Файл: Деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации по реформированию системы здравоохранения (Управление системой здравоохранения в Красноярске).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5)   Развитие здравоохранения в городе способствует расширению возможностей в познании социально-экономических процессов.

1.3 Нормативно-правовая база функционирования системы здравоохранения города

Общественные отношения в сфере здравоохранения регламентированы различными отраслями права. Так, например, статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает право на охрану здоровья, а также гарантию его реализации.

Кроме того, в значительной степени общественные отношения в сфере здравоохранения урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации, который наряду с общими нормами регулирования труда устанавливает особенности регулирования труда медицинских работников[7].

Также стоит отметить, что не оставляет без внимания здравоохранение в сфере правового регулирования и отрасль гражданского права. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, определяют порядок предоставления медицинских услуг платного характера, а также этим нормативных актом регламентирован порядок возмещения вреда, причиненного в результате оказания платных медицинских услуг коммерческими медицинскими организациями[8].

Также нормы о здравоохранении содержит Уголовный кодекс Российской Федерации[9], в котором регламентированы условия наступления уголовной ответственности за причинение вреда, который был причинен здоровью. Также стоит отметить, что нормы о здоровье содержаться в семейном праве, жилищном праве, экологическом праве.

Но самая главная роль отведена административному праву, поскольку именно его нормы регламентируют порядок доступа к медицинской деятельности, а также порядок лицензирования и осуществления контроля профилактической и медицинской помощи, регулирование и организация процесса оказания медицинской помощи, а также многие иные вопросы. На сегодняшний день законодательная база административного права в сфере здравоохранения весьма обширна. В Главе 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) регламентированы условия наступления административной ответственности при нарушении законодательства в сфере здравоохранения[10].


В административном праве была произведена градация полномочий между уровнями власти в регионах и органами власти на федеральном и региональном уровнях. Административной реформой также было уделено внимание области здравоохранения, основной целью которой была реализация программы модернизации здравоохранения, повышения ответственности за оказание медицинской помощи, перераспределение медицинских организаций, медицинской помощи по уровням финансирования и управления.

Особое место в регулировании здравоохранения на сегодняшний день отведено различным целевым программам в сфере здравоохранения, которые представляют собой комплекс мероприятий, которые позволяют более эффективно решать социально — значимые проблемы в области охраны и восстановления здоровья граждан Российской Федерации в целом и по отдельности. Назначение этих целевых программ заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности населения — улучшение здоровья населения, а также улучшение работы медицинских организаций. Стоит отметить, что административно-правовое регулирование является составной частью государственного регулирования, который, в свою очередь, относится к элементам понятия государственное управление системой здравоохранения города.

Глава 2. Анализ состояния и деятельность органов исполнительной власти по реформированию здравоохранения в Красноярске

2.1 Управление системой здравоохранения в Красноярске

С 2014 года отрасль перешла на единую систему управления здравоохранением на территории края. В настоящее время сформирована и эффективно работает трехуровневая система оказания медицинской помощи по акушерству и гинекологии, неонатологии, кардиологии, онкологии, травматологии, урологии[11].


В 2017 году медицинскую помощь жителям края оказывали 140 краевых медицинских организаций (107 - первого уровня, 22 - второго уровня, 11 - третьего уровня), организовано 99 кабинетов общих врачебных практик, 62 участковых больницы, 80 врачебных амбулаторий.

В настоящее время высокотехнологичная медицина развивается в основном в Красноярске (3 центра). Необходимо открыть дополнительно инвазивные центры на базе межрайонных больниц, которые позволят максимально приблизить к сельским районам высокотехнологичную помощь.

Внедрение в краевых учреждениях современных методов диагностики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы позволило снизить смертность от инфаркта миокарда до 10,4 % (15,1 % в 2016 году) и от мозгового инсульта до 15,6 % (18,2 % в 2016 году)[12].

С 2016 года в 93 медицинских организациях края, в том числе в 4-х федеральных учреждениях внедряется программа повышения эффективности работы. Мероприятия Программы направлены на изменение имиджа поликлиник, регистратур, в том числе перераспределение функционала регистраторов.

Во всех поликлиниках внедряются элементы бережливого производства (за счет исключения избыточных функций, не требующих обязательного врачебного участия, оптимизации бумажной работы, сокращения времени ожидания у регистратур, кабинетов специалистов и диагностических служб, сокращение маршрута скрининга этапа диспансеризации). Начата реализация приоритетной инициативы «Моя поликлиника».

С целью приближения врачебной помощи сельскому населению в крае развернута широкая сеть медицинских учреждений - фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП), участковых и районных больниц, врачебных амбулаторий, кабинетов общих врачебных практик, организована работа выездных бригад, продолжает работу передвижной-консультативно- диагностический центр «Войно-Ясенецкий (Св. Лука), который ежегодно осматривает более 50 тысяч человек сельского населения. Функционирует мобильный комплекс «Мобильная поликлиника» Краевой клинической больницы.

На данный момент не во всех поселениях с численностью населения менее 100 человек сформированы домовые хозяйства с возможностью оказания первой помощи. За три года число домовых хозяйств увеличилось на 48 единиц - с 386 в 2015 до 434 в 2017 году[13].

