Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования ( Сущность, виды и функции налогов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Они представляют собой основную статью бюджетных доходов государства. Взимаемые в виде налогов средства составляют главную экономическую силу государства. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования экономических отношений. Они также являются объективной необходимостью, обусловленных потребностей поступательного развития общества. Государство формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению финансовыми потоками в государстве.

В условиях рыночных отношениях налоговая система является одним из главных экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризует уровень ее государственного и экономического развития. Поэтому проблемам налоговой системы Российской Федерации уделяется сегодня пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Целью данной работы - рассмотреть особенности налоговой системы России, ее сущность, проблемы и перспективы развития.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретическую основу налоговой системы;
  • изучить структуру и роль налоговой системы в Российской Федерации;
  • рассмотреть законодательную базу налоговой системы в Российской Федерации;
  • изучить проблемы налоговой системы в РФ и найти способы их решения.

Работа выполнена с учетом современного российского законодательства, а именно Налогового кодекса РФ и Конституции РФ.

Объектом исследования выступает налоговая система государства.

Предмет исследования - проблемы налоговой системы в Российской Федерации и способы их решения.

Структура курсовой работы состоит из: ведения, двух глав, заключения, списка литературы и одного приложения.

ГЛАВА 1. НАЛОГИ КАК НЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.


1.1 История возникновения налогов.

Анализ литературы показывает, что идея налогов возникла эволюционно – спонтанно и самые ранние формы, когда господствовало антимистко – татымиско конкуренция религиозных представлений, древние люди, чтобы задобрить богов, приносили дары. В виде ягод, убитых животных, убитых людей… По прошествии определенного времени, когда сформировались прочные родоплеменные правила жизни древних людей, вожди стали присваивать себе божественное происхождение, что породило правило преподнесения даров своим вождям. Когда же от родоплеменной организации человеческого общества люди перешли к государственной форме организации, традиции сохранились, но стали носить более детализированный характер: на содержание правоохранительных органов, армии, двора и др.

Налог – обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущества, и косвенные (например, акциз), увеличивающие цену товара. Налог – один из основных источников пополнения государственной казны. Основная функция налогов – регулировать экономику. С помощью рычагов налоговой политики государство оказывает воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры, стимулирует экономический рост. Важнейшей функцией налогов является перераспределение денежных средств. Другими функциями налога является: фискальная (формирование федерального, региональных и местных бюджетов (внебюджетных фондов). При установлении налога (сбора) определяются: 1) налогоплательщики; 2) объекты налогообложения; 3) налоговая база; 4) налоговая ставка (ставки); 5) порядок и сроки уплаты. Налоги и сборы являются источниками формирования государственного и местных бюджетов[1].

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать, что без хорошо налаженной, четно действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей граждан ему требуется определенная сумма денежных средств. Следовательно, без сбора налогов государство не сможет выполнять свои функции, а его существование станет бессмысленным.


Подлинно научная теория налогообложения создавалась в последней трети XVIII века вместе с классической политической экономией. Ее основоположником с полным правом считается шотландский экономист и философ Адам Смит. В 1776 году вышла его книга «Исследования о природе и причинах богатства народов». Из данного сочинения А. Смита можно вывести четыре основных принципа налогообложения, которые не устарели до сих пор:

  • Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику;
  • Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобство для плательщика;
  • Принцип экономики, заключающейся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Одним из главных выводов А. Смита состоял в том, что источником всякого богатства в натуральной и денежной формах является труд. Богатство любой нации зависит от двух основных факторов: от удельного веса населения, занятого производительным трудом, и от уровня производительности труда. А. Смит заложил основы классической школы политической экономии. Классическая теория рассматривает налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать расходы его содержания правительства. Классическая теория налогов основывается на теории рыночной экономики. Удовлетворения индивидуальных потребностей осуществляется через предоставления экономической свободы, свободы деятельности гражданина. Государство должно обеспечить развитие рыночных отношений, охрану права собственности. Для этого нужны финансовые ресурсы, а их основным источником могут быть только налоги[2].

Также А. Смит признавал налоги лишь средством формирования доходов казны. Он считал, что почти весь государственных доход, полученный за счет налогов, расходуется непроизводительно, неэффективно, что приводит к ограничению накопления капитала, роста национального дохода и развития производительных сил. Этим и определялось его негативное отношение к налогам. Последователь А. Смита Д. Рикардо также критически относился к налогам. Рикардо считал: «Налогообложения представляют собой лишь выбор из различных зол, если оно не влияет на прибыль или другие источники доходов, то оно должно влиять на расходы, и если предположить, что бремя его распределяется равномерно и не подавляет воспроизводство, то безразлично, на что падает налог»[3].


Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. В научной литературе представлены различные точки зрения относительно периодизации в развитии налогообложения, большинство ученых выделяют следующие основные периоды:

  1. IV век до н. э. – V век н. э. – налогообложения Древнего мира, для которого характерна неразвитость налоговых систем и случайный характер установления налогов. В это время появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания.
  2. V – XVII в. в. – налогообложение Средних веков, когда появляются определенные налоговые системы, но они еще запутаны и развиты крайне слабо. Сбор налогов на данном этапе носит характер предпринимательской деятельности: право сбора выкупается у государства отдельными гражданами. Налоги становятся главными источниками формирования государственной казны.
  3. XVIII – конец XIX века – одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения. На данном этапе происходит формирование налоговых систем, включающие в себя прямые и косвенные налоги, формируются принципы налогообложения и предпринимается попытка сформулировать определение налогового платежа. К середине XIX века число налогов увеличено, большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов.
  4. С начала XX века – становление конструкций современных налоговых систем, основанных на научных принципах налогообложения. Происходит более глубокое теоретическое обоснование проблем налогообложения и разработка рекомендаций по преобразованию бюджетной и налоговой систем. Данный этап характеризуется постоянными налоговыми реформами, целью которых является формирование оптимальной налоговой системой, удовлетворяющей интересам и государства, и налогоплательщикам[4].

Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входила защита интересов самого общества. Поскольку этот орган не занимался материальным производством, то есть не имел источника для собственного содержание, то общество, в интересах которого он и был создан, находило средства и источники для его содержания.

В различные времена эти источники зависели от деятельности самого общества, от исторических процессов, происходящих в нем. В мирное время этот особый орган содержался за счет остального общества путем эксплуатации неимущей части населения и изъятия части материальных ресурсов, присваемых имущей частью населения в виде налогов, для обеспечения эффективной деятельности этого особого органа – государства. В военное время основным источником становилось награбленное имущество побежденного народа. Кроме того, сам побежденный народ превращался в рабов, эксплуатация которых обеспечивала победителям большие доходы.


Таким образом, можно сказать, что основное предназначение налогов – это пополнение государственной казны. Налогообложение, развиваясь на протяжении многих столетий, при справедливой и эффективной его организации способствовало укреплению и процветанию государства, а при неумелом его использовании вызывало финансовые кризисы.

​​​​​​​1.2 Сущность, виды и функции налогов.

Сущность налогов характеризуется денежными взносами граждан, необходимые для содержания публичной власти. Размеры налогов определяются суммой расходов государства на выполнение его основных функций: управления, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно будет собирать налоги.

Налоги – это форма принудительного изъятия государством в свою собственность части имущества (в денежной форме – с развитием денежного обращения), принадлежащего части населения[5].

Сейчас налоги являются важнейшим источником средств государственного бюджета. От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. При этом государство должно руководствоваться определенными принципами: Принцип всеобщности (каждый должен участвовать в поддержке государства своей платежеспособностью). Принцип определенности (налогоплательщику должно быть известно о времени, месте, способе и размере платежа). Принцип удобства взимания налога для плательщика (удобным способом, в удобное время, когда плательщик располагает максимум средств). Принцип дешевизны взимания (вводить налоги, сбор которых минимизирует издержки). Принцип справедливости налогообложения, законодательной формы учреждения налога (как гарантии обеспечения гласности, состязательности и согласия на принудительные изъятия частной собственности). Устанавливая налоги, правительство пытается решить, каким образом возможно собрать все необходимые ресурсы из домашних хозяйств и предприятий и направить в коллективное потребление и инвестиции. А средства, полученные от налогообложения, будут являться механизмом, с помощью которого реальные ресурсы трансформируются из частных благ в общественные. Налоги взимаются не только с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводя налоги, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров[6].