Файл: Особенности семейного воспитания (Семья и ее функции).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Семья и ее социальные функции
1.2. Стили и типы семейного воспитания
ГЛАВА II Современная семья и ее проблемы
2.1. Роль родителей в воспитании и формировании личности ребенка.
2.2. Из истории семейного воспитания
3.1. Методы диагностики особенности воспитания ребенка в семье
3.2. Рекомендации по воспитанию единственного ребенка в семье.
Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мир родителей (взрослых) и мир детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально-эмоциональное развитие ребенка.
Основы благоприятного социально-эмоционального развития малыша закладываются в период младенчества. В раннем возрасте возникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый-ребенок». В три года ребенок выделяет себя из окружающего мира, провозглашая: «Я сам!». Начинается становление самосознания ребенка, последовательное формирование различных компонентов его структуры. В этот период очень важно родителям приложить усилия к дальнейшему закреплению положительных самоощущений ребенка и формированию первых представлений о самом себе: Кто я? Какой я? Ребенок способен различать простейшие эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, спокойствие) и уже понять их причины. Он элементарно начинает понимать значение одиночества и взаимопомощи.
В старшем дошкольном возрасте ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью родителей свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально - принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития.
Социально – эмоциональное развитие ребёнка осуществляется благоприятно при условии “представленности” в семье всех компонентов социального опыта во взаимосвязи при максимально возможной самостоятельности ребёнка в их освоении. Как утверждают отечественные учёные, социально – эмоциональное развитие осуществляется постоянно, пронизывает всю жизнедеятельность ребёнка в семье. В современных научных подходах принято считать, что внутренней движущей силой социально – эмоционального развития является удовлетворение ведущих социальных потребностей ребёнка. К ним относятся:
- Потребность в эмоционально положительных контактах, в любви и доброжелательном отношении, что создаёт ребёнку чувство защищённости и ощущение ценности своей личности, стремление к самореализации.
- Потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, удовлетворение данной потребности стимулирует положительные самоутверждения, формирует чувства уверенности.
- Потребность в признании достижений ребёнка со стороны родителей, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства и побуждает ребёнка к активному, положительно направленному выражению своих чувств к миру.
- Потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и познавательной активности ребёнка.
- Потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребёнка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничества, способность к самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми и регулированию своих чувств в процессе коммуникации.
Степень удовлетворённости этих потребностей обусловлена теми условиями, в которых живёт и развивается ребёнок, то есть средой. Домашнюю предметно – пространственную развивающую среду рассматривают как необходимое условие жизнедеятельности ребёнка. Построенная с учётом личностно – ориентированного подхода к ребёнку, развивающая среда обеспечивает развитие и становление важнейших качеств в его личности. Среда развития ребёнка – пространство жизнедеятельности дошкольника, те условия, в которых протекает его жизнь.
Воспитательная среда по мнению исследователей Л.И.Новиковой, Ю.С.Мануйлова – это средство развития личности ребёнка. Среда обладает такими основными параметрами как активность и системность. Нет ни одного компонента среды, который не имел бы своего значения в процессе влияния на личность. Другой исследователь среды (Е.В.Бондаревская) подчёркивает необходимость отношения к ней как к “жизненному пространству ребёнка, где воспитание осуществляется самой жизнью, событиями и отношениями, в которые он вовлекается”.
Основное назначение воспитательной среды в семье в том, чтобы способствовать развитию и становлению личности малыша. Один из последних подходов к пониманию среды определяет её как “среда взаимодействия” (обобщение на более высоком уровне среды деятельности, среды общения и среды отношений).
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми.
2.2. Из истории семейного воспитания
Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. Можно с полным правом сказать, что в народной педагогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.
Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни - добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и другие.
Принципы и правила воспитания и обучения детей нашли свое отражение в произведениях устного народного творчества (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях). Приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев помогало подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей. Непосредственный труд детей совместно со взрослыми, выполнение обрядов, участие в народных играх и празднествах – все это оказывало сильное воспитательное воздействие на детей.
