Файл: Деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации по реформированию системы здравоохранения (Управление системой здравоохранения в Красноярске).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы системы здравоохранения города
1.1 Понятие системы здравоохранения города
1.2 Управление системой здравоохранения города
1.3 Нормативно-правовая база функционирования системы здравоохранения города
2.1 Управление системой здравоохранения в Красноярске
2.2 Мероприятия для улучшения системы управления здравоохранением в Красноярске
Показатели «среднегодовая занятость койки в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения» и «обеспеченность больничными койками» края по итогам 2017 года не достигли своих прогнозных значений, в связи с тем, что не завершены работы по перепрофилированию коечного фонда.
Показатели по обеспеченности врачами и средним медицинским персоналам не достигли прогнозных значений по причине низкого притока молодых специалистов в учреждения здравоохранения края, кроме того в связи с переводом части работников в прочий персонал (медицинский регистратор, медицинский дезинфектор) из-за отсутствия соответствующего образования[17].
Несмотря на значительные успехи в сфере здравоохранения на территории Красноярского края, существует ряд проблем, требующих решения для усовершенствования жизни населения, увеличения рождаемости, снижения смертности и повышения доступности медицины для жителей отдаленных местностей.
Проанализировав ситуацию в крае, стоит заметить, что необходимо провести анализ учреждений здравоохранения края и определить требующие первоочередного финансирования в части проведения капитального ремонта. На сегодня принято решение для краевой клинической больницы в Красноярске предусмотреть средства регионального и федерального бюджетов, так как этот объект строится в рамках Универсиады.
В мире появляются новые технологии лечения, закупается новое оборудование, растет уровень оказания помощи, но все это требует дополнительных расходов, а бюджет не меняется. Сегодня его увеличение — это одна из главных задач в области медицины. Сфере здравоохранения правительству необходимо изыскать еще 10 млрд рублей на капитальный ремонт больниц.
Был проведен опрос, касающийся наиболее актуальных проблем здравоохранения. Было опрошено 500 респондентов в возрасте 20-60 лет. На основании данного опроса можно сделать вывод, что наиболее острыми проблемами жители края считают очереди в больницах и поликлиниках, отсутствие необходимого оборудования, а также непрофессионализм врачей .
На долгое ожидание медицинской помощи пожаловались больше половины респондентов (56 %), обратившихся в медучреждения по полису ОМС.
Еще 42 % обратили внимание на некомфортные условия в больницах и поликлиниках - отсутствие сидячих мест и плохую вентиляцию, а 40 % - на нехватку нужных лекарств и оборудования. Более трети респондентов (37 %) указали на недостаточный профессиональный уровень врачей и столько же - на то, что специалистов просто не хватает.
При этом 52 % опрошенных оценивают систему здравоохранения негативно и только 37 % - удовлетворительно. Варианты «хорошо» и «скорее хорошо» выбрали 9 % респондентов[18].
По мнению почти половины участников опроса, проблемы помогло бы решить «наказание рублем» - финансирование медицинских учреждений в зависимости от качества услуг. Еще треть (35 %) считают, что надо увольнять руководителей больниц и поликлиник, оказывающих некачественный услуги, а четверть (25 %) высказываются за контроль со стороны независимых организаций, защищающих права пациентов. Подавляющее большинство респондентов (82 %) называют правильной систему, при которой права пациентов защищают страховые компании. Основной функцией страховых представителей 55 % участников опроса назвали защиту в случаях врачебных ошибок, 42 % считают важным информирование о бесплатных медицинских услугах[19].
Стоит отметить, уровень информирования людей о тех услугах, которые могут быть получены бесплатно, невысокий.
В 2017 году на профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни, а также развитие первичной медико-санитарной помощи, совершенствование системы лекарственного обеспечения было направлено свыше 1 млрд рублей, а также 21 млн рублей потрачено на приобретение медицинского оборудования, более 163 млн рублей потребуется на капитальный ремонт больниц и поликлиник.