Отдельное внимание уделяется формированию здорового образа жизни. С этой целью на территории края функционирует 15 центров здоровья, в которых, в течение отчетного года, обследовано 56 753 человек (39 907 взрослых и 16 846 детей). По результатам обследований доля граждан с факторами риска составила 73,3 % среди взрослых и 67,0 % среди детей. Всем обратившимся проведено углубленное профилактическое консультирование.


В течение года в 42 муниципальных образованиях края проведено 18 межведомственных информационно-профилактических акций и кампаний, с общим числом участников 371 677 человек[14].

По-прежнему одной из основных задач системы здравоохранения является решение вопросов кадровой политики, а именно сокращение дефицита кадров.

В учреждениях здравоохранения на сегодняшний день работают 10 322 врача, 27 091 средних медицинских работников. В 2017 году прибыло 447 врачей (122 участковых терапевтов, 56 участковых педиатров) и 543 специалиста со средним медицинским образованием.

Приняты дополнительные меры социальной поддержки медицинских работников. В рамках реализации программы «Земский врач» в 2017 году заключены договора на предоставление единовременных компенсационных выплат со 140 врачами (2016 - 100 человек).

Важнейшей задачей 2017 года явилась реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Показателями результативности исполнения «майских» Указов Президента Российской Федерации кроме медико-демографических показателей определен рост реальной зарплаты медицинских работников в 1,5 раза.

По итогам 2017 года:

  • соотношение среднемесячной заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Красноярском крае составило 157,8 % (за IV квартал 2017 года - 186,8 %, при плане с 1 октября 2017 года - 180,0 %);
  • соотношение среднемесячной заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Красноярском крае составило 83,7 % (за IV квартал 2017 года - 96,3 %, при плане с 1 октября 2017 года - 90,0 %);
  • соотношение среднемесячной заработной платы младшего медицинского персонала к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Красноярском крае составило 54,8 % (за IV квартал 2017 года - 83,3 %, при плане с 1 октября 2017 года - 80,0 %)[15].

Одним из основных и приоритетных направлений в системе здравоохранения является льготное лекарственное обеспечение. Система в крае сформирована с учетом финансовых обязательств федерального и краевого бюджетов. В 2017 году сохранены в полном объеме государственные гарантии по льготному лекарственному обеспечению. На эти цели направлено 2,9 млрд рублей (в 2016 году 2,7 млрд рублей). Лекарственную помощь на льготных условиях в 2017 году получили порядка 320 тыс. человек.

Важным направлением в системе лекарственного обеспечения является доступность для сельских жителей. С 2015 года ведется работа по поэтапному подключению ФАПов, расположенных в сельских населенных пунктах, где отсутствуют аптечные организации, к осуществлению выписки и отпуску лекарственных препаратов (при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность).


В Красноярском крае насчитывается более 1 700 сельских населенных пунктов. Обслуживают сельское население 145 аптечных организаций государственной и муниципальной форм собственности, около 155 аптечных организаций частной формы собственности. Обслуживание жителей сельских поселений, в которых отсутствуют аптечные организации требует модернизации, так как на территории Красноярского края существует необходимость введения около 739 обособленных структурных подразделений медицинских организаций (ФАПов, врачебных амбулаторий и др.), имеющих лицензии на фармацевтическую деятельность. В малонаселенных труднодоступных населенных пунктах края, в которых отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты и аптечные организации, 416 домовых хозяйств нуждаются в укомплектовании аптечками для оказания первой медицинской помощи, с обучением ответственных лиц.

В целях совершенствования системы оказания лекарственной помощи сельскому населению необходима поэтапная работа по внедрению выписки льготных рецептов и отпуску лекарственных препаратов (при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность) сельским жителям фельдшерами ФАПов, расположенных в отдаленных сельских поселениях, где отсутствует аптечная организация.

По результатам проводимой работы в части организации лекарственного обеспечения сельских жителей в 2017 году достигнуты следующие показатели:

- лицензию на фармацевтическую деятельность имеют 72 %

обособленных подразделения медицинских организаций районов края;

  • договоры между медицинскими и аптечными организациями на поставку лекарственных препаратов для розничной реализации через обособленные подразделения заключены для 75,5 % ФАПов из числа имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность;
  • порядка 20 % льготных рецептов от общей выписки рецептов жителям сельских населенных пунктов выписываются фельдшерами ФАПов[16].

В 2017 году возведено 17 модульных зданий фельдшерско-акушерских пунктов, приобретено медицинское оборудование для 97 медицинских учреждений, в 51 учреждении здравоохранения края проведены капитальные ремонты, за счёт федерального и краевого бюджетов поставлен 51 автомобиль скорой медицинской помощи.

Таблица 1. Отклонение фактических показателей от прогнозных

Наименование показателей

Единица

измерения

Прогноз на 2017 год

Факт 2017 год (на 01.01.2018)

Отклонение от прогноза

Среднегодовая занятость койки в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения

дней

332,0

300,0

-9,6%

Обеспеченность больничными койками

коек на 10 тыс. жителей

89,8

82,0

-8,7 %

Обеспеченность врачами

человек на 10 тыс.населения

50,3

49,1

-2,4 %

Обеспеченность средним медицинским персоналом

человек на 10 тыс. населения

119,7

117,1

-2,2 %