Файл: Особенности семейного воспитания (Семья и ее функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Это объясняется тем, что традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и заканчивая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Она является источником формирования личности. Сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения, ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Объект исследования: семейное воспитание.

Предмет исследования: типы семей и стили семейного воспитания.

Цель работы: доказать, что семья является институтом формирования личности.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие, виды и типы семей;
  2. Выявить проблемы семейного воспитания на современном этапе;
  3. Изучить теоретические материалы о семье и семейном воспитании

Гипотеза: семейное воспитание является формированием нравственной, интеллектуально развитой личности ребенка.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Семья и ее социальные функции

Брак и семья принадлежат к категории таких феноменов, которые всегда вызывают многочисленный интерес. Для социума вопрос о знании данных институтов и умение направлять их развитие имеет первоочередное значение уже потому, что от состояния их в существенной степени зависит воспроизводство населения. Помимо этого, сущность понятий "семьи" и "брака" при определенном сходстве значительно отличается: семья - это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью; брак - это общественно регулируемые половые отношения между женщиной и мужчиной, предполагающие установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к детям.

Семья, с точки зрения социологов, представляет собой малую социальную группу, базирующуюся на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.

Этот древнейший институт человеческого общества прошел непростой путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.

По мнению философов, семья - это вид социальной общности, важнейшая форма организации личностного быта, базирующийся на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многогранных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Социальная роль семьи устанавливается ее прямым участием в воспроизведении самого человека, в продолжении человеческого рода.

С позиции педагогики, семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.

Над проблематикой семейного воспитания трудились многие знаменитые педагоги и психологи: В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я. Титаренко и многие другие. Многие писатели, философы и мыслители обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме социума, от решения которой зависит очень и очень многое. Русский писатель Л.Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников. Конфуций повествовал о надобности определения гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, которые построены на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, потому как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни.


Посредственная социальная защищенность, материальные затруднения, постигающие семьи в настоящее время, спровоцировали демографический кризис в России и образованию нового типа семьи — бездетной.

Основными функциями по отношению к социуму являются:

1. Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений требуется определенное количество детей в пределах одного государства.

2. Воспитательная функция – трансформация знаний, умений, норм, навыков, ценностей.

3. Производственно-хозяйственная. Приготовление пищи, уборка, стирка и так далее.

4. Организация досуга - так как большая часть времени траться на общения с семьей.

Функции семьи по отношению к человеку:

Супружеская функция, родительская функция, организация быта. (Сластенин).

Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это базовая функция, но помимо данной функции существует совокупность социальных функций семьи.

К ним относятся:

- Воспитательная — социализация молодого поколения;

- Хозяйственно –бытовая поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и пожилыми;

- Экономическая –приобретение материальных благ одних членов семьи для других, материальная помощь несовершеннолетним и пожилым;

- Социальный контроль – ответственность старших членов семьи за поведение младших членов в социуме;

- Духовное общение– духовное аккумулирование каждого члена семьи;

- Социально-статусная– семья занимает определенное социальное положение в социуме;

- Досуговая – формирование конструктивного досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

- Эмоциональная - психологической поддержка и защита каждого члена семьи.

Семья - это такой базис социума и такая микросреда, климат которой благоприятствует или противодействует развитию моральных и физических сил человека, развитию его как социального существа. Собственно в семье зарождаются те нравственные основы, содействующие становлению личности. Семья обеспечивает значительное влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи синхронно отражаются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически безграничный характер, так как оно не ограничивается только к внушению, а подразумевает все формы влияния на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Другими словами, развитие ребенка неотъемлемо вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи сложно преувеличить.


В течении исторического развития отношения семьи и социума, семьи и личности регулярно изменялись, в первую очередь, под влиянием доминирующей в этом социуме формы производства, образа жизни и социальных отношений. В своём историческом развитии семья и брак претерпели череду этапов, на которых они зародились, сложились в обособленные общественные институты и трансформировались исходя из с насущных потребностей социальной жизни, цивилизационными устоями и социокультурными нормами.

