Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования ( Сущность, виды и функции налогов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

низком уровне налогов тот же объем поступлений можно неплохо получить. По последним данным в начале 2018 года после обсуждения корректировок основных подходов к корректировке налоговой системы, Минфин представит конкретные предложения по ее совершенствовании. Нам остается ждать нововведений и планировать налоговую политику предприятия в соответствии с ними, ведь именно налоговое планирование позволяет повысить эффективность функционирования как государства, так и экономических субъектов[11].

Федеральная налоговая служба (ФНС) за 2017 год перечислила в консолидированный бюджет страны 17,3 трлн рублей налоговых поступлений, что на 20% больше, чем в 2016 году. Об этом сообщил глава ведомства Михаил Мишустин, выступая на заседании расширенной коллегии ФНС России.

"В 2017 году ФНС России обеспечила рекордные за последние пять лет темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны - более 17,3 трлн рублей, что почти на 20%, или на 2,9 трлн рублей больше, чем в 2016 году. Увеличение поступлений составило 3,1% к ВВП", - сказал Мишустин. По его словам, в федеральный бюджет поступило - 9,2 трлн рублей, прирост составил 32%.

Не нефтегазовые доходы обеспечили 60% прироста налоговых поступлений, отметил глава ФНС. "Более половины, 60% прироста поступлений обеспечили не нефтегазовые доходы. Драйверами роста стали налог на прибыль - 3,3 трлн рублей (рост на 18,8%) и НДС - 3,1 трлн рублей (рост на 15,5%)", - информировал Мишустин. По его словам, двузначные темпы роста также показали акцизы - 1,5 трлн рублей с ростом на 17,6%, имущественные налоги - 1,2 трлн рублей с ростом на 11,9%, НДФЛ - 3,3 трлн рублей с ростом на 7,7%, что выше роста заработной платы, которая в 2017 году увеличилась на 7,2%.

Мишустин добавил, что прирост поступлений по не нефтегазовым доходам произошел не только благодаря росту ВВП после снижения в 2015- 2016 годах и законодательным изменениям. "Около 400 млрд рублей, или четвертая часть в структуре прироста, обеспечены за счет налогового администрирования, что говорит о сокращении теневого сектора экономики и формировании более прозрачной и конкурентной деловой среды", - сообщил глава ведомства. По информации ФНС, с 2013 года налоговые поступления (без НДПИ) выросли на 4,5 трлн рублей (с 8,8 до 13,3 трлн рублей), или в полтора раза. В реальном выражении за пять лет рост ненефтегазовых доходов составил 17,7%, при росте экономики на 1,2%. В целом с 2013 года рост налогов на 16 процентных пунктов опередил рост экономики, за счет чего бюджет дополнительно получил 1,9 трлн рублей.


Внебюджетные фонды

За 2017 год ведомство перечислило во внебюджетные фонды РФ 5,8 трлн рублей, что на 9,1% больше, чем годом ранее, отметил глава ФНС.

"Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году стало обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн рублей, на 9,1% (на 483 млрд рублей) больше 2016 года, в том числе в бюджет Пенсионного фонда - 4,5 трлн рублей, что на 8,7% или почти на 360 млрд рублей больше, чем в 2016 году", - сказал он. По словам Мишустина, дополнительно к уточненному бюджету ПФР поступило 42 млрд рублей, к бюджету Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) - 27 млрд рублей.

При этом темп роста поступлений страховых взносов на 1,9 процентных пункта (п.п.) превысил темп роста среднемесячной заработной платы (107,2%), отметил глава ФНС. Таким образом, за счет превышения динамики поступлений над заработной платой дополнительно поступило порядка 100 млрд рублей, в том числе по Пенсионному фонду превышение составило 1,5 п.п. (60 млрд рублей). "Доходы, поступившие сверх установленных бюджетных показателей, позволят снизить нагрузку на федеральный бюджет в части выделения трансферта на покрытие дефицита бюджета фондов", - сообщил Мишустин. Также, по его словам, ФНС провела работу по урегулированию задолженности по страховым взносам - из 522 млрд рублей образовавшейся на 1 января 2017 года задолженности, принятой от государственных внебюджетных фондов, урегулировано более 173 млрд рублей. Глава ведомства пояснил, что значительную долю составила накопленная задолженность индивидуальных предпринимателей, рассчитанная исходя из восьмикратного размера МРОТ в случае непредставления отчетности - 111 млрд рублей на начало 2018 года. Этот долг не может быть взыскан в полном объеме в связи с фактическим отсутствием доходов или прекращением налогоплательщиками предпринимательской деятельности без снятия с налогового учета. "Во избежание социальной напряженности руководством страны было принято решение о ее списании. Задача службы на 2018 год - списать эту задолженность без участия налогоплательщиков - по информации, которую нам передадут фонды. Работу планируется завершить в мае 2018 года", - сказал Мишустин[12].


​​​​​​​2.2 Проблемы в налоговой системе Российской Федерации и пути ее совершенствования.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоги являются одним из наиболее важных источников пополнения бюджета государства и влияют на развитие рыночных отношений. В свою очередь от бюджета зависит, насколько успешно будет развиваться общество в стране, и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности. Основным недостатком действующей налоговой системы считается то, что финансово-правовое регулирование и ее усовершенствование базируется на переориентации налоговой системы в главном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения. В этой сфере существовала и существует такая проблема, как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения государства. Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ. Говоря о вопросах сегодняшней налоговой концепции РФ, в первую очередь в целом, стоит отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной. Огромное количество налогов, трудные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических операций приводят к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования. Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства[13].

Налоговая система РФ совсем не отражает насущную потребность в инновационном развитии страны. Требуется совершенствование налоговой системы. Этого же требует и бюджетное послание на 2015 год президента страны. Явным недостатком налоговой системы РФ также является нестабильность налогового законодательства: в НК РФ очень часто вносятся поправки. Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ[14].


Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень. В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

  • Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.
  • Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц.
  • Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ.

Чтобы налоговая система в РФ была более эффективной, следует её усовершенствовать:

      1. Предоставить финансовым органам РФ право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно;
      2. Наделить Правительство РФ аналогичными правами;
      3. Дополнить первую и вторую части НК РФ специальным налоговым режимом для налогообложения организаций, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. В нем предусмотреть полное освобождение от налогов данных организаций[15].

В период с 2015 по 2017 гг. приоритетным направлением для Минфина РФ станет дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом Правительство РФ не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода — в 2018 г[16].


Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение нужного объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене. При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы[17].

Значительным резервом повышения эффективности налогового контроля является устранение пробелов и неточностей, выявляемых правоприменительной практикой, в законодательном порядке, вплоть до подготовки в среднесрочной перспективе новой редакции соответствующих глав Налогового кодекса. Для подготовки соответствующих законодательных положений необходимо использование практики, накопленной арбитражными судами, а также зарубежного опыта. Приоритетом деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и сборов. Налоговый контроль призван способствовать созданию рациональной системы налогообложения и достижению такого уровня исполнения налоговой дисциплины, при которой минимизируются нарушения законодательства о налогах и сборах. Проблемы налогового контроля приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению объемов поступлений налогов в бюджет, разбалансированности действий уполномоченных государственных органов и созданию неблагоприятной экономической ситуации в целом. Основными направлениями повышения эффективности налогового контроля можно выделить в первую очередь — это совершенствование всей налоговой системы, которое скажется на результатах работы налоговых органов, далее реформирование системы налогового администрирования и непосредственное совершенствование налогового контроля на отдельных участках работы налоговых инспекций. Важным направлением налоговой политики РФ до 2018 г. является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления).