Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях (Коммуникации: понятие, цели, виды, основные элементы, коммуникационные барьеры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей, так как коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.

Так, в процессе общения информация передается от одного субъекта другому: субъектами могут быть отдельные лица, группы или даже целые организации. В первом случае общение носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и взаимоотношений от одного человека к другому в устной или иной форме (письменно, жестами, позой, тон голоса, время передачи и т. д.), чтобы получить в ответ желаемую реакцию.

Люди, взаимодействуя друг с другом, со временем формируют и разрабатывают нормы и взаимные ожидания, которые сильно влияют на их будущее поведение. Эти процессы также могут быть вызваны внешним воздействием, в том числе целенаправленным.

Объект  исследования курсовой работы - Администрация сельского поселения, предметом  исследования-особенности системы коммуникаций исследуемого объекта исследования.

Цель курсовой работы - выявить основные проблемные аспекты коммуникаций в современной организации на примере Администрации сельского поселения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задчи следующего порядка:

-изучение понятий «коммуникация» и «межличностная коммуникация»;

-определение путей повышения эффективности коммуникации в трудовом коллективе;

-выявление в администрации сельского поселения существующих недостатков процесса межличностной коммуникации;

-разработка рекомендаций по повышению уровня эффективности межличностного общения.

Методологическую базу исследования составляют научные методы аналогии, экспертных оценок, анализа, прогнозирования, опрос.

Эмпирические основы работы составляют данные официальной отчётности, знания, полученные нами в результате общения с сотрудниками и главой администрации, а также наблюдения и собственные выводы, относящиеся к процессу межличностного общения в данном отраслевом органе местного самоуправления. Кроме того, в состав эмпирической основы работы входят методическая, научная, учебная и справочная литература, а также материалы сети Интернет.


Теоретическая значимость курсовой работы: на основе проведенного анализа показано существенное влияние современных видов коммуникаций, которые влияют на организационную культуру в коллективе, тем самым усиливая значимость межличностных отношений внутри группы.

Структура работы: введение, две главы (теория и аналитика), заключение, список использованной литературы.

1 Теоретические основы коммуникаций как процесса передачи информации в современной организации

1.1. Коммуникации: понятие, цели, виды, основные элементы, коммуникационные барьеры.

Коммуникация, или процесс передачи информации от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации, лежит в основе функционирования любого предприятия и пронизывает все системы управления человеческими ресурсами. Современный руководитель тратит 48 минут каждого часа своего рабочего времени на общение с подчиненными, коллегами, начальством. Таким образом, 80 % его времени уходит на коммуникацию, и от того, настолько она эффективна, во многом зависит эффективность работы всей организации[10,с.17].

Так, организационные коммуникации - это коммуникации, протекающие внутри организации между ее сотрудниками. Организационные коммуникации затрагивают только одну конкретную фирму и включают в себя часть межличностных коммуникаций, которые возникают между сотрудниками данной фирмы[2,с.104].

Цели коммуникаций[8,с.94]:

  • обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления;
  • регулирование и рационализация информационных потоков;
  • создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;
  • совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.

Коммуникации подразделяются на следующие виды:


  • межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;
  • коммуникации на основе письменного обмена информацией.

Межличностные коммуникации - это коммуникации, протекающие между людьми. Межличностные коммуникации могут быть как между сотрудниками одной фирмы, так и между сотрудниками различных фирм, например, фирм-партнеров[2,с.104]..

Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на[9,с.66]:

  • формальные или официальные. Данные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;
  • неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д.

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют[11,с.84]:

  • вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой:

- восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

- нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

  • горизонтальные, между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности этих подразделений.

В тоже время межличностные коммуникации включают в себя организационные коммуникации. Таким образов, преграды, возникающие при межличностных и организационных коммуникациях, по своей сути практически ничем не отличаются друг от друга[3,с.94].

Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает её содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация.

Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуникации, называются коммуникационными барьерами(преградами) [8,с.76].

Различают коммуникационные барьеры макро - и микроуровня.


Макробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом. К таким барьерам относятся[12,с.32]:

  • перегрузка информационных сетей и искажение информации;
  • потребность во всё более сложной информации;
  • интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных языков и т.п.

Микробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах.

К ним относятся:

  • отношение источника (отправителя) информации к получателю (адресату);
  • отношение адресата к источнику информации;
  • восприятие получателем информации многозначных слов;
  • отсутствие обратной связи.

Все преграды, возникающие в процессе межличностных и организационных коммуникаций также можно представить в виде схемы (рис.1).

Затрудняют коммуникации также предвзятые представления людей, отвергающие новые идеи в силу их новизны, кажущейся с первого взгляда сомнительной или в силу устойчивого мнения, порожденного определенными условиями (стереотипы) [8,с.38].

Рисунок 1 - Преграды, возникающие в процессе межличностных и организационных коммуникаций[5,с.92]

В результате искажается восприятие сообщения, замедляется и искажается процесс обратной связи, снижается результативность данного сообщения[11,с.32].

1.2. Особенности межличностных коммуникаций в современной организации

Следует отметить, что межличностная коммуникация – это процесс обмена сообщениями и их интерпретации двумя или более лицами, вступившими в контакт друг с другом[7,с.44].

Так, эффективное общение по ряду причин очень важно для успешного управления как организационной системой в целом, так и ее частными подсистемами[5,с.62]:

Во-первых, решение многих управленческих задач основано на непосредственном взаимодействии людей (начальника с подчиненными, подчиненных друг с другом) в рамках различных событий.

Во-вторых, межличностное общение может быть лучшим способом обсуждения и решения проблем неопределенности и неопределенности.

Эффективность управления человеческими ресурсами во многом зависит от способности достичь взаимопонимания в общении, грамотной, культурной работе с информацией.


Основной формой общения в организации, несмотря на появление альтернативных электронных средств, является личное общение.

В общении два типа общения, две формы передачи информации переплетаются: вербальный (речевой) и невербальный.

В свою очередь, устное общение делится на устное (конференции, встречи, презентации, групповые дискуссии, неформальные беседы) и письменное (письма, меморандумы, отчеты, правила и процедуры, приказы, электронная почта) [10,с.43].

В контексте межличностного общения я считаю необходимым рассмотреть общие черты форм вербального и невербального общения индивида как такового, а не описывать их, перечисляя преимущества и недостатки вышеупомянутых методов общения в рамках данного тип (устный, письменный).

Как индивидуальный вкладчик, прежде всего индивидуальность, личность. Корни поведения, которые следует искать в поведении личности

Коммуникативная личность - самая главная составляющая личности, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования[11,с.114].

  • Вербальная коммуникация.

Вербальное общение является наиболее исследованной формой человеческого общения. Кроме того, это самый универсальный способ передачи мысли. Сообщение, созданное с помощью любой другой системы знаков, может быть «переведено» на устный человеческий язык.

Механизм воздействия слова на человека основан на взаимодействии слова со знанием, вызванным прошлым опытом человека и зафиксированным в его памяти. Знания могут быть представлены как существующие в разных формах[7,с.88]:

- знание в бессознательной форме;

- осознанные знания, на которые можно выделить рациональные, эмпирические, сенсорно-эмоциональные (эмоции, впечатления), невербальные знания (образные, двигательные), вербальные знания (слова и их значения).

В соответствии с разными формами познания существуют разные способы воздействия слова на человека. Слово может оказать большое влияние на подсознание, определяя слова и действия, хотя во многих случаях оно не осознается.

Слова могут влиять на чувства и эмоции человека как по звучанию, так и по значению. Сильнее всего слово влияет на интеллект, разум, сознание. Эффект обусловлен тем, что происходит взаимодействие значения воспринимаемого слова с прошлым (в том числе рационализированным) человеческим опытом, зафиксированным в его памяти[7,с.94].

Коммуникатор использует это слово для передачи информации получателю, и последний, имея такое сообщение, может воссоздать общие, особые и глубокие значения слова, проанализировать его, сделать предположения о намерениях коммуникатора, его целях и планах. [11,с.38]