Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования ( Сущность, виды и функции налогов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современных условиях одним из основных инструментов формирования государственных и муниципальных доходов является налоговые платежи, установленные и взимаемые государством. Виды налогов, их система и правовой режим определятся совокупностью нормативных правовых актов, основывающихся на конституционно – правовых нормах федерального, регионального и муниципального уровней.

Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом научных споров. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию или им присуще многофункциональность? Итак, функции любой экономической категории должны раскрывать ее сущность и внутренние содержание. Выделяют 4 функции налогов:

  1. Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития.
  2. Распределительная (социальная) функция – она обеспечивает процесс перераспределения общественных доходов между различными категориями населения. При этом одна его часть направлена на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции выражается социально – экономическая сущность налога как особого инструмента распределительных отношений.
  3. Контрольная функция заключается в обеспечении государственного контроля за финансово – хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной – через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства.
  4. Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно – технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережения населения). Суть данной функции состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям.

На основе этого А.В. Брызгалин – основатель и руководитель группы компаний «Налоги и финансовое право» с 1993 года, кандидат юридических наук, выделяет 3 подфункции регулирующей функции налогов:

  1. Стимулирующая подфункция заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. К целевым категориям налогоплательщиков относят, как правило, мелкие фирмы, благотворительные фонды, социальных организации и др.
  2. Дестимулирующая подфункция заключается в формировании с помощью налогообложения определенных барьеров для развития каких – либо нежелательных экономических процессов. Так, например, для предотвращения существенного ущерба, наносимого той или иной, отросли российской экономики в результате увеличившегося ввоза аналогичного или конкурирующего товара, импорта товара, субсидируемого иностранным государством, могут вводиться защитные пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная пошлина).
  3. Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для расходования средств на восстановление потребленных ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы начисленной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций[7].

Значимое место в теории налогов уделяется вопросу их классификации. Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложения она имеет большое значение. Классификация налогов преследует не только теоретические цели (установить их различия и сходства, преимущества и недостатки), но также и практические, т.е. позволяет более обоснованно вводить налоги, проводить анализ, составлять отчетности и т.д. Налоги классифицируются по следующим признакам:

  1. По степени предложения – к ним относятся прямые и косвенные.

Прямые налоги – взимаются с дохода или имущества с юридических лиц и физических лиц. К прямым налогам относят налоги: на имущество, на автотранспорт, на земельный участок, прибыль, добычу полезных ископаемых, водные ресурсы и т.д. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные.

Реальные налоги – построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения. К реальным доходам относят промысловый налог, налог на ценные бумаги и др.


Личные налоги – это налоги, взимаемые с доходов или имущества плательщиков. К личным налогам относятся подоходный налог с физических лиц, поимущественный налог, налог с наследства и дарений, налог на прирост капитала и др.

Косвенные налоги – они входят в стоимость товаров услуг. К косвенным налогам относятся: Акцизы (налог, который устанавливается преимущественно на табак и алкогольную продукцию); Таможные пошлины; Налог на добавленную стоимость(НДС) – это часть стоимости товара, работы или услуги.

Косвенные налоги более желанны для фискальных целей государства, т.к. наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты.

  1. По объекту обложения – классификация, благодаря которой можно разграничить налоги:
    • с имущества (имущественные) – это налоги с организаций или физических лиц, которые имеют определенное имущество.
    • налоги с дохода – налоги, которые взимаются с организаций или физических лиц, при получении ими дохода, эти налоги определяются платежеспособностью налогоплательщика. различают 2 типа налогов с дохода:
      • фактические – т.е. взимаемые по полученному доходу.
      • вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход получает налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательством.
    • налоги с потребления – налоги взимаемые в процессе оборота товаров (работы, услуг). эти налоги подразделяются на индивидуальные, универсальные и монопольный.
      • индивидуальные налоги – вид налогообложения, взимаемый с физических лиц с полученного дохода, который включает в себя заработную плату. также к индивидуальным доходам относятся транспортный и налог на имущества.
      • универсальный налог – налог с выручки продажи товаров массового потребления и включаемый в цену этого товара.
      • монопольный налог – производство и(или) реализация определенных видов товаров, являющиеся прерогативой государства. к таким товарам ранее относилась соль, последнее время основу их составляет алкогольные напитки и табачные изделия.
    • налоги с использования ресурсов – налоги, взимаемые в процессе использования природными ресурсами, а также их называют рентными, потому что их взимание связано с образованием и получением ренты.
  2. По субъекту обложения различают налоги, взимаемых с физических лиц, юридических лиц и смешанные.
    • Налоги на доходы с физических лиц, они же подоходный налог – это налоги, которые физические лица платят со своих доходов.
    • Налоги с юридических лиц – налог на прибыль, на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество.
    • Смешанные налоги – к смешанным налогам относят налоги физических и юридических лиц, кроме НДФЛ и на имущество физических лиц, а также на прибыль организация и на имущество организаций, составляющих группу юридических лиц.
  3. По способу обложения. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада:
    • «По декларации» - сумма налога, объявляемая самим налогоплательщиком.
    • «У источников» - закладывается в институт налоговых агентов, на них возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты, чтобы исключить возможность отклонения от уплаты налогов.
    • «По уведомлению» - налоги, предусматривающие обязанность налоговых органов по исчислению налогового оклада и уведомления налогоплательщиков. Налог исчисляется, сходя из сопоставления внешних признаков объектов налогообложения, например предполагаемой средней доходности.
  4. По применяемой ставке:
    • Прогрессивные ставки – эти ставки действуют в увеличивающем проценте к стоимости объекта налогообложения. Данный налоги построены так, что отношение доходов после уплаты налогов к доходам до их уплаты уменьшается при увеличении этих доходов.
    • Регрессивные ставки – такие ставки действуют в уменьшающем проценте в стоимости объекта налогообложения. Данные налоги построены так, что отношения доходов после уплаты налогов к доходам до их уплаты увеличиваются при росте их доходов.
    • Пропорциональные ставки – срабатывают в схожем процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.
    • Твердые ставки – налоги, размер ставки которых уточняется в безоговорочной сумме на единицу измерения налоговой базы. Данные налоги не находятся в зависимости от объема дохода или же выгоды налогоплательщика. К ним относятся акцизы, муниципальные пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
  5. По назначению:
    • Абстрактные(общие) – поступают в бюджет всякого значения и используются на цели, конкретные ценностями соответственного бюджета, т.е. поступление от совокупных налогов считается главным прибыльным источником разно уровненных бюджетов.
    • Целевые(специальные) – имеют определенное целевое назначение. За счет целевых налогов формируются государственные внебюджетные фонды. К внебюджетным фондам относятся пенсионный фонд, медицинское страхование и социальное страхование.
  6. По срокам уплаты различают налоги:
    • Срочные (их еще называют разовыми) – эти налоги не имеют регулярного характера, а реализуются к моменту наступления определенного события или действия. Так, примером срочных налогов можно охарактеризовать до начала 2006 года налоги на наследование или дарение, ныне отмененные.
    • Периодические (их еще называют регулярными или текущими) – это налоги, которые имеют регулярный характер в установленные законом сроки. Таким периодом может быть месяц или год.
  7. По источнику уплаты:
    • Из дохода – НДС или из выручки от продажи.
    • Из прибыли – выплачивается исходя из финансового результата (налог на предприятие).
    • Из выручки – налог с доходов физических лиц, сбор на общеобязательное государственное пенсионное страхование.
  8. По принадлежности к уровню правления:
    • Федеральные (налог на добавленную стоимость; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).
    • Региональные (налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог).
    1. Местные (земельный налог; налог на имущество физических лиц).

1.3 Понятие налоговой системы: основы и виды.

