Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях (Анализ коммуникационных технологий в системе управления персоналом ООО «М.Видео менеджмент»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы коммуникационных технологий в системе управления персоналом
1.1. Понятие и сущность коммуникационных технологий
1.2. Место и роль коммуникационных технологий в системе управления персоналом
1.3. Типовая структура внутренних коммуникаций в организации и методы ее построения
Глава 2. Анализ коммуникационных технологий в системе управления персоналом ООО «М.Видео менеджмент»
Изменения, произошедшие в коммуникационном процессе восходящего направления, представлены на рис.10 и 11.
100%
запрос
уточнение информации
ответ
Рис.10. Процесс восходящей коммуникации до внедрения системы
47%
52% (стандартные запросы)
Рис.11.Процесс восходящей коммуникации после внедрения системы.
Рисунки 10 и 11 наглядно показывают, что после внедрения системы по повышению эффективности восходящей коммуникации, все запросы от магазинов ООО «М. Видео Менеджмент» разделись на две категории: «стандартные запросы» (52%) и «нестандартные запросы» (47%). Стандартные запросы с помощью внедренной системы будут автоматически отправляться ответственным сотрудникам в офисе, а нестандартные запросы продолжают отправляться сотрудникам отдела коммуникаций.
Основываясь на важных элементах повышения эффективности внутренних коммуникаций, мы предложили Компании внедрить во все информационные письма, отправленные на магазины сети ООО «М. Видео Менеджмент», так называемый «Шаблон задачи» (см. Приложение 6). Данный шаблон содержит в себе четыре главных блока:
- Краткое описание задачи (Что нужно сделать?);
- Ответственный за выполнение задачи (Кто должен сделать?);
- Срок выполнения задачи (В какой срок нужно сделать?);
- Инструменты (Как и с помощью чего можно выполнить поставленную задачу?).
Безусловно, такая постановка задачи более эффективна, чем сплошной текст информационного письма с выделением основных фраз и предложений, т.к. она заключает в себе все необходимые элементы успешного выполнения задачи и четко структурирует их.
Шаблон постановки задачи может быть разнообразным и содержать в себе большее количество блоков. Однако стоит помнить о том, что если блоков будет много, то это может привести к обратному эффекту и вернуть компанию к началу (неэффективное исполнение задачи из-за большого количества лишней информации). На наш взгляд, к подобному шаблону можно добавить блок «Мотивация», который содержит в себе ответ на вопрос «Зачем я должен это сделать?». Такого рода информация, поможет не только осознать сотрудникам конечную цель выполнения той или иной задачи, но и повысит их мотивацию, которая оказывает прямое влияние на качество выполнения задачи.
Заключение
Под коммуникационной технологией понимается совокупность структур, процедур, операций, приемов, используемых в ходе коммуникационного взаимодействия субъектами коммуникации для достижения своих целей.
Коммуникации в организациях можно разделить на внешние и внутренние. При этом непосредственно для организации наиболее актуальной является проблема формирования эффективных внутренних коммуникаций.
Средства коммуникации в организации – это каналы связи, с помощью которых организация взаимодействует с внутренними целевыми группами (прежде всего, с персоналом).
По внутренним каналам коммуникаций, по сути, перелаются два вида информации. С одной стороны - это информация о том, что происходит внутри компании, а с другой - это информация о том, какое место занимает компания во внешней среде.
Культура задачи, транслируемая в «М.Видео», ориентирует персонал на выполнение конкретных задач. Большой упор при этом делается на объединение целей сотрудников и организации. Наибольшая эффективность достигается путем интеграции необходимых ресурсов и сотрудников, группам которых дают возможность самостоятельно решать стоящие перед ними задачи. В таких организациях результативность работы команды ценится выше, чем результативность отдельного работника. Культура задачи культивирует коллективизм, что обеспечивает хорошие взаимоотношения в коллективе и взаимоуважение, основанное на признании способностей, а не на возрасте. Данная культура соответствует специфике деятельности ООО «М. Видео Менеджмент», поскольку позволяет вести эффективную деятельность в условиях постоянно меняющейся конкурентной среды.
