Файл: Особенности семейного воспитания (Семья и ее функции).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Семья и ее социальные функции
1.2. Стили и типы семейного воспитания
ГЛАВА II Современная семья и ее проблемы
2.1. Роль родителей в воспитании и формировании личности ребенка.
2.2. Из истории семейного воспитания
3.1. Методы диагностики особенности воспитания ребенка в семье
3.2. Рекомендации по воспитанию единственного ребенка в семье.
Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание, социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьёй и обществом может изменяться в ходе истории.
Существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то отдельных случаях может быть с большим или меньшим успехом выполнена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.
1.2. Стили и типы семейного воспитания
В каждой семье реально формируется определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь подразумевается и понимание целей воспитания, и способов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя позволить относительно ребенка. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре формы семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.
Диктат в семье выражается в регулярном усмирении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Несомненно, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, учитывая целей воспитания, нормы морали, определенные ситуации, в которых нужно принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Но те из них, которые выбирают всем видам воздействия приказ и насилие, встречаются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, агрессией, а иногда и откровенной ненавистью. Однако даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним случается ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это-гарантия неудачного формирования личности.
Такой тип:
- Негативно воздействует на развитие инициативы ребенка, веры в себя, чувства собственного достоинства;
- Приводит к развитию неадекватной самооценки, неудовлетворенности многих потребностей, в том числе высших (саморазвитие, самоутверждение, самореализация).
Опека в семье - система отношений, когда родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, защищают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отводится на второй план. Родители, по существу, перекрывают кислород процессу серьезной подготовки их детей к реальной жизни вне дома. Такая избыточная опека о ребенке, чрезмерный контроль, за всей его жизнедеятельностью, построенный на близком эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, беспомощности, трудностям в общении. Бытует также обратное понятие -гипоопека, предполагающее комбинирование безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им хочется. В итоге, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые никого не почитаю, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.
Речь идет об избыточной заботе родителей в отношении ребенка. При таком типе возможны два исхода социализации:
- Ребенок в результате оказывается не готов к жизни, он безответственен, объективно и субъективно неблагополучен;
- Отмечается деспотическая направленность характера.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предусматривает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в таком случае перебарывается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где главной формой взаимоотношений выступает сотрудничество, снискивает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.
Конфронтация.
Подразумевает противоборство родителей и ребенка, отстаивание своего мнения каждой из сторон. Исход такого типа: неадекватная самооценка, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности (грубость, скандальность, цинизм и прочее).
Система межличностных отношений в семье, базирующаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Семья – это первое звено, где будущему члену общества передается социально-исторический, эмоциональный опыт. Здесь ребенок учится взаимоотношениям между людьми, у него формируются взгляды на различные предметы, жизненные явления. Взаимоотношения с родителями имеют базовое значение в становлении личности, какой она станет, зависит от стиля воспитания, принятого в семье.
Каждая «ячейка общества» создает свои неповторимые условия со строго распределенными семейными ролями. Условно, все типы можно подразделить на три варианта:
- Традиционный, основа которого авторитарные отношения.
- Детоцентрический, где чадо – центр вселенной, с вращающимися вокруг взрослыми.
- Провозглашающий сотрудничество, где родители наделены авторитетом, а главной ценностью для них является внимание, сопереживание друг к другу, детям.
Родительские заботы оказываются неэффективными по многим причинам:
- Из-за психологической неграмотности взрослых;
- Отсутствия гибкости;
- Наличия личностных проблем, которые переносятся на общение с ребенком;
- Перенесения на младших членов семьи особенностей общения между отцом и ребенком;
- Эмоциональная холодность воспитателей.
Стили семейного воспитания
Маленькое человеческое существо нуждается в родительской любви, которая обеспечивает ему жизнь и безопасность. По мере взросления, она становится не только источником благополучия, но выполняет функцию поддержки, влияет на эмоциональное, психическое здоровье. В каждой семье строится своя система взаимодействия, индивидуальные условия, которые влияют на развитие личности ребенка.
Среди базовых выделяют несколько стилей, классификация которых опирается на уровень эмоционального принятия своего отпрыска родителями, степень их контроля над ним.
Демократический стиль
Родители в семье являются лидерами, поскольку обладают авторитетом. Между старшими и младшими развиваются теплые эмоциональные отношения, над детьми установлен четкий контроль. Главной заботой становится воспитание самобытной личности. Отсутствуют разговоры на повышенных тонах, физические наказания, действия воспитателей логичны, последовательны, ответственны. Члены семьи стараются договориться между собой.
Родители, действующие в этом ключе:
- Относятся к ребенку активно, доброжелательно;
- Адекватно оценивают его победы, неудачи, знают о возможностях;
- Глубоко понимают мотивы, цели поступков;
- Предполагают дальнейший путь развития чада.
Плюсом для детей, воспитывающихся в этом стиле является:
- Способность к самоконтролю, трезвая самооценка;
- Самостоятельность, ответственность за свои действия;
- Проявления инициативы, активность;
- Адаптивность и доброжелательные отношения со сверстниками;
- Наличие собственного мнения, уважение к чужому.
Авторитетный стиль
При авторитарном стиле желание родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Взрослые считают, что они всегда правы. Личное мнение младших их не интересует. Ребенка тотально контролируют и подавляют силой, все решают за него, без его участия. Дети в такой семье не имеют личного пространства, их инициатива подавляется, компромисса в случае конфликта никто не ищет, главенствуют запреты и запугивания. При неудачах следует жесткое наказание, от продолжателя рода требуются только высокие достижения.
Минусы такого стиля проявляются уже в подростковом возрасте. Родительский авторитет падает, количество конфликтов возрастает, самые строгие средства воздействия утрачивают силу. Характер детей, воспитанных такой семьей, может развиваться в двух направлениях:
- Личность не имеет четкой жизненной позиции, собственного достоинства. Желания и устремления отсутствуют, решения безответственны.
- Появляются признаки деспотичности: циничное отношение к другим людям, ненависть и хамство по отношению к членам семьи, агрессивность.
Индифферентный стиль
Характерной чертой взаимоотношений является отсутствие теплоты, ребенком пренебрегают, что очень скоро сказывается на его психическом состоянии. В индифферентной семье дети растут замкнутыми, недоверчивыми, они ведут себя отчужденно по отношению к товарищам, у них повышен порог тревожности. Подростки безответственны, импульсивны, часто попадают в асоциальные группы.
Формирование личности может сложиться правильно, если ребенок попадает в благоприятную среду вне семьи. У него появляется возможность развивать свои творческие задатки, стать сильным, активным.
Либеральный или попустительский стиль
Родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей. С любимого детища снимаются всякие ограничения. Родительское невмешательство в воспитание, дарование полной «свободы» приводят к развитию у индивида:
- Полной безучастности, неумения строить близкие отношения, душевной черствости, неспособности о ком-либо заботиться.
- Молодой человек «теряет берега» от вседозволенности, не держит слово, врет. Хамство, вороватость и распущенность не считаются ущербным качеством.
Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
ГЛАВА II Современная семья и ее проблемы
2.1. Роль родителей в воспитании и формировании личности ребенка.
В современном мире существует много проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.
Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Родителям приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удается найти правильное решение. В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу. Воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания и делают все возможное для оказания помощи родителям в овладении основами педагогических знаний.
Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.
Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств, близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.