Файл: Деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации по реформированию системы здравоохранения (Управление системой здравоохранения в Красноярске).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С одной стороны, это необходимо как для развития здравоохранения, так и для приближения высокотехнологичной медицинской помощи к населению. Для этого необходимо обучать как можно больше специалистов данным методам. Трехуровневая система медицинской помощи - это адекватный способ организации современной медицины. Каждый уровень решает свои задачи. Первый уровень ориентирован на первичный прием, профилактику и амбулаторное лечение. Второй - работает с более сложными проблемами, зачастую требующими стационарного лечения. Третий — это медпомощь, дающая эффект в наиболее сложных случаях, многие из которых ранее считались безнадежными[25].

Важнейшая характеристика первичной медико-санитарной помощи - ее территориальная доступность. Для каждого региона определены задачи по созданию недостающих медицинских ресурсов первичного уровня.

По словам врача, трехуровневая система позволит «разделить компетенции» медицинских учреждений, что приведет к повышению их эффективности. Особое значение это будет иметь для первичного амбулаторного звена, так как именно на него ложится очень большая нагрузка и отделение его от других стадий выгодно как врачам, так и пациентам.

Активизация диагностических и профилактических мероприятий уже дает свои результаты. Так, массовая вакцинация населения позволила в десять раз уменьшить заболеваемость гриппом.

Основные больничные койки предлагается переместить на второй уровень системы здравоохранения. Укрупнение лечебных стационаров, конечно, дает возможность более эффективно использовать и оптимизировать имеющиеся ресурсы. Но главная цель - создание необходимых условий для внедрения в массовую врачебную практику современных методов лечения.

Необходимо создать службу экстренной специализированной медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях. Расположение таких центров позволяет доставлять в них пациентов в течение «терапевтического окна», когда медпомощь наиболее эффективна. Для обеспечения этих сроков предлагается до конца 2018 года в Красноярском крае создать единую централизованную диспетчерскую службу скорой помощи. При помощи системы ГЛОНАСС она позволит оптимизировать маршрутизацию больных и сократить время доставки пациента в стационар.

Вместе с тем с позиций доступности высококачественных социальных услуг жители сельских территорий находятся в зоне повышенного риска по ряду причин. Прежде всего, социальная инфраструктура имеет сетевую организацию, что приводит к пространственной удаленности мелких населенных пунктов от ее узловых элементов. Вторая причина следует из первой: неравномерность сети подразумевает нерегулярный характер насыщенности ее элементов финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами, при этом периферийные зоны обеспечиваются слабо не только количественно, но и качественно. Можно возразить, что различия городских и районных медицинских учреждений в уровне квалификации медицинского персонала являются спорным и сложно доказуемым фактом, однако он все же имеет основания.


Крупный город предоставляет значительно больше возможностей для повышения квалификации, обмена опытом и распространения новой актуальной информации, а также новых технологий, что является важным моментом для молодых специалистов. Наконец, в городе значительно жестче конкуренция кадров за рабочее место, тогда как на селе администрация медицинского учреждения ограничена узкими границами в выборе персонала. Поэтому квалификация врача, работающего в сельской амбулатории, при

прочих равных условиях будет ниже, чем квалификация аналогичного

62специалиста, занятого в крупной больнице регионального значения. Иными словами, жители села обречены на более «скромное» медицинское обслуживание, чем жители крупных городов. В качестве подтверждения этого факта приведем данные субъективной оценки жителями Красноярского края удовлетворенности качеством медицинской помощи в сравнительном контексте разделения на территории и виды медицинских услуг.

Коэффициент удовлетворенности населения качеством медицинской помощи в муниципальных районах заметно ниже, чем в крупных городах, практически по всем основным ее видам. Особенно это касается качества диагностики, скорой и госпитальной медицинской помощи. Заметное неравенство складывается в части получения скорой медицинской помощи.

Важным шагом в этом направлении стала Программа «Земский доктор», реализуемая в стране с 2012 года, позволившая привлечь в сельские населенные пункты молодых специалистов. В Красноярском крае продолжает действовать программа «Земский доктор», по которой молодые специалисты, заключившие договор на трудоустройство в территориях края, получают единовременную выплату в размере одного миллиона рублей.

Право на получение единовременной компенсационной выплаты возможно при наличии одновременно нескольких критериев (в т.ч. возраст, образование и пр.). На участие в программе могут претендовать кандидаты в возрасте до 50 лет. У медицинского работника должно быть высшее профессиональное образование и диплом об окончании интернатуры или ординатуры.