В феодальном социуме моногамный брак стал предметом спекуляции. Мужчина, который хотел жениться, стремился обзавестись вместе с женой и имуществом, чтобы усовершенствовать материальное положение своей семьи и нарастить её авторитетность. Брак обратился в способ увеличения состояния и состоял как обыденный договор - прообраз брачного контракта. В буржуазном социуме, опять-таки, как и в феодальном, отличительным для семей господствующего класса было то, что в большинстве случаев оба супруга имели любовников. Материальное положение давало возможность супругам содержать их, и даже в пожилом возрасте "покупать" себе молодых любовников. При этом буржуазная мораль закрывала глаза на "ошибки" мужа, но строго осуждала неверность жены. Правда, почти столетняя борьба за равноправие полов привела к тому, что сейчас супружескую неверность обоих супругов оценивают почти одинаково, и в большинстве случаев, к сожалению, как нечто вполне допустимое.

Социалистическая семья, как и пролетарская, строилась на равноправии супругов. Неимение частной собственности и классовой разницы благоприятствовало этому. А небольшие расхождения между прослойками не были столь серьёзной помехой, хотя человеку не занимать изобретательности, чтобы дать другим почувствовать своё превосходство над кем-то, даже в каких-то мелочах. И всё же социальное равенство, схожесть интересов и взглядов, общая ответственность за детей - это благоприятная почва для строительства семейного счастья, но отсутствие реальных целей, традиций, и сексуальной грамотности не дали миллионам семей почувствовать при социализме семейное счастье. А "усреднённая" забота государства о супругах и их детях, а также неимение здоровой конкуренции (борьбы за существование) отчасти снизили интерес супругов к семье и даже "размыли" смысл их жизни, хотя супружеское счастье и было доступно многим.

Основными фазами исторического развития семьи и брака являются:

  1. первобытная орда, для которой характерно доминирование промискуитета (неупорядоченных половых связей, в которые могли вступать даже близкие родственники)
  2. групповая семья, образовавшаяся также при первобытнообщинном строе периода матриархата, но уже на базе табуирования и упорядочивания определенных форм социальных отношений (например, на основе наложения табу на близкородственные половые связи; убийство сородича); парная семья впервые зарождается при сохранении матриархата и коллективного брака, характеризуется выделением одного мужчины в качестве "главного мужа", вокруг которого начинает концентрироваться имуществ семьи, происходит разделение труда, зарождение ремёсел и частной собственности;
  3. патриархальная семья формируется при переходе к патриархату, когда доминирующее положение в семье и общине начинает занимать мужчина, что фиксируется в мифологии и ранних религиях; при патриархальной семье ещё сохраняются пережитки коллективного брака в виде многожёнства; от мужчины начинает вестись родословная, а женщина попадает в полную зависимость от мужчины; семья брак социальный полигамия ·моногамная семья - разновидность парного брака, которая сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней, имея свою собственную историю и множество вариантов заключения брака: от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви.

Семья как социальный институт исторически образовалась на основе парного брака на определенном этапе формирования социума. На первых стадиях его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением координировались племенными и родовыми обычаями. С появлением нравственности, религии, а затем государства координирование половой жизни получило нравственный и правовой характер. Это давало возможность еще больше ужесточить социальный контроль над браком и семейной жизнью. С развитием социума осуществлялись некоторые изменения в брачно-семейных отношениях.

Структура семьи - это не только её численный состав и количество совместно живущих поколений, но и система положений, социальных ролей отношений её членов. По структурным свойствам различаются семьи нуклеарные и расширенные. Нуклеарная семья - это семейная структура, которая состоит из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ такая семья считается важным и даже базовым социальным объединением. Расширенная семья - это такая семейная структура, которая помимо нуклеарной семьи (супругов и их детей) подразумевает и других родственников, например, дедушку или бабушку, внуков, дядю, тётю и так далее.

Ролевое взаимодействие в семье - общность норм и форм поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал финансовую независимость семьи, изменились. Сегодня большинство женщин принимают участие в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, участвуют в социальных решениях. С одной стороны, это содействовало развитию женщины как личности, равноправию супругов, но с другой - спровоцировало демографическому кризису.

Касаемо функций семьи, следует помнить, что речь идёт об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые проявляются на уровне социума, имеют общезначимые последствия, очерчивают роль семьи как социального института. Невозможно различать функции семьи на основные и второстепенные; все семейные функции - первостепенные, но необходимость разграничивать среди них важные, которые позволяют отличать семью от других социальных институтов, способствовало выделению специфических и неспецифических функций семьи. Специфические функции семьи происходят из сущности семьи и выражают её особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принуждённой или приспособленной в определённых исторических обстоятельствах.