать, что правовая культура не только напрямую регулирует общественные отношения в правовой сфере, но и других областях, косвенно связанных с правом. Во многом это объясняет, тот факт, что государство всячески пытается повысить уровень юридической культуры граждан. Поэтому такая дисциплина как право преподается не только в специализированных учебных заведениях, готовящих будущих специалистов в юридической сфере, но и в общеобразовательных учреждениях, где рядовые ученики постигают азы правовой сферы. Это также обусловлено и тем, что так или иначе каждый из нас соприкасается с правом, а банальное незнание базовых основ правовой системы государства может выльется впоследствии в серьезные проблемы как для субъекта правоотношений, так и для всего общества. Правовая безграмотность и намеренное пренебрежение нормами права порождают множество социальных конфликтов. В этой ситуации ещё одной важнейшей задачей государства является построение правовой дисциплины среди граждан, которая напрямую зависит от уровня правовой культуры общества. Недостаточно просто знать закон, необходимо также стремиться его соблюдать. Без контроля со стороны государства в обществе всё большее распространение будет получать правовой нигилизм (о котором мы поговорим чуть позже) и такое часто встречающееся явление, как неуважение к закону. Нетрудно догадаться, к чему это в итоге приведёт.

Итак, мы выяснили, что правовая культура представляет собой определенный качественный уровень правовой жизни. Следующий шаг – разобраться в структуре правовой культуры. Она включает в себя три уровня: правовая культура личности, отдельной социальной группы и юридическая культура общества. Стоит отметить, что отдельное внимание следует уделять правовой культуре должностных лиц. Так как именно от действий этих людей во многом зависит благополучие всего общества.

При анализе правовой структуры общества принимаются во внимание следующие факторы: уровень правосознания, справедливость законодательства, эффективность судебной систем, принятые и защищаемые права граждан, уровень правого порядка, юридическая грамотность населения, оценка правоохранительных органом и т.д. Лишь рассматривая все эти факторы в совокупности можно судить об уровне правовой культуры общества.


Следующие же параметры являются качественными показателями правовой культуры личности: приемлемый уровень правосознания, информированность, осведомленность о действующих в стране законах, соблюдение законодательных норм, правильное осознание своих прав и обязанностей, а также понимание прав других субъектов правоотношений, и отсутствие правовой индифферентности, то есть противоборство беззаконию и преодоление правового нигилизма.

В начале моих рассуждений о правовой культуре был задан вопрос: «Почему же правовой культуре в современном мире уделяется такое значение?» Самая главная причина заключается в том, что от правовой культуры во много зависит благополучие всей жизни общества. Это очень важный элемент правовой системы, которому многие люди не придают должного значения. Государство можно сравнить с высоким, многоэтажным домом, в котором люди выступают в роли строительного материала. Прочность всего строения напрямую зависит от качества ресурсов, применяемых в строительстве. Так же и в нашей с вами жизни. Благополучие всего общества должно быть целью каждого субъекта правоотношений. И здесь неприменим принцип: «Каждый сам за себя». Человек не может юридически обособиться от общества. Реалии современной жизни заставляют нас взаимодействовать с государством и правовой системой. Связующим звеном же между государством и гражданином выступает не что иное, как право. А, как уже говорилось раннее, «правое качество» жизни неразрывно связано с таким понятием, как правовая культура, уровень которой в нашей стране, к сожалению, по-прежнему остается на достаточно невысоком уровне. Повышения правовой грамотности и юридической культуры общества – процесс отнюдь непростой, проблематичный и довольно долгий. Однако без усилий не бывает результата, именно поэтому государство активно пытается решить проблему низкого уровня правовой культуры населения, используя самые разные методы. И всё это лишь для одной цели – повышение общественного благополучия и правопорядка. Однако эта задача невыполнима без приемлемого уровня правовой культуры общества.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ


2.1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

В предыдущем разделе были достаточно подробно рассмотрены такие понятия, как правосознание и правовая культура. Было сказано большое количество слов об их важности, предназначении и ценности для современного мира. Однако из всех тех рассуждений возникает довольно логичный вопрос: с помощью какого инструмента можно достичь необходимого уровня правового сознания и правовой культуры? Этим инструментом является правовое воспитания.

Встречаются самые разные формы воспитания личности: идеологическое, морально-нравственное, патриотическое, политическое, культурное, духовное и т.д. Все они комплексно оказывают влияние на сознание человека, его мировоззрение и во многом определяют формы поведения и мотивы деятельности индивида. Однако в большей степени нас будет интересовать правовая форма воспитания, которая, не являясь исключением, по-своему оказывает на человека воспитательный эффект.

Какой же смысл заложен в понятии правовое воспитание? Н.И. Матузов и А.В. Малько дают следующую трактовку данному термину: «это целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан»[16]. Из этого определения можно понять: процесс правового воспитания гражданина представляет собой целенаправленную передачу ему знаний, повышающих уровень его правового сознания и правовой культуры. Одним словом, юридическое воспитание личности. Этот процесс конструирует не только правовую базу в сознании индивида, но и духовно воспитывает его, наделяя его навыками, которые необходимы ему для полноценного взаимодействия с другими членами общества.

