Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования ( Сущность, виды и функции налогов ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГИ КАК НЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.
1.1 История возникновения налогов.
1.2 Сущность, виды и функции налогов.
1.3 Понятие налоговой системы: основы и виды.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ.
2.1. Налоговая система РФ. Структура, роль в экономике и законодательная база.
2.2 Проблемы в налоговой системе Российской Федерации и пути ее совершенствования.
- Организационные принципы – определяют основные идеи, согласно которым осуществляются построения, структурное взаимодействие и развитие налоговой системы. К ним относятся:
- Принцип подвижности (эластичности) - заключается в том, что в целях приведения в согласовании с беспристрастными делами страны налоговые дела имеют все шансы быть изменены. Этот принцип указан в ст. 5 НК РФ.
- Принцип единства – означает, что должны быть единая закономерность и нормативно – правовая база системы налогообложения на всем экономическом пространстве государства. Этот принцип представлен в ст. 3 НК РФ.
- Принцип стабильности – основа на том, что несмотря на определенную подвижность, налоговая система должна быть достаточно стабильной, чтобы эта система мало подвергалась каким – либо изменениям и дополнениям.
- Принцип множественности налогов – обоснован необходимостью перераспределения налогового давления по их плательщикам. Множество налогов выгодно государству, поскольку обеспечивают: более широкий круг налогоплательщиков; больший круг денежных источников, т.е. широкую налоговую базу.
- Принцип исчерпывающего перечня налогов – заключается в необходимости законодательного управления определенного количества налогов, взимаемых как с юридических, так и физических лиц, как для федерального, так и для местного уровня государственного управления.
- Принцип налогового федерализма – основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, который наделяет различные уровни государственной власти налоговыми полномочиями и ответственностью. Данный принцип указан в ряде статей НК РФ.
- Принцип гармонизации налогообложения – основан на необходимости строительства налоговой системы стран с учетом международных норм и правил налогообложения, что имеет существенное значение в условиях глобализации мировой экономики.
Совокупность представленной системы принципов налогообложения неокончательная и небесспорная. На сегодняшний день экономическая наука не определила окончательной системы принципов налогообложения и не выработала единообразного подхода[9].
Функционирование налоговой системы направлена на устранение противоречий между частными и общественными интересами. Ввиду того, что общественные затраты многократно превышают частные затраты, государство должно через налоги включать разумную часть общественных затрат в себестоимость товаров, работ и услуг.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ.
2.1. Налоговая система РФ. Структура, роль в экономике и законодательная база.
Налоговая система России как современного демократического государства складывалось под воздействием множества факторов: исторических, политических, экономических и социальных. Переход к рыночной экономике и появление новых реформ собственности потребовали создания новой налоговой системы. В истории развития налоговой политики современно России можно выделить шесть этапов.
-
- Начало 90-х годов (с 1990 – 1993 г.) государство, на период резкого перехода к новым экономическим, политическим и социальным условиями жизни общества, вело фискальную политику по принципу «взять все, что можно взять». При этом государство практически попала в «налоговую ловушку», когда повышение налоговой нагрузки вело к снижению государственных доходов.
- Второй этап (с 1994 – по 1998) снизил ставки налога на прибыль и НДС с 28% до 20% и 10% и характеризуется глубокими кризисами в экономике и в бюджетно-финансовой системе, падением собираемости налогов, нарастанием огромной задолженности. За период с 1991 – 1999 г.г. в России было принято множество нормативных правовых документов, в которых содержались некие противоречия. В связи с этим необходимо было принять единый кодифицированный акт – Налоговый кодекс РФ.
- Третий этап формируется налоговой политики России (с января 199 по 2001 годы) принял первую часть НК РФ, которая характеризуется периодом осознания обществом необходимости и неизбежности налогообложения и принятия со стороны государства ряда практических мер по формированию устойчивой, долговременной и понятной налоговой системы.
- Четвертый этап 2002 – 2006 г.г., характеризуется усилением сложности и разно стильности налоговой системы, связанной с экономическим кризисом: упрощен режим налогообложения малого бизнеса; снижены налоговые ставки по НДФЛ и усовершенствована система налоговых вычетов по нему; удалось обеспечить более – менее равномерное распределение налоговой нагрузки среди налогоплательщиков, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот.
- Пятый этап 2007 – 2015 г.г. еще более усилил негативную тенденцию предыдущего периода. На этом этапе налоговая политика государства связана с международными экономическими кризисами.
- Шестой этап, начиная с 2015 года по настоящее время, принятое новое налоговое законодательство, учитывает: пресечение налогового произвола властей, особенно на местных; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц, совершенствование системы налогового администрирования, воспитание налогового правосознания граждан и укрепления гарантий соблюдения налоговой законности[10].
Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства. Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри, так и внешне системных факторов (воздействий), т. е., она является не статической, а динамической системой. Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.
