Файл: Особенности семейного воспитания (Семья и ее функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гиперопека-5

Гипоопека-1

Кумир семьи-4

Золушка-2

Ежовые рукавицы-1

Повышенная моральная ответственность-4

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что в группе преобладает повышенная моральная ответственность родителей (4чел.), также негативное отношение к детям (ежовые рукавицы, гипоопека- 2 чел.). Семье, которая воспитывает единственного ребенка, характерны такие стили воспитания, как кумир семьи и гиперопека. Таким образом, у большинства родителей самооценка негативно влияет на самооценку детей, вследствие чего у ребенка возникает чувство тревожности.

Методика 2. Тест: «Забота родителей о ребенке»

Тест определяет степень проявления заботы родителей по отношению к своему ребенку.

Таблица 2

№ п/п

Баллы

Меньше 25

25-40

40 и выше

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

Всего

5

8

4

Данные таблицы показали, что большинство детей в основном зависимы от родителей:

Меньше 25 баллов- 5 чел.

25-40 баллов- 8 чел.

40 баллов и выше- 4 чел.

Анализируя данные таблицы, я пришла к выводу, что во многих семьях преобладает чрезмерная опека над ребенком со стороны родителей. Чрезмерная опека не способствует формирования самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка самостоятельность. Мной были разработаны рекомендации по воспитанию единственного ребенка в семье.


​​​​​​​3.2. ​​​​​​​Рекомендации по воспитанию единственного ребенка в семье.

  1. Не требуйте от ребенка того, что невозможно.
  2. Делайте все вместе.
  3. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками.
  4. Предлагайте ребенку помогать Вам в домашних делах.
  5. Играйте вместе с ребенком. Именно в игре можно лучше понять друг друга.
  6. В качестве воспитательного воздействия используйте поощрение и ласку, а не наказание и порицание.
  7. Придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
  8. Не оставляйте ребенка без внимания.
  9. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами, а не наказаниями.
  10. Чаще хвалите ребенка, его поступок.
  11. Старайтесь показывать ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.
  12. Учитесь быть своему ребенку другом.
  13. Предоставляйте возможность высказаться.

Любая семья может быть как благополучной, так и неблагополучной. Как показывает практика, дети делают то, что делают их родители. Родители должны правильно выбирать взаимоотношения с детьми для их лучшего развития психики и личностных качеств. Говоря о семейном воспитании, каждый родитель ставит перед собой задачи, как вести себя с ребенком, личное отношение к ребенку, чему учить ребенка. Ребенок настольно невинный, что берет пример с родителей, делает то, что видит. Ребенок в дошкольном возрасте ведет контакт со своими сверстниками в детском саду и не только.

Таким образом, строгость и агрессия, не друг в воспитании детей, постоянные ссоры, крики очень сильно влияют на психику ребенка. С каждым ребенком нужно вести дружеские отношения, в котором будут помогать, поддерживать, и только тогда ребенок будет учиться не скрывать чего-либо от своих родителей.

Заключение

Изучив теоретические основы семейного воспитания, значимость семьи в формировании личности, ознакомившись со стилями и типами можно сделать следующие выводы:

  1. Воспитательные традиции развиваются в зависимости от условий жизни общества, а потому могут существенно отличаться у разных народов и в разные исторические периоды;
  2. В семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и прочее), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи;
  3. Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, то есть типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими, в зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов;
  4. традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно;
  5. семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

В традициях обычно отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи.

Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

Список литературы

https://www.bestreferat.ru/referat-111973.html

1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: Эксмо, 2008. - 128 с. С. 49-51.

2. Алексеева, Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современно России [Текст] // Вестн. Башк. унта. 2008. Т. 13, № 3. Сер. Философия, социология, политология и культурология.

3. Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176-180.

4. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

5. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников /Г.И.Батурина, Т.Ф.Кузина. - М.,1995. - С.22-24.

6. Батурина, Г.И. введение в педагогическую профессию, [Текст] - М., 2011

7. Варюхина, С. И. Истоки доброты. - Минск, 1987.

8. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / Под ред. А.С. Роботово М., 2010

9. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /Г.Н.Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

10. Воронов, В.В. Технология воспитания [Текст]. - М.,2012

11. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 507 с.

12. Гиппенрейтер Ю.Б «Общаться с ребенком_ как?»

13. Данилина Т.А., Степина Н.М. «Социальное партнерство педагогов, детей и родителей»

14. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2006. - 176 с.

15. Ефремов, О.Ю. Педагогика [Текст].- СПб. : Питер, 2010

16. Жигинас Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. - Томск: ТГПУ, 2008. - 274 с.