Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях (Коммуникации: понятие, цели, виды, основные элементы, коммуникационные барьеры).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы коммуникаций как процесса передачи информации в современной организации
1.1. Коммуникации: понятие, цели, виды, основные элементы, коммуникационные барьеры.
1.2. Особенности межличностных коммуникаций в современной организации
2. Проблемы коммуникаций в современных организациях на примере Администрации сельского поселения
2.1. Общая характеристика объекта исследования
2.2.Анализ коммуникационного процесса и выявление особенностей и основных проблем
2.3.Рекомендации по повышения эффективности процесса межличностной коммуникации
Речевая сторона общения имеет сложную многоуровневую структуру и проявляется в разных стилистических разновидностях (разные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т. д.).
Все речевые характеристики и другие составляющие коммуникативного акта способствуют его (успешной или неудачной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного перечня возможных средств речевого и неречевого общения те средства, которые кажутся нам наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это социально значимый выбор. Этот процесс бесконечен и бесконечно разнообразен[11,с.94].
В речевом общении мы еще раз убеждены, что слова - это не просто знаки, обозначающие объекты или классы объектов. Говоря, используя слова в общении, мы создаем целые системы идей, верований, мифов, свойственные определенному сообществу, определенной культуре[9,с.122].
То, как мы говорим, дает другому коммуникатору представление о том, кто мы есть. Это особенно очевидно, когда коммуникатор играет роль в организации. Даже временный выход из роли (например, в политической сфере: президент, играющий в теннис или сидящий за столом, разговаривающий с людьми простым языком на простом языке), имеет значение на фоне основного набора ролей для особая коммуникативная личность.
Используя речь, мы можем распознать социальный статус собеседника или не распознать его. Статусная функция речи также проявляется при обращении к старшему офицеру в армии: выбор словесных и сопутствующих невербальных средств способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций. Комплимент женщине не всегда означает, что она хорошо выглядит. Этот «коммуникативный ход» скорее устанавливает разные социальные статусы коммуникантов. Разговоры в женских и мужских компаниях ведутся с разным набором допустимых лексических единиц; в смешанной компании также не допускается использование грубых или оскорбительных выражений
- Невербальная коммуникация.
Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникаторов. Биологические корни языковых тел лежат в разных позах животных, изучающих этологию (позу сдерживания, примирения, любовных намерений). Значения позы, положения конечностей, пальцев не всегда точно определены изначально, они зависят от контекста. Точно так же человеческое тело достаточно мобильно, чтобы занять практически любое положение[8,с.114].
В то же время исследователи биосемиотики человека отмечают ряд типичных поз, которые представляют собой наборы (парадигмы) культурного оттенка: скрещенные ноги при сидении с пятками сверху - Индия, приседание с подвешенными руками - «зона» и т. д. Эти символы являются вариациями: первый пример можно увидеть не только в Индии, но и в Западном Самоа, второй - не только по району, но и среди современных подростков. В обоих случаях можно говорить о влиянии контактов и подложки. Контакты и субстрат - это термины, заимствованные из ареальной лингвистики и сравнительной культурологии. Субстрат - это местный язык или местная культура, или более старый слой языка или культуры, на который наслоен суперстрат - внешний язык или культура, влияющая на субстрат[12,с.104].
Таким образом, как и у животных, позы человека, точнее их семиотическая интерпретация, не являются полностью врожденными: они ассимилируются в процессе общения с себе подобными. Практический вывод из этой позиции: можно учиться и переобучаться (создавая заданные определенные параметры личного имиджа коммуникатора), а также переучивать других (создавать образ другого человека).
Язык тела включает в себя следующие компоненты[10,с.81]:
- Жесты: способ подписать использование рук. Можно, например, взмахнуть рукой от другого конца зала, привлекая внимание; показать рост и другие размеры рукой от пола или двумя руками - размером с пойманную рыбу. Вы можете указать пальцем на объект, хотя он не считается приличным в обычном контексте. Но если это делается в контексте профессионального дискурса, это вполне приемлемо и даже необходимо: футбольные арбитры указывают на центр поля или на цель.
- Выражения лица: способ использования выражений лица. Прежде всего, мы смотрим в глаза человека - зеркало души. Инструментом мимики является и рот. Мы можем наблюдать тонкие различия в улыбке и взгляде. Положение лицевых частей выполняет культовые функции: удивление, поднятие бровей, гнев, страх или приветствие. Чтением лица-физиономии занимался даже Аристотель. Считается, что вы можете узнать характер человека на лице[3,с.87].
- Положение тела: способ удержать себя (наше тело). Считается, что расслабленная поза указывает на уверенность в собеседнике. Большая часть семиотики тела восходит к природным инстинктам. Напряжение в стрессовой ситуации (например, наедине с преступником) напоминает поведение животного по отношению к хищнику. Семиотика тела очень важна при первой встрече, потому что реальные человеческие моменты личности еще не успели проявиться. Итак, во время собеседования на работу рекомендую сидеть прямо, не бездельничать в кресле, проявлять интерес, смотреть в глаза собеседнику, но не очень агрессивно. Действительно, противостояние начинается с определенного взгляда на собеседника и с позиции тела «лицом к лицу» [9,с.81].
- Проксемика: как используется пространство. Расстояние между собеседниками зависит от возраста и пола собеседников, а также от степени знакомства между ними. Здесь также видны биологические корни (любовь-дружба-доброжелательность - недоброжелательность-вражда). Обычно недостаточно знакомого человека «держат» на расстоянии вытянутой руки[11,с.77].