Обычно рассуждают о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, которые являются представителями государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих, всё-таки, оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.


Говоря о необходимости правового воспитания личности, важно упомянуть о целях, которые преследует данное явление. Одной из важнейших задач является выработка у гражданина здорового чувства права и прогрессивного юридического мировоззрения[17]. Уровень правовой воспитанности детерминирует социальную подготовку гражданина как активного члена общества. Для полноценного взаимодействия с общественной средой человеку необходима аккумуляция правовых навыков и знаний, которые впоследствии помогут ему отстаивать и защищать свои права законными методами.

Юридически социализированный человек уважает закон, не проявляет индифферентного отношения к несправедливости, по мере своих возможностей борется с противоправными действиями и беззаконием.

Почему так важно оказывать внешнее давление на гражданина, воспитывая его? В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в общественную жизнь, переход ее к участию в функционировании гражданского общества и государства. Однако уже в ходе социализации могут возникать искажения и деформации, которые и приводят впоследствии к появлению у человека криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения[18].

Без целенаправленного воспитательного воздействия на индивида, у него может складываться неправильное понимания права. Сделанные им самостоятельно умозаключения и всяческого рода силлогизмы могут приводить (что чаще всего и происходит) к формированию у гражданина деформированного правового сознания и развитию правового нигилизма.

Условиями, способствующими распространению правового нигилизма, являются несовершенство законодательства Российской Федерации и практикиего применения, избирательность в применении норм права, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, справедливость санкций за их нарушение.

Следует несколько слов сказать и о деформации правосознания. Это такое состояние, когда у его носителей формируются определенные взгляды, чувства, настроения, эмоции, переживания, своеобразные идеи, представления, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают негативное отношение к действующему праву, правосудию и законности, что, следовательно, и приводит к формированию отрицательно ориентированному правосознанию.

Правовое воспитание всегда достаточно сильно ограничено реальной правовой практикой. Затруднительно оказывать на человека позитивное влияние, внушая ему те или иные ценности, когда уважение к этим самым ценностям отсутствует в правосознании и деятельности людей, играющих роль «воспитателя». Важно не только убедить человека в важности жизни «по закону», но и подкреплять свои слова реальной правовой практикой, что, к сожалению, не всегда реализовывается в нашей стране, где высказывания всевозможных должностных лиц и государственных служащих часто разнятся с их деятельностью. Роль законной правовой деятельности властных органов в процессе правового воспитания трудно переоценить, ведь именно эти люди, в чьих руках и сосредоточена власть, должны показывать положительные примеры того, как нужно поступать в той или иной ситуации, руководствуясь только законными методами и не используя своё высокое положение для решения своих собственных проблем. То есть нужно стремиться к построению правового государства, в котором в полной мере реализуется принцип верховенства закона. Гражданину трудно проявлять уважение к закону, трудно впитывать идеи, которые в него пытаются заложить в процессе правового воспитания, если он не будет ощущать важности и реальной эффективности этих самых идей. Личность, которая критически оценивает окружающую его правовую действительность, не способна юридически воспитывается, если осознает, что люди, пытающиеся его воспитать, сами не придерживаются изложенным установкам.


Для полного осознания сущности такого процесса, как правовое воспитание необходимо разобрать формы правового воспитания. Выделяют следующие формы: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самообразование[19].

Правовая пропаганда является наиболее распространенным способом правового воспитания. Это обусловлено тем, что под данную форму попадает наиболее широкий круг лиц. В той иной степени правовой пропаганде подвергается каждый гражданин. Она включает себя самые разные процессы передачи юридических знаний: разного рода лекции, беседы, консультации; издание книг; пропаганда с помощью средств массовой информации: телевидения, радио, газет и т.д.

Правовое обучение осуществляется через передачу и усвоение знаний в высших учебных заведениях и других специализированных учреждениях (школах, училищах, техникумах, колледжах).

Юридическая практика как процесс правового воспитания реализуется, как правило, через повседневный правовой опыт (участие в судебных процессах, пользование услугами адвокатов и юристов, правоохранительная деятельность).

Самообразование является не менее важной формой правового воспитания, роль которого часто недооценивается как государством, так и самим гражданином. Тут следует сказать, что органам властинеобходимо мотивировать и подталкивать человека к правовому самообразованию, а сам гражданин, осознавая важность юридической эрудиции, должен стремиться развиваться свой правовой кругозор.

Отдельное слово следует сказать и методах правового воспитания, из которых обычно выделяют такие методы, как убеждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика и всевозможные другие способы и приёмы воздействия на сознание и поведение субъектов[20].

В завершении рассмотрения понятия и форм правового воспитания необходимо сказать о важности формирования у каждого гражданина верного понимания роли права в жизни общества, его ценность, необходимость[21]. Также каждый юридически социализированный индивид должен обладать развитым чувством собственного достоинства и стремлением, руководствуясь законом, отстаивать свои права.