Несмотря на широкий охват решения вопросов в области здравоохранения в крае, тем не менее, на сегодня пока удается решить далеко не все. Необходимо повысить качество оказываемой медицинской помощи в поликлиниках, где необходимо сократить сроки ожидания планового приемы врача-терапевта, значительно уменьшить количество дней, необходимых для прохождения профилактических медицинских осмотров, привлечь в поликлиники пациентов, которые как минимум три года не обследовались у специалистов.
Важной мерой является проект по работе в лечебных учреждениях с «молчунами», или теми, кто за последние несколько лет ни разу не посещал врача. Эффект таких мероприятий очевиден в виде предотвращения заболеваний на ранней стадии. Стоит отметить, что число жителей Красноярского края, страдающих от злокачественных опухолей, за 4 года выросло на 25,3 %. Если в 2013 году на 100 тыс. красноярцев приходилось 361 больных раком, то в 2017 году их стало уже 453. Всего за 2017 год в крае зарегистрировали 13 013 случаев злокачественных опухолей у населения. У женщин на первом месте рак молочной железы, у мужчин рак чаще поражает органы дыхания. Основной причиной может служить именно поздняя диагностика болезней.
Важной проблемой системы здравоохранения (в целом по РФ) являются нормы времени, которые применяются при оказании первичной врачебной и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе при посещении врачом- специалистом пациента на дому. Практика показывает, что они недостаточны, и для более качественного оказания медицинской помощи они должны быть увеличены. Так, на одно посещение пациентом участкового врача-терапевта или педиатра в связи с заболеванием отводится 15 минут, семейного врача - 18 минут, офтальмолога - 14 минут, оториноларинголога - 16 минут, невролога и акушера-гинеколога - 22 минуты[20]. Нормы времени на повторное посещение в связи с болезнью и на посещение в целях профилактики несколько ниже.
Оформление медицинской документации должно занимать не более 35% времени, отводимого на посещение. К нормам применяются корректирующие коэффициенты в зависимости от плотности проживания и половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости. Нормы времени устанавливаются на федеральном уровне. Действующие нормы установлены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2015 г. N 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача- терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача- невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера- гинеколога»[21]. Для пересмотра действующих норм краевой профсоюзной организации медицинских работников необходимо выходить к Общероссийскому профсоюзу медицинских работников с обоснованием новых норм времени.
Другой важной проблемой является внедрение эффективного контракта в систему здравоохранения, который на практике осуществляется весьма трудно[22]. Тяжело идет также внедрение платных услуг в систему оказания медицинской помощи. Часто их конечная стоимость оказывается ниже себестоимости их оказания[23]. Многие исследователи говорят о коммерциализации данной сферы и появления у нее характерных признаков предпринимательства.
Недостаток квалифицированных кадров в больницах и поликлиниках остается проблемой краевого здравоохранения. Кадры здравоохранения - это интеллектуальный потенциал отрасли, который требует длительной подготовки, постоянного профессионального развития и пристального внимания со стороны органов управления в субъектах Российской Федерации. Как и в большинстве стран, именно наличие серьезных кадровых проблем в системе здравоохранения Российской Федерации делает отрасль малоэффективной, снижает доступность и качество медицинской помощи населению. В 2017 году в различные медучреждения региона пришли работать 264 врача, 463 средних медработника, 30 участковых терапевтов, 20 педиатров[24].
По программе «Земский доктор» в села приехали 100 специалистов, но этого недостаточно. Медицинские учреждения территорий заполнены кадрами лишь на 80 %. Молодые специалисты, закончившие институт, имеют возможность переехать в сельскую местность, при этом им выделяется субсидия в размере 1 миллиона рублей, которая должна компенсировать затраты на переезд и обустройство на новом месте [10]. Для решения кадровой проблемы целесообразно принять закон о бесплатном обучении специалистов по программам ординатуры и компенсации расходов на аренду жилья медработникам. Также необходимо рассмотреть вопрос о льготном обеспечении медицинских работников жильем [10].