При изучении ценностей сотрудников ООО «М. Видео Менеджмент» автором выявлены следующие факторы:
- 31% респондентов назвали целью своей работы удовлетворение потребностей клиентов;
- оценка внутренних взаимоотношений дала следующие показатели – 68% респондентов отметили недостаток поддержки руководителя, 57% - отсутствие понимания со стороны коллег, 52% опрошенных недовольны медленным карьерным ростом;
- лишь 26% респондентов считают, что инициативные сотрудники имеют возможность продвижения по карьерной лестнице внутри компании.
Работники ООО «М. Видео Менеджмент» считают, что они принимают недостаточно активное участие в деятельности организации, а руководство неактивно откликается на инициативные предложения сотрудников.
Отмечены ситуации возникновения разногласий между сотрудниками по поводу выполнения тех или иных должностных функций.
Респонденты отметили, что часто распоряжения руководства не сопровождаются четким формулированием временных рамок на выполнение задания. Это приводит к таким негативным последствиям, как нарушение сроков, затягивание с решение проблем, затруднение обслуживания клиентов.
Систему внутренних коммуникаций в ООО «М. Видео Менеджмент» нельзя определить как «хорошую» («сильную», «здоровую»). Причины этого следующие:
1) Отсутствует четко налаженная периодическая отчетность о положении дел и о дальнейших действиях от руководителей к подчиненным, что ведет к недоверию и напряженности работников.
2) Отсутствуют единство, партнерство, поддержка в команде менеджеров второго уровня.
3) Отсутствует разработанный комплекс коллективных мероприятий, способных наладить теплые взаимоотношения сотрудников, а, следовательно, отсутствует и «здоровый» корпоративный климат в коллективе.
Проанализировав внутрикорпоративную культуру и систему внутренних коммуникаций ООО «М. Видео Менеджмент», были предложены методики подавления и предотвращения конфликтных ситуаций. Основываясь на вышесказанном, рекомендации включают в себя проведение корпоративных мероприятий, выпуск газеты или журнала в подразделениях компании, проведение тренингов для нормализации внутрикорпоративной культуры, модернизация информационной системы по повышению эффективности восходящей коммуникации.
Список использованных источников
- Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2014.
- Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2012. - 480 с.
- Бадя Т.П. Взаимосвязь корпоративной культуры и внутренних коммуникаций // Управление развитием персонала. - №4. - 2011. – С.272-277
- Базаров Т. Ю., Еремина Т. Л. Управление персоналом. − М.: Юнити, 2011. – 560 с.
- Бориснев С.В. Социология коммуникаций. - М.: Юнити-Дана, 2013. – 270 с.
- Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководителей. – СПб.: Питер, 2014. – 445 с.
- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристь, 2014. – 496 с.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент / Учебник. – М.: Высшая школа, 2014.
- Волкогонова О. Д., Зуб А. Т. Управленческая психология. – М.: ИД «ФОРУМ» ИНФА – М, 2012.
- Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: учеб. пособие – 2-е изд., доп. − Таганрог: ТРТУ, 2011. – 231 с.
- Егоршин А.П. Управление персоналом. – 2-е изд. – Н. Новгород: НИМБ, 2012.
- Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью: Вводный курс. - СПб.: Питер, 2013. - 240 с.
- Еремина Б.Л., Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ, 2014.
- Завьялов А.Г. Корпоративная культура и имидж предприятия. - М., 2012
- Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера РR. - СПб: Изд. Буковского, 2014. - 267 с.
- Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры. - СПб.: Питер, 2011. - 320 с.
- Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломонидина Т. О. Организационное поведение. − М.: Инфра-М, 2015. – 385 с.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: Экономика, 2014.
- Куроленкина Н.Е. Влияние внутренних коммуникаций на эффективность работы персонала // Управление человеческим потенциалом. - №1. - 2015. – С.42-47
- Ладанов И. Д. Практический менеджмент / Под ред. Сергеюка П.И. – М.: Ника, 2011.
- Лэйхифф Д.М., Пенроуз Д.М. Бизнес-коммуникации. – СПб.: Питер, 2011. – 369 с.
- Макарова И.К. Управление персоналом. – М., Юриспруденция, 2014.
- Малышев К.Б. Психология управления: Научно–методическое пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ, 2014.
- Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия / Учебное пособие. – М.: 2011.
- Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. Учебник / В.И. Маслов. - М.: Финпресс, 2014. - 288 с.
- Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. / Под ред, П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М, 2014.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., «Дело», 2012.
- Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Уч. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2014.- 160 с.
- Основы управления персоналом / Учебник для вузов. Под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высшая школа, 2012.
