Файл: Деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации по реформированию системы здравоохранения (Управление системой здравоохранения в Красноярске).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы системы здравоохранения города
1.1 Понятие системы здравоохранения города
1.2 Управление системой здравоохранения города
1.3 Нормативно-правовая база функционирования системы здравоохранения города
2.1 Управление системой здравоохранения в Красноярске
2.2 Мероприятия для улучшения системы управления здравоохранением в Красноярске
Введение
Актуальность темы. Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства.
Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.
Развитие здравоохранения как социально-экономической структуры должно происходить в гармоничном соответствии с экономическим и социальным развитием государства. Этот принцип тесно связан с вопросом служб и подразделов системы здравоохранения к национальным условиям.
В отношении населения РФ Конституция России 1993 г. закрепила право каждого на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Важнейшим нормативно-правовым актом, послужившим фундаментом для создания самостоятельного подразделения системы права - отрасли медицинского права, явились принятые в 1993 г. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан[1].
Проблемы, накопившееся в здравоохранении Красноярска, вызывают серьезную обеспокоенность в обществе, практически сформировался консенсус по поводу того, что в этой области необходимы существенные перемены. Об этом свидетельствуют как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие такие параметры системы здравоохранения России, как:
- состояние здоровья населения;
- состояние системы здравоохранения;
- оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения вообще и реформам в частности.
В настоящее время система здравоохранения Красноярска сталкивается как со специфическими проблемами, обусловленными особенностями социально-экономического развития региона, так и с общими проблемами, возникающими в области обеспечения здоровья населения и имеющими глобальный характер.
Объект исследования - система здравоохранения города Красноярска.
Предмет исследования - направления совершенствования системы управлением здравоохранения в Красноярске.
Цель работы: исследование системы управления здравоохранением в Красноярске.
Задачи работы:
- изучить полномочия органов местного самоуправления в сфере муниципального здравоохранения;
- исследовать направления совершенствования муниципального управления здравоохранением;
- проанализировать управление системой здравоохранения в Красноярске;
- предложить мероприятия для улучшения системы управления здравоохранением в Красноярске.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы системы здравоохранения города
1.1 Понятие системы здравоохранения города
Улучшение здоровья нации является одним из приоритетных направлений политики страны и её регионов.
Ст. 7 Конституции Российской Федерации[2], гласит, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также декларируется потребность в сохранении и укреплении здоровья населения.
Здоровье населения — это свобода от ограничения качества жизни вследствие снижения социальной, физической, психической, функциональной деятельности или вследствие боли
Понятие здоровья в формировании государственной и региональной политики следует рассматривать в рамках изучения системы здравоохранения и её особенностей.
Здравоохранение представляет собой:
систему государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека
отдельный социальный институт, обеспечивающий широкомасштабную сеть культурных моделей и социальных отношений, ответственных за проблемы здоровья и болезни[3]
отрасль (сектор) народного хозяйства, предоставляющий населению медицинские услуги;
подсистему региона, в которой осуществляется процесс принятия управленческих решений и влияющую на уровень социально-экономического развития.
Анализ приведённых определений позволяет сделать вывод о том, что понятие «здравоохранение» раскрывается в двух аспектах: социальном, как совокупность отношений, возникающих в процессе лечения и предупреждения болезней; экономическом, как воспроизводственной системы, направленной на улучшение здоровья нации, ведущего к достижению всеобщего благосостояния[4].
Здравоохранение представляет собой совокупность взаимодействующих субъектов. Каждый субъект имеет свои объективные цели, достижение которых приведёт к реализации общей цели системы. На региональном уровне система здравоохранения включает в себя материальные ценности (больницы), социальные компоненты (взаимоотношения доктора и пациента), духовную составляющую (болезнь изменяет мировоззрение человека) и управленческий механизм.
В условиях экономического развития возникает необходимость в формировании нового механизма по улучшению здоровья населения. Основным способом данного механизма является подход по созданию нового образа жизни.
Сущность подхода заключается в разработке органами управления на различных уровнях системы мероприятий, по улучшению уровня жизни населения.
Здоровье взаимосвязано с уровнем жизни. Чем выше уровень жизни, тем выше уровень здоровья, и наоборот. Укрепление здоровья является способом повышения уровня жизни.
Система здравоохранения получает различные виды ресурсов, например, финансовые, трудовые, производственные и использует их для построения сбалансированной модели социально-экономического развития.