Налоговая система любой страны базируется на законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют элементы налоговой системы.

Важно определить, какой смысл вкладывается в понятие «налоговая система». Понятие «налоговая система» была впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 27 декабря 1991. Налоговая система — это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, налоговых администраций[8].

Смит считал, что налоги могут стать положительным фактором экономического развития лишь при соблюдении принципов налогообложения. Развитие принципов налогообложения вызвало изменение способов обложения и видов налогов, оказывая тем самым определенное воздействие на процесс производства, на доходы налогоплательщика и государства. В последствии немецкий учений Вангер объединил в следующие четыре группы девять основных правил налогообложения.

  1. Финансовые принципы организации обложения:
    1. Достаточность.
    2. Эластичность (подвижность) обложения.
  2. Народнохозяйственные принципы:
  3. Надлежащий выбор источника обложения, то есть в частности, решение вопроса – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица или населения в целом.
  4. Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их переложения.
  5. Этические принципы, принципы справедливости:
  6. Всеобщность обложения.
  7. Равномерность.
  8. Административно – технические принципы налогового управления:
  9. Определенность обложения.
  10. Удобство уплаты налога.
  11. Максимального уменьшение издержек взимания.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы налогообложения, предложенные классиками экономической теории и их последователи, совершенствуются и дополняются в соответствии с объективными обстоятельствами. В соответствии с признаками функциональности можно выделить экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.


  1. Экономические принципы – представляют собой базисные положения, характеризующие процесс налогообложения как экономического влияния. К ним относятся:
  • Принцип справедливости – предполагает социально справедливые налоговые отношения в стране, т.е. налоги должны взиматься в

строгом соответствии с материальными возможностями налогоплательщика.

  • Принцип соразмерности – предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип включает в себя следующие требования:
    • Пропорциональности – при установлении налогов учитывается способность налогоплательщиков к уплате налогов.
    • Обоснованности – налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
    • Допустимости – недопустимы налоги и сборы, которые способствуют препятствию реализации гражданами своих конституционных прав.
  • Принцип учета интересов налогоплательщиков – основаны на определенности налогового платежа и удобстве исчисления и уплаты для налогоплательщика.
  • Принцип экономичности – реализован на производительности организации работы налоговых органов, собственно, что в конечном результате измеряется соответствием итогов среднесписочные налогового инспектора по стране к расходам на его оглавление. Суть этого принципа в том, что суммы поступлений по отдельному налогу должны существенно превышать затраты на его обслуживание.
  1. Юридические принципы – представляют собой основные начала, определяющие формирование налогового права и правоприменительной практики. К ним относятся:

Принцип нейтральности - предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенства налогоплательщиков перед налоговым законом, а также предполагает, что налоги и сборы не могут иметь дискриминирующий характера различно применяться исходя из социальных, национальных, расовых и иных критерий, а также в зависимости от формы собственности, организационно – правовой формы предпринимательства. Этот принцип реализован в ст. 3 НК РФ.

  • Принцип законности налогообложения – означает, что любой налог должен быть установлен только путем принятия по данному налогу законодательного акта, принимаемого представительной (законодательной) властью страны. В ст. 3 НК РФ сказано, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
  • Принцип отрицания обратной силы налогового закона – основан на том, что вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей в страну ухудшения положения налогоплательщиков, не распространяется на отношения, возникающие до его принятия. Данный принцип осуществлен в ст. 5 НК РФ.
  • Принцип сочетания интересов государства и других субъектов налоговых отношений – имеет место в любой системе налогового законодательства и предполагает неравенства сторон при применении налогового законодательства.
  • Принцип приоритета налогового закона над неналоговым – означает, что если в неналоговых законах есть нормы, касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только при соответствии нормам налогового законодательства. В случаи противостояния норм применяются положения налогового законодательства. Данный принцип осуществлен в ст. 4 и 6 НК РФ.