С этого года для поступления в участковую службу достаточно иметь сертификат или свидетельство о прохождении профессиональной аккредитации. Кандидат должен быть готов к прибытию на работу или переезду в сельский населенный пункт края после окончания высшего учебного заведения. Заключение трудового договора сроком не менее чем на 5 лет происходит между медицинским работником и медицинской организацией. Заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты осуществляется между медицинским работников и министерством здравоохранения края. Программа ориентирована на пополнение медицинскими кадрами сельских учреждений здравоохранения. На сегодняшний день укомплектованность врачами в территориях составляет около 60 %. Программа «Земский доктор» действует с 2012 года, за эти три года в рамках этой программы пожелали работать на селе 417 специалистов.


В 2016 году для работы в территории края прибыло 100 врачей, получивших единовременные компенсационные выплаты. В 2017 году договор о трудоустройстве заключили 67 человек[26].

Но стоит отметить, что привлечение молодых специалистов имеет ряд особенностей. Во-первых, вновь пришедшие молодые специалисты не обладают необходимым практическим опытом, нуждаются в обучении. Во- вторых, приход новых специалистов, обеспечив снижение совместительств, приведет к «размыванию» фонда оплаты труда и снижению заработной платы персонала. Органы исполнительной власти ставят проблему кадрового дефицита в медицинских организациях региона в перечень приоритетных, однако действия по изменению положения дел пока не привели к заметным результатам. Последнее не говорит о неэффективности и необходимости пересмотра государственной политики по устранению кадровых диспропорций в здравоохранении, поскольку выбранная стратегия в своей основе является конструктивной, однако ощущается необходимость активизации действий в рамках данной работы.

Необходимо предложить несколько новаторских идей, которые могут усовершенствовать процесс здравоохранения в Красноярском крае.

  1. Назначение анализов в электронном виде и получение их результатов также в электронном виде уже с этой осени. Возможность появится благодаря новой системе - централизованному лабораторному сервису ЕМИАС, который охватит все виды тестов. Врачи смогут назначать лабораторные исследования электронно, далее назначения будут автоматически поступать в лабораторию.

После этого их результаты в режиме онлайн появятся на компьютере врача, оформившего назначение.

Кроме того, необходимо ввести электронные медкарты. Создание медкарт в электронном виде будет в компетенции врачей. На карте хранится информация о заболеваниях пациента, визитах к врачу, назначенных препаратах, больничных листах. Электронная медицинская карта доступна всем врачам, работающим в системе ЕМИАС, поэтому даже если пациент перейдет лечиться в другую городскую поликлинику, ее врачи тоже будут иметь доступ к карте. Доступ к ней имеют и сотрудники скорой и неотложной помощи. Данная мера существенно поможет в лечении пациентов. Для сокращения заполнения документов целесообразно предложить голосовой анализатор при приеме, который бы записывал и транслировал в текст жалобы пациента и рекомендации врача. На современном уровне развития информационных технологий проблем во внедрении возникнуть не должно.


  1. Для оптимизации работы необходимо также предложить введение проекта «Хронический пациент». В каждом медучреждении должны появиться врачи, которые будут целенаправленно и индивидуально работать с пациентами, страдающими серьезными хроническими заболеваниями (их чаще госпитализируют по скорой помощи в остром состоянии, если лечение велось без должного контроля, что, в свою очередь, серьезно влияет на загруженность экстренной помощи).
  2. Проанализировав исполнение бюджета в сфере здравоохранения был сделан вывод, что полное исполнение бюджета не происходит. В связи с этим можно выделить дополнительные средства, допустим на гранты для городских или поликлиник муниципальных районов.

В целях улучшения обслуживания пациентов можно ввести проект «Лучшая больница», за победу в котором поликлиника получит грант на развитие. Грант представляется возможным присваивать ежегодно в двух категориях - детской и взрослой. По сути, поликлиники будут соревноваться друг с другом, повышая качество своей работы с пациентами, а выигранные деньги смогут потратить на зарплаты врачам и медсестрам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы была проанализирована система здравоохранения Красноярского края, была оценена Государственная программа «Развитие здравоохранения» в Красноярском крае. В результате оценки были выявлены следующие проблемы:

  • недостаточная автоматизированность системы здравоохранения в Красноярском крае;
  • отсутствие понятия и процедур определения взаимозаменяемости лекарственных средств является барьером входа на рынок лекарственных препаратов, средством дискриминации российских лекарственных препаратов и устранения конкуренции в гражданском обороте и на торгах;
  • несоответствие программ развития здравоохранения в Красноярском крае.

