Файл: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1.Социально-экономическая сущность медицинских услуг

1.2.Характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления

Глава 2. Деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации по реформированию системы здравоохранения (на примере Северо-Кавказского Федерального округа)

2.1.Основные показатели современного состояния здравоохранения регионов СКФО

2.2.Выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе

ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

3.1.Стратегические направления по содействию развития системы здравоохранения в регионе

3.2.Предложения по повышению эффективности системы регионального управления в сфере здравоохранения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2.2.Выявление главных проблем системы здравоохранения на современном этапе

Состояние российской системы здравоохранения и направления ее развития занимают одно из центральных мест в реализации долгосрочных перспектив развития государства. Вопросы охраны здоровья населения на сегодняшний день представляют собой особую значимость в построении приоритетных направлений государственной политики, что, в свою очередь, отражается в принятых на федеральном и региональном уровнях целевых и программных документах, например, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Концепции развития системы здравоохранения в Российской федерации на период до 2020 года, региональных программах модернизации здравоохранения и т.д.

Совершенствование системы здравоохранения в последние годы включает в себя значительные инвестиции государства, которые направлены на возрождение системы профилактики заболеваний, формирование культуры здорового образа жизни, создание условий, которые обладают благоприятствующими свойствами для рождения и воспитания детей, укрепление первичной медико-санитарно помощи, обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе и медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

Реформы в области здравоохранения на всем протяжении истории современной России связаны, в первую очередь, с решением задачи его ресурсного обеспечения. Данная проблема представляет собой целый комплекс, который требует ответа на целый ряд вопросов, в особенности, где найти эти средства, то есть источники финансирования, в каких объемах и как их наиболее рационально и оптимально распределять и использовать.

Система здравоохранения, как известно, представляет собой важнейшую часть социально-экономической политики государства, так, согласно ст. 41 Конституции РФ, медицинская помощь является бесплатной. В связи с этим, проблема определения источников финансирования системы здравоохранения становится все более актуальной. Финансирование системы здравоохранения в России осуществляется на основе трех финансовых источников:


  • средства федерального бюджета;
  • средства региональных бюджетов;
  • средства Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

На первый взгляд кажется, что на оказание медицинской помощи направляются средства, которые поступают на расчетный счет медицинского учреждения по безналичному расчету из бюджета, Фонда обязательного страхования, страховой медицинской организации, а также наличные средства, поступающих в кассу учреждения от пациентов за оказание, так называемых, платных услуг, однако, не стоит забывать о том, что бюджеты различных уровней и фонды медицинского страхования формируются за счет соответствующих налогов и страховых взносов, а это означает, что в конечном итоге одним из главных финансовых источников является налогоплательщик.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на здравоохранение отображены в таблице 2.3.1.

Таблица 2.3.1Расходы консолидированных бюджетов субъектов СКФО на здравоохранение, (млн. руб.) [11]*

Субъект

Расходы - всего

Расходы на здравоохранение

Доля в показателе 2015г., %

2013г.

2014г.

2015г.

2013г.

2014г.

2015г.

РФ, млрд. руб.