- Тактильное общение: прикосновения, поглаживания и т. Д. Использование тактильных элементов общения говорит о взаимоотношениях, статусе, степени дружбы между собеседниками. Этот метод чаще встречается у приматов, в человеческом обществе - у женщин и детей: ходьба рука и рука, рука на плече, похлопывание по плечу, по щеке, «тыкание» в бок. Существуют также серьезные межкультурные различия. Например, китайцы и британцы считаются наименее «трогательными» людьми, поэтому плохо используемый тактильный коммуникационный акт против представителя этих народов может даже восприниматься как оскорбление[13,с.114].
- Паралингвистические элементы - в отличие от реальных жестов - сопровождают речь, дополняют эмоциональную сторону общения (свистят от удивления, вздыхают от отчаяния или восхищения: в Финляндии даже некоторые междометия произносятся на одном дыхании).
- Параязык говорит о том, как интерпретировать слова, дает дополнительную информацию к интерпретации, иногда переворачивая знаки на прямо противоположные К паралингвистическим моментам можно отнести и языковые супрасегментные средства: интонацию, тональный уровень голоса, даже громкость - выражающую, например, гнев[9,с.21].
О более устойчивых вещах, таких как личность собеседника, его социальный статус, роль, работа. говорит одежда и внешний вид (волосы, украшения, косметика и т. д.)
Недаром герои мыльных опер одеты символически, отражая свойства определенной социальной группы. Точно так же в рекламных роликах: домохозяйка, учитель, мать двоих детей, бизнесмен и т. Д. В современной реальности, порожденной определенными стереотипами, она характеризуется одеждой. Характер человека отражается в цветовых предпочтениях. Считается, что экстраверт предпочитает более яркие цвета. Но цвет также может быть связан с контекстом общения. Цветовые предпочтения могут многое сказать о человеке[12,с.114].
С древних времен люди украшают одежду или тело различными предметами. Однако эстетическая функция не всегда является ведущей. В основном, перед нами признаки культурного кода, как явные (корона короля или обручальное кольцо супруга), так и неявные (предпочтение тому или иному виду ювелирных украшений многое говорит о социальном статусе. Эти признаки невербального общения связаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса[5,с.77].
Функции общения в межличностных отношениях. Одним из общих оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик - информации, интерактивности и восприятия. В соответствии с этой информацией и коммуникацией различают регулятивно - коммуникативную и аффективно-коммуникативную функции[12,с.104].
Информационно-коммуникационная функция общения - это любой вид обмена информацией между взаимодействующими лицами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношениями двух людей, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны иметь единую или похожую систему кодификации, декодирования сообщений[9,с.43].
Передача любой информации возможна через различные системы знаков. Обычно различают вербальное (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальное (различные неречевые системы знака) общение.
Нормативно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регулировании поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.
В процессе общения как взаимодействия (словесного, физического, невербального) индивид может влиять на мотивы, цели, программы, принятие решений, выполнение и контроль действий, то есть всех компонентов деятельности своего партнера, включая взаимное стимулирование и коррекция поведения.
Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение является важнейшим фактором, определяющим эмоциональные состояния человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях человеческого общения - происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление[7,с.34].
Связь считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно значению, которое отправитель вложил в нее. Эффективность сообщений варьируется. Данные зарубежных исследований показывают, что эффективность горизонтальных связей достигает 90%, вертикальных - 20-25% (т. е. Объем информации, поступающей из дирекции, достигает рабочих и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители могут выполнять свои функции, имея лишь пятую часть предназначенной для них информации[11,с.76].
Недостаточная эффективность вертикальных как восходящих, так и нисходящих связей подтверждается данными о том, что ближайший руководитель рабочих (бригадир), покидая кабинет первого главы предприятия, забирает только 30% информации, а руководитель магазина - около 40 %. Связь снизу вверх еще более неэффективна, поскольку власти получают не более 10% информации. Это убедительное свидетельство существующих неиспользованных резервов в организации связи, возможности их качественного улучшения[12,с.38].
Успех коммуникационных процессов органически связан с нормами этического поведения, как со стороны получателя, так и отправителя информации. Также особую роль в эффективности коммуникации играет построение сообщений. При построении сообщения необходимо соблюдать следующую последовательность: от внимания к интересу, от интереса к основным положениям, из них - к возражениям и вопросам, затем к заключению и призыву к действию.
Чтобы избежать ситуации быть непонятым собеседником, следует стремиться к простоте сообщения, использовать словарный состав повседневной речи даже при общении с образованным и проницательным человеком[8,с.37].
Таким образом, в ходе написания первой главы курсовой работы, изучены основные теоретико-методологические основы по теме курсовой работы, в ходе чего были определены основные десять заповедей успешной коммуникации:
- Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание.
- Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.
- Проанализируйте всё физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.
- Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникации.
- Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения.
- Воспользуйтесь возможностями, когда они представляются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя.
- Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация.
- Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра.
- Добивайтесь, чтобы дела установки не противоречили словам.
- Учитесь умению слушать другого.
Следует отметить, что неудовлетворительное состояние внутриорганизационных коммуникаций чревато серьезными последствиями, в частности, психологического характера и для администрации, и для рядовых работников. Принятие решений, инновационная политика, создание благоприятного психологического климата, стимулирование людей - всё это требует детальной информации.
Таким образом, успех коммуникационных процессов органически связан с нормами этического поведения, как со стороны получателя, так и отправителя информации. Также особую роль в эффективности коммуникации играет построение сообщений.
Далее, необходимо рассмотреть и определить основные проблемы коммуникаций в современных организациях на примере Администрации сельского поселения.