На систему регионального здравоохранения оказывают влияние различные факторы:
уровень здравоохранения в стране;
условия труда;
реальный образ жизни;
жилищные условия;
генетические факторы;
качество окружающей среды;
развитость инфраструктуры региона;
доступность в приобретении товаров и услуг[5].
Одновременно с действием данных факторов система здравоохранения сама влияет на степень развития человеческого капитала, продолжительность жизни и стиль поведения.
Степень влияния определяется при помощи анализа различных статистических показателей: уровень смертности, прожиточный минимум, обеспеченность транспортом и др.
Сложность возникает при использовании интегральных показателей. Ни один из множества показателей не даёт представление о состоянии здоровья населения в целом. Эту методологическую проблему в науке пытаются разрешить путём использования двух взаимодополняющих подходов:
оценка состояния здоровья через демографические показатели долголетия и ранней смертности детей, синтезирующих многие аспекты качества населения (здоровья образа жизни, доходов) и условий жизни (природно-климатических, экологических);
выделение наиболее социально-проблемных заболеваний (туберкулёза, СПИДа) .
В отечественной практике принято использовать показатель ожидаемой продолжительности жизни и младенческой смертности, которые отражают уровень развития образа жизни и воздействие климатических условий.
1.2 Управление системой здравоохранения города
Управление в системе здравоохранения также имеет свои особенности. При разработке общей стратегии регионального развития необходимо учитывать не только региональный эффект, возникающий в процессе принятия решения, но и эффект частный. Частный эффект рассчитывается на уровне конкретного предприятия, как более мелкого субъекта, участвующего в системе здравоохранения.
Разработка общего плана развития здравоохранения осуществляется с использованием системы стратегического анализа и контроллинга. Анализ предусматривает рассмотрение действующей системы здравоохранения в регионе, выявление проблем её функционирования[6].
Контроллинг представляет собой выработанный план действий по постоянному контролю и изменению системы здравоохранения в границах изменения социально-экономических реалий.
Важными этапами системы стратегического управления здравоохранением являются: выбор, реализация стратегии, а также разработка программы действий.
В настоящее время в рамках стратегического управления активно используется организационно-экономическая модель, которая предусматривает построение разноуровневой общедоступной медицины с чётким функциональным предназначением и ресурсным обеспечением организаций каждого уровня.
В данной модели медицинское обслуживание представляет собой единый лечебно-профилактический процесс, при этом функции каждого звена процесса не дублируются, а сведения о состоянии здоровья жителя аккумулируются в одном месте.
Модель предполагает:
изменение инфраструктуры;
введение экономически-обоснованных вертикальных технологий и др.
Модель предусматривает удовлетворение населения в доступной и качественной медицинской помощи, а также введение новых форм работы.
Указанная модель разрабатывается на основе программно-целевого метода стратегического планирования. Метод предусматривает разработку программы на основе комплекса социально-экономических, организационно-хозяйственных и др. мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретной задачи, и увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
При разработке программ необходимо учитывать следующие принципы:
сбалансированность, комплексность, синхронность целей и подцелей на каждом этапе её выполнения;
целевая направленность программных мероприятий;
системность мероприятий;
учёт вероятностного характера программ;
адресность заданий программы;
учёт взаимосвязи программы с другими программами;
ограниченная централизация ресурсов;
обеспечение управляемости процесса реализации целевой программы.
Для российского здравоохранения главной целью является создание устойчивой системы, в которой различные механизмы будут способствовать развитию здорового потенциала страны, где государство выступает гарантом здоровья граждан и стремится обеспечить доступность и качество медицинской помощи для широких слоёв населения.
Таким образом, можно выделить следующие особенности системы городского здравоохранения:
1) Здравоохранение представляет собой целостную систему, которая направлена на реализацию интересов государства и его населения. Региональное здравоохранение стремится удовлетворить потребности с использованием имеющегося потенциала и ограниченности ресурсов.
2) Здравоохранение, как основной фактор достижения национального богатства, взаимосвязано со всеми сферами социально-экономической жизни людей. Здравоохранение города - это особая система, всегда стремящаяся к совершенству, как в рамках других систем, так и сама по себе, энергия, которой всегда направлена на достижение социально-экономического баланса.
3) Уровень развития здравоохранения на уровне города является залогом достижения высоких социально-экономических показателей. Здравоохранение служит индикатором развития отраслей производства материальных благ и демографических характеристик в стране.
4) Построение концепции развития здравоохранения в городе является действенным способом при решении региональных проблем. Здравоохранение показывает и регулирует процессы регионального развития, используя известные механизмы оценки, координации и контроля.