Файл: Деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации по реформированию системы здравоохранения (Управление системой здравоохранения в Красноярске).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства.

Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Развитие здравоохранения как социально-экономической структуры должно происходить в гармоничном соответствии с экономическим и социальным развитием государства. Этот принцип тесно связан с вопросом служб и подразделов системы здравоохранения к национальным условиям.

В отношении населения РФ Конституция России 1993 г. закрепила право каждого на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Важнейшим нормативно-правовым актом, послужившим фундаментом для создания самостоятельного подразделения системы права - отрасли медицинского права, явились принятые в 1993 г. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан[1].

Проблемы, накопившееся в здравоохранении Красноярска, вызывают серьезную обеспокоенность в обществе, практически сформировался консенсус по поводу того, что в этой области необходимы существенные перемены. Об этом свидетельствуют как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие такие параметры системы здравоохранения России, как:

  • состояние здоровья населения;
  • состояние системы здравоохранения;
  • оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения вообще и реформам в частности.

В настоящее время система здравоохранения Красноярска сталкивается как со специфическими проблемами, обусловленными особенностями социально-экономического развития региона, так и с общими проблемами, возникающими в области обеспечения здоровья населения и имеющими глобальный характер.

Объект исследования - система здравоохранения города Красноярска.

Предмет исследования - направления совершенствования системы управлением здравоохранения в Красноярске.

Цель работы: исследование системы управления здравоохранением в Красноярске.


Задачи работы:

  • изучить полномочия органов местного самоуправления в сфере муниципального здравоохранения;
  • исследовать направления совершенствования муниципального управления здравоохранением;
  • проанализировать управление системой здравоохранения в Красноярске;
  • предложить мероприятия для улучшения системы управления здравоохранением в Красноярске.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы системы здравоохранения города

1.1 Понятие системы здравоохранения города

Улучшение здоровья нации является одним из приоритетных направлений политики страны и её регионов.

Ст. 7 Конституции Российской Федерации[2], гласит, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также декларируется потребность в сохранении и укреплении здоровья населения.

Здоровье населения — это свобода от ограничения качества жизни вследствие снижения социальной, физической, психической, функциональной деятельности или вследствие боли

Понятие здоровья в формировании государственной и региональной политики следует рассматривать в рамках изучения системы здравоохранения и её особенностей.

 Здравоохранение представляет собой:

        систему государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека

        отдельный социальный институт, обеспечивающий широкомасштабную сеть культурных моделей и социальных отношений, ответственных за проблемы здоровья и болезни[3]

        отрасль (сектор) народного хозяйства, предоставляющий населению медицинские услуги;

        подсистему региона, в которой осуществляется процесс принятия управленческих решений и влияющую на уровень социально-экономического развития.


Анализ приведённых определений позволяет сделать вывод о том, что понятие «здравоохранение» раскрывается в двух аспектах: социальном, как совокупность отношений, возникающих в процессе лечения и предупреждения болезней; экономическом, как воспроизводственной системы, направленной на улучшение здоровья нации, ведущего к достижению всеобщего благосостояния[4].

Здравоохранение представляет собой совокупность взаимодействующих субъектов. Каждый субъект имеет свои объективные цели, достижение которых приведёт к реализации общей цели системы. На региональном уровне система здравоохранения включает в себя материальные ценности (больницы), социальные компоненты (взаимоотношения доктора и пациента), духовную составляющую (болезнь изменяет мировоззрение человека) и управленческий механизм.

В условиях экономического развития возникает необходимость в формировании нового механизма по улучшению здоровья населения. Основным способом данного механизма является подход по созданию нового образа жизни.

Сущность подхода заключается в разработке органами управления на различных уровнях системы мероприятий, по улучшению уровня жизни населения.

Здоровье взаимосвязано с уровнем жизни. Чем выше уровень жизни, тем выше уровень здоровья, и наоборот. Укрепление здоровья является способом повышения уровня жизни.

Система здравоохранения получает различные виды ресурсов, например, финансовые, трудовые, производственные и использует их для построения сбалансированной модели социально-экономического развития.

На систему регионального здравоохранения оказывают влияние различные факторы:

              уровень здравоохранения в стране;

              условия труда;

              реальный образ жизни;

              жилищные условия;

              генетические факторы;

              качество окружающей среды;

              развитость инфраструктуры региона;

              доступность в приобретении товаров и услуг[5].