Важно исследовать проблему подготовки управленческих кадров в области руководства медицинскими учреждениями. Вопросы менеджмента как и раньше весьма актуальны для краевого здравоохранения. Подготовка врача, востребованного рынком труда в области медицины, который весьма специфичен и не только в России, имеет свои особенности, заключающиеся продолжительности образовательной подготовки и узкой специфике деятельности врача. Встает вопрос о формировании специалиста, хорошо разбирающегося в медицине, с хорошим кругозором, знающим экономические структуры медицинских учреждений, в том числе и фармацевтических компаний. Менеджер должен быть готовым и способным использовать свои знания, профессиональные навыки, ставить цели и задачи, генерировать новые идеи, инициировать проектную деятельность, управлять командой. Данную подготовку возможно осуществить в рамках реализации магистерской программы по направлению «Менеджмент», где в процессе обучения будут использованы разнообразные интерактивные формы работы с использованием современных психотехнологий и педагогических приемов.
2.2 Мероприятия для улучшения системы управления здравоохранением в Красноярске
Для начала необходимо выделить проблемы лекарственного обеспечения на территории Красноярского края (табл. 2, Приложение)
Следует обратить внимание на предложение по созданию реестра лекарственных средств. Государственный реестр лекарственных средств содержит перечень отечественных и зарубежных лекарственных средств, разрешенных к медицинскому применению в Российской Федерации. Согласно действующего законодательства сведения из государственного реестра лекарственных средств относятся к открытым данным и публикуются в открытом доступе.
Несмотря на то, что по обеспеченности населения врачами Россия сегодня занимает «выигрышную» позицию в мире (по оценкам ВОЗ и Всемирного банка число врачей в относительном выражении в России выше, чем в таких странах, как Германия, Великобритания и Франция), вряд ли об этом можно говорить без сопутствующих методологических оговорок. В частности, потребность в медицинской помощи в России значительно выше, чем в постиндустриальном мире, а социальный контекст - существенно слабее. Кроме того, особенности природно-климатических условий и специфика расселения в России требуют особого подхода к формированию механизмов кадрового обеспечения здравоохранения. Дефицит врачей становится одной из наиболее острых проблем, стоящих на повестке дня российской государственной власти. [10; 13; 14]. При этом основной акцент делается, и это совершенно справедливо, не столько на потребности в увеличении численности врачей как таковой, сколько на необходимости нивелирования диспропорций в структуре подготовки кадров и их рационального распределения.
С учетом того, что у нас последние 20 лет никем не регистрировалось обучение тому или иному профилю, у нас есть, например, профицит более чем на 200 % стоматологов и дефицит на 40 % анестезиологов-реаниматологов» [5; 14]. В 90 % регионов России имеет место дефицит врачей по специальностям: «патологическая анатомия», «клиническая лабораторная диагностика», «рентгенология», «фтизиатрия», «психиатрия». В связи с этим также чрезвычайно актуальна проблема дефицита специалистов «первичного контакта», обеспечивающих наполнение активно развивающегося звена первичной медико-санитарной помощи, на роль которого в повышении качества общественного здоровья сделана особая ставка.
Особенно остро ситуация складывается в сельских территориях, где нередко, особенно в малочисленных населенных пунктах, отсутствует даже минимально необходимая медицинская помощь.
На территории Красноярского края отмечается меньшая обеспеченность специалистами, данный факт можно объяснить размерами края и наличиями труднодоступных территорий .
Социальная инфраструктура, в частности инфраструктура здравоохранения, имеет сетевой характер [1]. Формирование оптимальной пространственной модели здравоохранения не может обсуждаться исключительно в терминах пропорционального размещения объектов инфраструктуры, а должно опираться на построение эффективного комплекса коммуникаций между пациентами и медицинскими службами в контексте трехуровневой системы оказания медицинской помощи. В связи с этим представляется разумной идея построения структуры, опирающейся на межрайонные центры как узловые элементы оказания вторичной медицинской помощи. Подобная структура имеет под собой не только экономические основания, но и преимущества с точки зрения медицины и благополучия пациентов. Однако до сих пор разумная пропорция между первичной, вторичной и третичной медицинской помощью, прежде всего в части разделения полномочий и ответственности между организациями различного уровня, в России не найдена.