В существующих сегодня экономических системах роль налогов значительно велика. Они являются основным каналом доходной части бюджета и, кроме этого, включены во все звенья финансовой системы государства с юридическими и физическими лицами. От продуманности и адекватности налоговой системы современным экономическим условиям, принципами национальной экономики; зависит эффективность деятельности главных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. Поэтому закономерно: в российских условиях налоговая политика стала важнейшим объектом и направлением рыночных реформ. В настоящих условиях рыночной экономики значимость налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальны процессов, которыми располагает государство. Налоговая политика – это совокупность принятых управленческих решений и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами управления в области налогообложения, с учетом интересов и целей государства на определенном историческом этапе его развития. Налоговая политика относиться к сфере государственного управления, в которой, объективно существуют конфликт и государственные интересы, в виду «вторжения» в частную собственность с целью изъятия и дальнейшего перераспределения ее части. На сегодняшний день налоговая политика, являясь неотъемлемой частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность экономических, правовых, организационных мероприятий в налоговой сфере, которые направлены на достижение обеспечения ресурсами выполнения общегосударственных задач. Она содержит стратегические и тактические цели. Налоговая политика должна проводиться в рамках единой согласованной финансовой политики, т.к. оказывают весомое влияние на экономику. При этом налоговую стратегию государства можно определить, как совокупность ключевых целей и основных способов их достижения на перспективу, а налоговая тактика государства в свою очередь позволяет своевременно решать конкретные текущие задачи и детализирует стратегию. От налоговой стратегии тактика отличается гибкостью, оперативностью, незамедлительной реакцией на изменение, происходящие в стране и во всем мире. Отсюда следует, что с помощью налоговой политики, государство:
- Проводит протекционистские или ограничивающие меры по отношению к отдельным сферам деятельности, регионам, отраслям;
- Осуществляет антиинфляционные меры;
- Противодействует сговорам монополий;
- Способствует повышению устойчивости и эффективности деятельности предприятий, по средствам совершенствования законодательной базы в сфере налогообложения.
Как показывают сегодняшние реалии, очень серьезной проблемой России является общая неопределенность налоговой политики, что подтверждается постоянными изменениями, вносимыми в ключевые нормативные акты в этой сфере. Таким образом, количество изменений в НК РФ за год в среднем составляет от 20 до 40. Данные поправки не могут отразиться на состоянии предпринимательской деятельности, являющейся одним из основных направлений, которые обеспечивает поступательный характер налоговых доходов бюджета Российской Федерации. Частичный предварительный анализ современной налоговой политики позволяет сделать вывод о ее противоречивости и неустойчивости. Нестабильность налоговой политики в ее незащищенности, высокой зависимости от субъективных и конъюнктурных факторов. Именно поэтому различные этапы налоговой политики и их критическая оценка остаются в поле зрения ученых экономистов на протяжении длительного времени и особенно актуальны на современном этапе развития современной России. Сущность налоговой политики на государственном уровне достаточно изучена. В то же время вопрос о возможности проведения налоговой политики на иных уровнях до сих пор остается открытым. В целом разделение налоговой политики по уровням невозможно без выделения признаков, по которым это разделение будет производиться. Наиболее целесообразным и верным представляется выделение следующих признаков:
- Основная цель;
- Субъект налоговой политики;
- Объект налоговой политики.
Прогрессивная западная наука уже давно использует налоги в качестве инструмента регулирования целого комплекса вопросов: от проблем экологии и загрязнения окружающей среды до вопросов внешней политики и давления на соседствующие государства либо государства, имеющие в данной стране экономические интересы. Формирование оптимальной модели налоговой политики – главная и первостепенная задача любого государства с развитой и развивающейся экономикой. Практика определения эффективности с точки зрения оценки «затраты – результаты» имеет и положительные, и отрицательные последствия. Из положительных следует выделить:
-
- Сокращение общего количества налогов;
- Упрощение процедуры налоговой отчетности;
- Уменьшение количества отчетных форм.
В сфере современного российского налогообложения в последние годы приняты комплекс мер, предполагающих планомерное снижение налоговых ставок, а также отмену неэффективных налогов. Одновременно вносились изменения, направленные на усиление налогового контроля. Происходящим изменениям в экономической литературе дается разная оценка. Одни считают принудительное перераспределение финансовых ресурсов и, как следствие, говорят о дальнейшем снижении уровня налогообложения. Другие рассуждают о целесообразности аккумулирования финансов в руках государства с целью их дальнейшего использования для направленного воздействия из бюджета кредитов, дотаций, субсидий. Кроме этого, органами государственной власти принимаются существенные меры по упрощению налоговой системы. Все это позволяет значительно снизить налоговую нагрузку на сельхоз товаропроизводителей и субъектов малого предпринимательства, что способствует развитию их инвестиционной деятельности и расширению производства. Снижение налоговой нагрузки благоприятно отразиться на всем российском бизнесе. Без сокращения налогового бремени России грозит только инерционный сценарий развития экономики. Одна из возможностей для прорыва в экономическом росте, заключается как раз в улучшении бизнес – климата и снижении фискальной нагрузки. Бизнесу интересно, ведутся ли дискуссии вокруг прогрессивной шкалы НДФЛ, по поводу увеличения НДС на 2%. Когда речь идет о снижении налоговой нагрузки, следует сразу осуждать какие расходы нужно будет снизить. Если сейчас снизить налоги, то чем придется платить зарплату, пенсии, социальные расходы? Если мы уменьши налоги, тогда сразу нужно оговорить от чего придется отказаться. В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации снижение налоговой нагрузки в течении ближайших трех лет невозможно, но стоит также обратить внимание на бизнес. Сейчас в нашей стране одной из самых больших налоговых проблем является высокая нагрузка на фонд оплаты, что толкает предпринимателей к уклонению от уплаты страховых взносов. В результате, налоговая нагрузка для «белого» бизнеса становится непомерно высока. Если бы в Российской федерации отсутствовала теневая экономика, даже теоретические показатели налоговой нагрузки 5% ВВП были бы гораздо больше. Главная задача – делать так, чтобы теневой экономики было как можно меньше, и тогда при более