В работах отечественных исследователей (Ганичева А.Н., Зверева О.Л., Селевко А.Г., Селевко Г.К., Степашко Л.А., Кон И.С., Шевелева А.Н. и другие) выделяются такие культурно-исторические периоды развития истории детства, семейного воспитания и соответствующих им стилей взаимоотношений родителей с детьми:
- Период древности (до IV в н.э.), когда еще собственно не существовало института семьи и жизнь ребенка не имела особой ценности, распространенным был «инфантицидный стиль».
- По мере того как росло признание наличия у ребенка души (с IV в.) возникает «бросающий стиль», когда младенца сбывали кормилице, либо отдавали на воспитание в чужую семью.
- В ХVII в. появляется так называемый «лепящий стиль». На ребенка смотрели как на «мягкую глину или воск», из которой можно вылепить все то, что хотят родители. Если ребенок оказывает сопротивление, из него «выколачивают» своеволие как злое природное начало.
- В ХVIII в., при «навязчивом стиле» родители признают ребенка маленьким человеком, однако постоянно стремятся контролировать его поведение, мысли и волю, подавляя их в своих интересах, что ведет к конфликтам.
- В ХIХ – середине ХХ вв. получает развитие «социализирующий стиль», при котором воспитание заключается в подготовке ребенка к будущей самостоятельной жизни.
- С середины ХХ в. возникает «поддерживающий, помогающий стиль», при котором родители стремятся помочь индивидуальному развитию ребенка, его природным способностям, создавая для этого необходимые условия.
Анализ историко-педагогической литературы свидетельствует о том, что развитию антропологического подхода к семейному воспитанию в ХIХ веке способствовало возникновение новых идей, связанных с общечеловеческим и национальным воспитанием. В русском общественном сознании все больше утверждалась мысль о том, что «цель воспитания есть развитие в воспитываемых человечности». В трудах В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и другие, эта основная педагогическая идея выражена вполне отчетливо.
Таким образом, в народной педагогике веками накапливался и отражался в произведениях устного народного творчества опыт домашнего семейного воспитания. Как отмечает Т. А. Куликова, каждому народу были присущи свои идеалы воспитания, представления о его цели и средствах. Данный опыт является незаменимым материалом для современной семейной педагогики, которая при разработке теоретических основ домашнего воспитания опирается на семейную народную культуру и исторически сложившиеся традиции воспитания детей в семье (И. В. Бестужев-Лада, И. С. Кон, В. М. Петров, Г. Н. Волков и другие).
Возрождение основ семейного воспитания положительно отразится на созидании эффективных внутрисемейных отношений.
ГЛАВА III Практическая часть
3.1. Методы диагностики особенности воспитания ребенка в семье
В первой главе я теоретически обосновала особенности воспитания ребенка в семье. Исходя из этого, мной было проведено исследование, в ходе которого диагностика позволила выявить, что если в семье воспитывается один ребенок, то в семье преобладает такой тип воспитания, как гиперопека.
Исследование было проведено в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа №1194» , объединенный вместе с садиком, в старшей группе.
В исследовании участвовали 17 детей, из них 11 девочек и 6 мальчиков. Исследование проводила по методическому пособию Дереклеевой Н.И. «Справочник классного руководителя»
Для выявления особенностей одного ребенка в семье младшего дошкольного возраста мной были использованы следующие методы.
Методика 1. «Тест-опросник выявление родительского отношения к детям»
Родительское отношение - это формирование образа семьи у ребенка, поведенческие стереотипы, особенности восприятия характера, его поступков.
Таблица 1
№п/п |
Гиперопека |
Гипоопека |
Кумир семьи |
Золушка |
Ежовые рукавицы |
Повышенная моральная ответственность |
1 |
+ |
|||||
2 |
+ |
|||||
3 |
+ |
|||||
4 |
+ |
|||||
5 |
+ |
|||||
6 |
+ |
|||||
7 |
+ |
|||||
8 |
+ |
|||||
9 |
+ |
|||||
10 |
+ |
|||||
11 |
+ |
|||||
12 |
+ |
|||||
13 |
+ |
|||||
14 |
+ |
|||||
15 |
+ |
|||||
16 |
+ |
|||||
17 |
+ |