8806,6

9353,3

9479,8

1250,9

1316,2

1355,8

14,3

Республика Дагестан

89420,0

92469,3

94698,6

13199,8

15348,4

18910,0

20,0

Республика Ингушетия

24064,2

24302,8

26565,9

2996,2

4143,1

4757,0

17,9

Кабардино-Балкарская Республика

27674,3

30098,3

32637,0

4498,2

5319,6

6584,2

20,2

Карачаево-Черкесская Республика

20626,6

20782,2

23234,2

3448,7

3400,0

3820,0

16,4

Республика Северная Осетия-Алания

26321,9

27051,8

25698,2

4401,0

4944,5

5211,4

20,3

Чеченская Республика

65694,7

71758,9

74419,5

8128,1

9562,4

10944,1

14,7

Ставропольский край

99599,3

98940,2

103516,9

14473,1

14822,9

18099,8

17,5

На основе данных, представленных в таблице 2.3.1, можно сказать о том, что на период с 2013 по 2015 годы расходы на сферу здравоохранения были увеличены, так, расходы на здравоохранение в Российской Федерации увеличились на 8,4%, а доля расходов на данную отрасль составляют 14,3% от всей суммы расходов государства на момент 2015 года. Рассматривая динамику расходов на здравоохранение в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, следует отметить аналогичную ситуацию, где наблюдается рост расходов на данную отрасль, так, например, в Республике Дагестан и Ставропольском крае можно увидеть значительное увеличение расходов в 2015 году по сравнению с 2013 годом, наименьший рост расходов за тот же временной период замечен в Карачаево-Черкесской Республике и Республике Северная Осетия-Алания. Доля расходов на область здравоохранения в регионах Северо-Кавказского федерального округа в показателе общих расходов каждого из субъектов колеблется от 14,7% (Чеченская Республика) до 20,3% (Республика Северная Осетия-Алания) на момент 2015 года.


Анализируя расходы на систему здравоохранения, видно, что расходы увеличиваются, это означает дефицит финансирования, то есть нехватка средств, это обусловлено ростом курса рубля более, чем на 50%, накопленным дефицитом 2014 года, дополнительным оказанием помощи 2 млн. руб. новым гражданам (с принятием Крыма в состав Российской Федерации), оставшимся дефицитом расходов на 2015 год после инфляции.

Минимальный уровень финансирования здравоохранения установлен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в размере 5,5-6% ВВП, в России этот уровень равен 3,5-3,7% ВВП. По оценке ВОЗ, Российская Федерация в настоящее время находится на 70-м месте в мире по финансированию здравоохранения и на 130-м месте по его эффективности. Такая оценка говорит о том, что до настоящего момента России не удалось достичь минимального уровня финансирования сферы здравоохранения, установленного ВОЗ, а имеющийся объем бюджетных средств, направленных на поддержание и развитие системы здравоохранения, используются неэффективно.

Уровень финансирования системы здравоохранения оказывает прямое воздействие на ожидаемую продолжительность жизни населения. Так, в развитых странах ожидаемая продолжительность жизни составляет около 82 лет, в странах Восточной Европы – 76 лет, а в России данный показатель колеблется в районе 71-72 лет, а это, в свою очередь, достаточно низкий уровень для страны с развивающейся экономикой, по прогнозам к 2018-2020 гг. ожидаема продолжительность жизни должна составлять 74 года.

Демографическая ситуация в обществе в настоящее время представляет собой сокращение количества работоспособного населения. По данным ВОЗ, на 9 человек, выходящих из работоспособного возраста, приходится один человек, который вступает в работоспособный возраст. Такие изменения в экономике стран мира характеризуются этим демографическим соотношением. Еще одна из главных проблем, требующих последовательного решения – это преодоление нехватки человеческих ресурсов. Данная проблема очень остро возникает перед организациями, которые раньше не страдали от нехватки квалифицированных кадров, одними из таких организаций являются учреждения здравоохранения.

Анализируя проблемы насыщения человеческими ресурсами в таких учреждениях показывает явную картину недостаточности и несистемности применяемой на сегодняшний день мотивации, прежде всего, привлечения и удержания персонала.

Расширяясь, вопрос нехватки квалифицированного персонала создает новые проблемы, такие как:


  1. Привлечение кадров более низкой квалификации, чем требуется, значительно снижает требования к качеству оказываемых услуг.
  2. Некомпенсированный недостаток персонала приводит к перегрузке работников. Из-за этого снижается качество предоставляемых услуг и удовлетворенность ими.
  3. Перегруженность сотрудников занимает все время и, в этом случае, развитие и обучение персонала остается невозможным.
  4. Избыток нагрузки приводит к различным заболеваниям кадрового состава, происходит профессиональное выгорание.
  5. Разнородность персонала, его постоянная сменяемость делают невозможным создание коллективных ценностей и формирование единой команды.
  6. Снижение качества предоставляемых услуг формирует организации статус «неблагополучной», что влечет за собой потерю клиентов и сотрудников.