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб.: Знание, ИВЭСЭИ, 2011
- Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Альпина Бизнес бук, 2011
- Психология совместной деятельности малых групп и организаций / Отв. Ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Социум; Изд-во ИП РАН, 2011. - 288 с.
- Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Юнити, 2014.
- Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 2013.
- Рева В.Е. Коммуникационный менеджмент: Учебно-методическое пособие. - Пенза, 2014. - 160 с.
- Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб: Изд–во Смольного ун–та, 2014.
- Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с.
- Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М.: ЗАО Бизнес – школа Интел – синтез, 2011.
- Федотова М.Г. Коммуникационный менеджмент: учеб. пособие - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. – 76 с.
- Филатова О. Г., Летуновский В. П. Организация работы отдела по связям с общественностью. - СПб.: Роза мира, 2011. - 253 с.
- Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. – М.: Юнити–Дана, 2015.
- Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. - М., 2012. - 330 с.
- Ярных В.И. Проблема внутренних коммуникаций в компании // Менеджмент сегодня. - №4. - 2014. - С.218-225
Приложение 1
Классификация коммуникаций в организации
Приложение 2
Организационные коммуникации
Приложение 3
Типовая последовательность построения системы внутренних коммуникаций [47]
Приложение 4
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей
(КОС-2)
- Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
- Нравится ли вам заниматься общественной работой?
- Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?
- Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
- Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
- Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
- Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?
- Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений?
- Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?
- Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
- Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?
- Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?
- Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
- Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
- Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
- Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
- Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
- Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
- Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
- Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
- Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
- Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
- Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
- Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
- Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
- Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
- Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
- Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?
- Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
- Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве) ?
- Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?
- Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?
- Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
- Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
- Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
- Верно ли, что у вас много друзей?
- Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
- Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
- Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Ключ к тесту
Коммуникативные склонности |
Ответы |
(+) да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 |
|
(-) нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 |
|
Организаторские склонности |
(+) да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 |
(-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40 |
Приложение 5
Анкета
для экспресс-оценки уровня развития корпоративной культуры
в компании
Уважаемый сотрудник «М. Видео Менеджмент»!
Выберите, пожалуйста, подходящий к каждому утверждению ответ.
№ |
Утверждение |
Да |
Нет |
1 |
Для персонала характерна инновационность и позитивное восприятие перемен |
||
2 |
В компании существует высокая степень мотивации сотрудников |
||
3 |
Сотрудники компании неравнодушны к организационным проблемам |
||
4 |
Компанию отличает высокая степень лояльности сотрудников и их ответственности по отношению к организации и коллегам. В деятельности превалируют интересы общего дела |
||
5 |
В компании наметился благоприятный психологический климат, который ориентирован на сотрудничество и основан на взаимном уважении |
Спасибо за участие в опросе!
Приложение 5
Анкета на выявление содержательной коммуникативной составляющей
организационной культуры
Уважаемые сотрудники!
Вам предлагается ряд вопросов и следующих за ними ответов, которые необходимо будет проранжировать в зависимости от того, насколько каждое утверждение характерно для вашего предприятия. Если реальную ситуацию можно описать с помощью представленных утверждений в разной степени, необходимо указать, какая из тенденций проявляется больше, а какая — меньше, поставив напротив утверждений ранг от 0 до 3. При этом «О баллов» ставится в том случае, если предложенное после вопроса утверждение совершенно нехарактерно для вашей компании, «3 балла» необходимо присудить тому утверждению, которое абсолютно соответствует ситуации на вашем предприятии. Если утверждения в равной мере характерны для вашего предприятия, можно присудить им одинаковый ранг.
№ п\п |
Вопрос анкеты |
Ранг (от 0 до 3) |
1 |
Руководство по поводу профессионального поведения персонала требует: |
|
а) четкого исполнения должностных обязанностей согласно инструкциям и правилам |
||
б) полного подчинения указаниям вышестоящего руководства |
||
в) приоритетного соблюдения этики трудовых отношений, ориентации на командную работу |
||
г) проявлять инициативу и самостоятельность в решении профессиональных задач |
||
2 |
В процессе общения со своими коллегами Вы скорее всего: |
|
а) ориентируетесь на должность и предпочитаете общаться только с теми сотрудниками, которые являются равными Вам по статусу |
||
б) предпочитаете общаться с «нужными» людьми, которые находятся близко к руководству предприятия (подразделения) и могут повлиять на повышение Вашего статуса |