Соответственно выявленным проблемам были предложены следующие пути решения: назначение анализов в электронном виде и получение их результатов также в электронном виде уже с этой осени. Возможность появится благодаря новой системе - централизованному лабораторному сервису ЕМИАС, который охватит все виды тестов.

Врачи смогут назначать лабораторные исследования электронно, далее назначения будут автоматически поступать в лабораторию. После этого их результаты в режиме онлайн появятся на компьютере врача, оформившего назначение. Кроме того, необходимо ввести электронные медкарты.


Создание медкарт в электронном виде будет в компетенции врачей. На карте хранится информация о заболеваниях пациента, визитах к врачу, назначенных препаратах, больничных листах.

Электронная медицинская карта доступна всем врачам, работающим в системе ЕМИАС, поэтому даже если пациент перейдет лечиться в другую городскую поликлинику, ее врачи тоже будут иметь доступ к карте. Доступ к ней имеют и сотрудники скорой и неотложной помощи. Данная мера существенно поможет в лечении пациентов.

Для сокращения заполнения документов целесообразно предложить голосовой анализатор при приеме, который бы записывал и транслировал в текст жалобы пациента и рекомендации врача. На современном уровне развития информационных технологий проблем во внедрении возникнуть не должно.

Созданию реестра лекарственных средств. Государственный реестр лекарственных средств содержит перечень отечественных и зарубежных лекарственных средств, разрешенных к медицинскому применению в Российской Федерации.