Одновременно с действием данных факторов система здравоохранения сама влияет на степень развития человеческого капитала, продолжительность жизни и стиль поведения.

Степень влияния определяется при помощи анализа различных статистических показателей: уровень смертности, прожиточный минимум, обеспеченность транспортом и др.

Сложность возникает при использовании интегральных показателей. Ни один из множества показателей не даёт представление о состоянии здоровья населения в целом. Эту методологическую проблему в науке пытаются разрешить путём использования двух взаимодополняющих подходов:


      оценка состояния здоровья через демографические показатели долголетия и ранней смертности детей, синтезирующих многие аспекты качества населения (здоровья образа жизни, доходов) и     условий жизни (природно-климатических, экологических);

              выделение наиболее социально-проблемных заболеваний (туберкулёза, СПИДа) .

В отечественной практике принято использовать показатель ожидаемой продолжительности жизни и младенческой смертности, которые отражают уровень развития образа жизни и воздействие климатических условий.

1.2 Управление системой здравоохранения города

Управление в системе здравоохранения также имеет свои особенности. При разработке общей стратегии регионального развития необходимо учитывать не только региональный эффект, возникающий в процессе принятия решения, но и эффект частный. Частный эффект рассчитывается на уровне конкретного предприятия, как более мелкого субъекта, участвующего в системе здравоохранения.

Разработка общего плана развития здравоохранения осуществляется с использованием системы стратегического анализа и контроллинга. Анализ предусматривает рассмотрение действующей системы здравоохранения в регионе, выявление проблем её функционирования[6].

Контроллинг представляет собой выработанный план действий по постоянному контролю и изменению системы здравоохранения в границах изменения социально-экономических реалий.

Важными этапами системы стратегического управления здравоохранением являются: выбор, реализация стратегии, а также разработка программы действий.

В настоящее время в рамках стратегического управления активно используется организационно-экономическая модель, которая предусматривает построение разноуровневой общедоступной медицины с чётким функциональным предназначением и ресурсным обеспечением организаций каждого уровня.

В данной модели медицинское обслуживание представляет собой единый лечебно-профилактический процесс, при этом функции каждого звена процесса не дублируются, а сведения о состоянии здоровья жителя аккумулируются в одном месте.

Модель предполагает:

        изменение инфраструктуры;

        введение экономически-обоснованных вертикальных технологий и др.


Модель предусматривает удовлетворение населения в доступной и качественной медицинской помощи, а также введение новых форм работы.

Указанная модель разрабатывается на основе программно-целевого метода стратегического планирования. Метод предусматривает разработку программы на основе комплекса социально-экономических, организационно-хозяйственных и др. мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретной задачи, и увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

При разработке программ необходимо учитывать следующие принципы:

        сбалансированность, комплексность, синхронность целей и подцелей на каждом этапе её выполнения;

        целевая направленность программных мероприятий;

        системность мероприятий;

        учёт вероятностного характера программ;

        адресность заданий программы;

        учёт взаимосвязи программы с другими программами;

        ограниченная централизация ресурсов;

        обеспечение управляемости процесса реализации целевой программы.

Для российского здравоохранения главной целью является создание устойчивой системы, в которой различные механизмы будут способствовать развитию здорового потенциала страны, где государство выступает гарантом здоровья граждан и стремится обеспечить доступность и качество медицинской помощи для широких слоёв населения.

Таким образом, можно выделить следующие особенности системы городского здравоохранения:

1)   Здравоохранение представляет собой целостную систему, которая направлена на реализацию интересов государства и его населения. Региональное здравоохранение стремится удовлетворить потребности с использованием имеющегося потенциала и ограниченности ресурсов.

2)   Здравоохранение, как основной фактор достижения национального богатства, взаимосвязано со всеми сферами социально-экономической жизни людей. Здравоохранение города - это особая система, всегда стремящаяся к совершенству, как в рамках других систем, так и сама по себе, энергия, которой всегда направлена на достижение социально-экономического баланса.

3)   Уровень развития здравоохранения на уровне города является залогом достижения высоких социально-экономических показателей. Здравоохранение служит индикатором развития отраслей производства материальных благ и демографических характеристик в стране.

4)   Построение концепции развития здравоохранения в городе является действенным способом при решении региональных проблем. Здравоохранение показывает и регулирует процессы регионального развития, используя известные механизмы оценки, координации и контроля.