Также кроме представленных выше факторов, которые являются следствием недостаточности квалифицированных кадров, немаловажной представляется объективная работа с людьми, требующая специфического подхода к организации труда и психологической разгрузке кадров. Условия кадрового голода не позволяют обеспечить полноценное внимание к работникам и их труду.

В таблице 2.3.2 приведены данные по заработным платам сотрудников медицинских организаций и учреждений Северо-Кавказского федерального округа.

Таблица 2.3.2Средняя заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы (рублей) [12]*

Субъект

Врачи и работники мед. организаций, имеющие высшее медицинское (фарм.) образование или иное высшее образование, предоставляющие мед. услуги

Средний мед. (фарм.) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления мед. услуг

Младший мед. персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления мед. услуг

2013г.

2014г.

2015г.

2013г.

2014г.

2015г.

2013г.

2014г.

2015г.

Республика Дагестан

23833

28500

30862

15670

17684

18986

9023

10984

11807

Республика Ингушетия

28093

28677

30669

16685

17658

19543

11023

12073

13542

Кабардино-Балкарская Республика

25929

28305

28136

14648

16380

16404

9959

11116

11323

Карачаево-Черкесская Республика

23357

27084

28277

13532

15516

16302

9381

10848

11263

Республика Северная Осетия-Алания

25401

28878

28298

15593

17777

17554

11391

12679

12642

Чеченская Республика

26866

29948

33348

15664

17030

18546

10329

11432

12526

Ставропольский край

31658

34128

35118

18710

20010

20268

12410

13051

13276

СКФО

26940

30203

31606

16365

18032

18790

10683

11901

12425

РФ

42253

46231

47874

24102

26310

27001

14313

16130

16820

Доля СКФО в показателе РФ, %

63,8

65,3

66,1

67,9

68,5

69,6

74,6

73,8

73,9


Данные таблицы 2.3.2 характеризуют среднюю заработную плату отдельных категорий работников социальной сферы, здесь видно, что врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) образование или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги на территории Северо-Кавказского федерального округа имеют положительную динамику на протяжении 2013-2015гг., аналогичную ситуацию можно наблюдать и у среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), и у младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг).

Также, рассматривая вышеуказанную таблицу, нельзя не отметить, что коэффициент средней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы Северо-Кавказского федерального округа не превышает даже 70% от общероссийского уровня зарплат таких категорий сотрудников, как врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) образование или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги и среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), однако, также следует отметить, что заработная плата у младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) составляет лишь 74-75% от уровня Российской Федерации. Однако, анализируя табличные данные, нельзя однозначно сказать, что именно такую заработную плату получают медицинские работники субъектов СКФО, так как вопрос низкого уровня оплаты труда кадров медицинских учреждений остается открытым.

На рисунке 2.3.1 можно проследить динамику показателя среднемесячной номинальной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в Российской Федерации за период 2011-2015гг.

Рис. 2.3.1. Среднемесячная номинальная заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в РФ

На рисунке выше виден рост среднемесячной номинальной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг, однако, по данным, характеризующим среднегодовую численность занятых в здравоохранении и предоставления социальных услуг (см. табл. 2.2.3), положительной динамики на территории Северо-Кавказского федерального округа по количеству сотрудников медицинских учреждений не наблюдается. Так, например, в 2011 году среднемесячная номинальная зарплата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составляла 17545 руб., в 2012 и 2013 годах – 20641 руб. и 24439 руб. соответственно, в 2014 году рост номинальных зарплат был равен 10,8% по отношению к предыдущему году (всего 27068 руб.), а в 2015 году эта сумма уже составляла 28179 руб.