Для улучшения системы здравоохранения на территории Красноярска необходимо приведение к единым параметрам программ развития. Динамика целевых индикаторов должна быть обоснована и рассчитана, для того, чтобы логика расчета была прозрачна и ясна. Предлагается выделить в отдельную подпрограмму «Совершенствование системы лекарственного обеспечения в Красноярском крае, в том числе амбулаторных условиях».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  2. Аверин, Ю. П. Медико-социологический подход к исследованию качества жизни и его состояние в условиях современной России / Ю. П. Аверин // Ломоносовские чтения. - 2015.
  3. Акатова А.А., Шарова Л.В., Аминова А.А. Влияние техногенных факторов окружающей среды на состояние здоровье детей / А.А. Акатова, Л.В. Шарова, А.А. Аминова // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: сб. тр. II Всерос. науч.практ. конф. - Уфа, 2016. - Ч. 1. - С. 19-21.
  4. Арутюнян Р.В., Воробьева Л.М. Экологическая безопасность Красноярского края с позиции анализа риска для здоровья населения / Р.В. Арутюнян, Л.М. Воробьева // Атомная энергия. - 2015. - Т. 118, № 2. - С. 113117.
  5. Банин С.А. Систематизация проблем финансирования здравоохранения Российской Федерации / С.А. Банин // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2016. №3 (35).
  6. Белехова, Г. В. Об оценке социальной инфраструктуры сельских территорий / Г. В. Белехова, К. Н // Проблемы развития территории. - 2018. - № 1(83). - С. 72-84.
  7. Веревина М.Л., Русаков Н.В., Жукова Т.В., Груздева О.А. Оценка заболеваемости населения в зависимости от условий проживания / М.Л. Веревина, Н.В. Русаков, Т.В. Жукова, О.А. Груздева //Гигиена и санитария. - 2015. - № 3. - С. 21-25.
  8. Грязнова Е.В., Шкирнюк П.Г. Здравоохранение в России и качество жизни населения // Теоретическая и прикладная экономика - 2014. - № 4. - С.72- 85. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-notabene.ru/etc/article 12986.html
  9. Даутов Ф.Ф., Хакимова Р.Ф., Юсупова Н.З. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на аллергическую заболеваемость детей в крупном промышленном городе/ Ф.Ф. Даутов, Р.Ф. Хакимова, Н.З. Юсупова // Гигиена и санитария. - 2017. - № 2. - С. 10-12.
  10. Доклад о состоянии здравоохранения в мире 2015 года // Всемирная организация здравоохранения. - 2015. - 126 с.
  11. Еругина М.В., Кром И.Л. Современные проблемы организации медицинской помощи сельскому населению/ М.В. Еругина, И.Л. Кром // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5
  12. Зайцева Н.В., Май И.В., Балашов СЮ. Медико-биологические показатели состояния здоровья населения в условиях комплексного природнотехногенного загрязнения среды обитания/ Н.В. Зайцева, И.В. Май, СЮ. Балашов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2018. - Т. 11, № 1-6. - С. 1144-1148.
  13. Зубец, А.Н. Частное финансирование здравоохранения в России / А.Н. Зубец // Финансы.-2014. №2.-С. 56-58.
  14. Иванова, В. С. Реформы здравоохранения: ожидания медперсонала / А.С. Иванова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2012.-№ 4-вып. 1 (20).
  15. Исаева, И. В. В России нехватка врачей // МРТ-эксперт. - 2013 / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mrtexpert.ru/articles/291
  16. Каграманян, И.Н. О кадровом обеспечении системы здравоохранения Российской Федерации / И.Н. Каграманян // Образование и подготовка медицинских кадров, 2014. - 277-280
  17. Казарин, Б.В. Здоровье населения и модернизация здравоохранения / Б.В. Казарин // Международный журнал экспериментального образования, №3, 2014
  18. Котова Ю.Н. Оценка эффективности функционирования региональной системы здравоохранения / Ю.Н. Котова// автореферат дисс. канд. экон. н., Рязань 2018 - 24 с.
  19. Куандыков Г.Б. Проблемы профилактического здравоохранения в России // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. №11. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/problemy- profilakticheskogo-zdravoohraneniya-v-rossii
  20. Марченко Б.И. Здоровье на популяционном уровне: статистические методы исследования: руководство для врачей / Б.И. Марченко // Таганрог: Изд- во «Сфинкс», 2017. - 432 с.
  21. Меркулова Н.А. Прогнозирование заболеваемости детского населения при изменении загрязнения атмосферного воздуха промышленного города (на примере г. Владикавказа): дис.канд. мед. наук/ Меркулова Наталья Алексеевна - Казань, 2016 - 176 с.
  22. Май И.В., Попова А.Ю. Методические подходы к расчету фактических и предотвращенных медико-демографических и экономических потерь, ассоциированных с негативным воздействием факторов среды обитания/ И.В. Май, А.Ю. Попова // Гигиена и санитария. - 2015. - Т. 94, № 7. - С. 95-99.
  23. Максимова, Т.М. Заболеваемость злокачественными новообразованиями в России и некоторых зарубежных странах./ Т.М. Максимова, В.Б. Белов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2012.-№ 1. - С. 9 - 12.
  24. Мстиславский, П. С. Вопросы теории и методологии анализа качества жизни / П. С. Мстиславский // Уровень жизни населения регионов России. - №2. - 2012. - с. 5 -
  25. Олейник Г.С., Буздык Г.А. Современное состояние и проблемы финансирования здравоохранения / Г.С. Олейник, Г.А. Буздык // Теория и практика общественного развития. 2017. №1.
  26. Онищенко Г.Г. Итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации/ Г.Г. Онищенко // Гигиена и санитария. - 2012. - № 4. - С. 4-12.
  27. Панов, М. М. Трудовые ресурсы сельских территорий: состояние и проблемы / М.М. Панов // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 5. - 11 с
  28. Попова А.Ю. Стратегические приоритеты Российской Федерации в области экологии с позиции сохранения здоровья нации/ А.Ю. Попова // Здоровье населения и среда обитания. - 2014. - Т. 251, № 2. - С. 4-7.
  29. Потапов А.И., Новичкова Н.И.,Чистякова Т.В.,Пархоменко В.В. Профилактика и реабилитация - эффективные направления повышения уровня здоровья населения / А.И. Потапов, Н.И. Новичкова, Т.В. Чистякова, В.В. Пархоменко // Здравоохранение Российской Федерации. - 2012. - № 1. - С. 3-5.
  30. Плутницкий, А.Н. Анализ финансовых нормативов гарантированного государством объема бесплатной медицинской помощи / А.Н. Плутницкий // Современные проблемы эффективности управлением здравоохранением: Материалы научно-практической конференции/под ред. А.И. Вялкова. - М.: Рц «Фармеинфо», 2012. - С. 155.
  31. Садовникова Ю.М. Сравнительные показатели заболеваемости детей дошкольного возраста из экологически различных городских микрорайонов / Ю.М. Садовникова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014 - Т. 106, № 12. - C. 56-60.
  32. Сочнева Е.Н. Наращивание человеческого капитала как важное направление социально-экономической политики / Е.Н. Сочнева // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10 (51). С. 235-238
  33. Сочнева Е.Н. Проблемы внедрения эффективного контракта в практическую деятельность бюджетных учреждений Красноярского края // Современные проблемы экономического и социального развития. / Межвуз. Сборник научных трудов, посвященный светлой памяти проф. Г. С. Михалева. Вып.11. Сибирский аэрокосмический университет им. М. Ф. Решетнева. Красноярск, 2015. С. 141-144