Файл: Факторинг как форма кредитования (Понятие, виды факторинга, этапы оформления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 1399

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выгодой для предприятия кредитора является возможность возвратить в свой оборот денежные средства от предприятия должника в короткие сроки. Использование этих сумм в обороте дает возможность дополнительно зарабатывать доходы на них в соответствии с уровнем рентабельности работы предприятия и минимизирует влияние финансовых рисков (инфляция и риск изменения нормы прибыли на рынке ссудного капитала). При заключении факторинговой сделки важно правильно сделать расчеты и не забыть предусмотреть начисление процентов по сумме долга. В связи с этим применим факторинговую сделку для предприятия. Для этого будем использовать методику оценки эффективности факторинговой сделки с учетом основных, постоянно действующих финансовых рисков, таких как: риск изменения нормы прибыли на рынке ссудного капитала, риск инфляции.

«Факторинг – это достаточно специфическая услуга, однако, тем не менее, достаточно распространенная. Суть услуги заключается, что вместо обычной двухсторонней сделки поставщик–покупатель заключается трехсторонняя, к которой появляется еще одна сторона – так называемый фактор (банк или другое финансовое учреждение). После того, как поставщиком отгружен товар и в банк предоставлены все отгрузочные документы, фактор оплачивает поставщику деньги в размере до 95% того, что поставщику должен покупатель. То есть суть услуги сводится к тому, что поставщик получает свои деньги сразу, а покупатель фактически платит не поставщику, а банку» [14].

Факторинг – услуга очень распространенная, так как она обеспечивает большую финансовую безопасность при расчетах между поставщиком и покупателем. За осуществление такой услуги банк берет определенные комиссионные в размере установленного процента от суммы сделки. Однако процент этот достаточно небольшой, поэтому многие предприниматели используют факторинг в своей деятельности.

Можно рекомендовать банку разработать и приступить к реализации схемы факторинговой операции, направленной на оптимизацию финансовых потоков и сокращение финансовых рисков. По этой схеме предприятие (продавец) передает кредитному учреждению права требования по дебиторской задолженности, которая связана с поставками товаров и услуг. «В свою очередь кредитное учреждение должно частично оплачивать товары и услуги в тот период времени, когда предприятие поставило их своим покупателям, а окончательные расчеты – после поступления финансов от должника в кредитное учреждение» [23]. Преимуществами факторинга для предприятий являются положения, указанные в таблице 8.


Таблица 8.

Преимущества факторинга для предприятия.

Покупатель

Продавец

Товарный кредит с отсрочкой платежа до 60 дней

Схема позволит получить от 50 до 80% от стоимости отгруженного товара сразу после поставки

Отсрочка платежа повысит эффективность использования оборотных средств предприятия

Потери, в случае задержки платежей со стороны покупателя, сводятся к минимуму

Устраняется риск приобретения товара низкого качества, так как появляется возможность возврата товара даже после его оплаты

Усиление контроля за оплатой долгов покупателей

Не берётся кредит в Банке для приобретения товара по предоплате или при оплате факту поставки

Можно предоставлять своим покупателям отсрочку платежа по оплате товаров

Возможность своевременного расчёта со своими поставщиками

Не прибегаете к получению кредита как в случае предоставления отсрочки по оплате товаров без использования факторинговых схем

Преимущества факторинга для обоих сторон:

Можно увеличить товарооборот и ускорить оборачиваемость оборотных средств

Можно более эффективно планировать денежный оборот своего предприятия

Разветвлённая сеть филиалов Банка позволит расширить географию деловых контактов

«Документы, которые необходимы для оформления факторинговых операций, представлены:

  • юpидичecкими дoкyмeнтами пpeдпpиятия (свидетельством о регистрации, учредительными документами, пoлнoмoчиями пpeдcтaвитeля нa зaключeниe определенной cдeлки);
  • финaнcoвыми дoкyмeнтами пpeдпpиятия (балансом, отчетом о финансовых результатах, расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженности, оборотами по расчетному счету и кассе);
  • договорами продажи (пocтaвки) между продавцами и покупателями;
  • отгрузочными документами (накладными и счет–фактурами), подписанными покупателями и скрепленными печатью (штампом), на основе, которых переводится на расчетный счет договорная сумма» [23].

Основными условиями факторинговой сделки являются:

  • наличие в договоре поставки раздела, который оговаривает расчеты лишь финансовыми средствами через определенный срок;
  • аванс поставщику – 50-80 % от стоимости поставленных товаров;
  • факторинговая комиссия – 3,55 % от стоимости поставленных товаров;
  • кредитное учреждение устанавливает общий лимит финансирования под уступленные организацией требования, а также определяет лимит финансирования для каждого определенного дебитора.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

  • факторинговая компания (фактор-банк) – специализированная организация, получающая счета-фактуры у своих клиентов (кредиторов, поставщиков);
  • клиент (кредитор, поставщик товара);
  • заемщик (предприятие) – фирма, являющаяся потребителем товара.

«Схема проведения факторинговых операций включает следующие этапы:

  • компания предоставляет фактор-банку реестр счетов-фактур;
  • банк оценивает риск неплатежей, заключает договор факторинга, в соответствии с которым выдает средства в среднем от 70 до 90 % суммы счетов, что позволяет компании продолжить свою деятельность;
  • банк уведомляет покупателей о том, что право требования перешло к нему;
  • по окончании сроков платежей банк производит окончательный расчет с контрагентом по договору факторинга. Оставшуюся часть суммы (за минусом комиссионного вознаграждения и процентов за кредит) банк оплачивает после поступления средств от плательщика» [24].

По просьбе должника банк обязан предъявить ему договор факторинга (п. 2 ст. 830 ГК РФ). Так, например, АО «АЛЬФА-БАНК» для заключения договора факторингового обслуживания поставок будет выставлять дополнительные требования к клиенту:

  • компания-поставщик зарегистрирована и работает не менее одного года;
  • поставщик ведет учет своей деятельности и составляет отчетность в соответствии с законодательством РФ;
  • договором поставки товаров или оказания услуг предусмотрена безналичная форма расчетов, а отсрочка платежа не превышает 120 календарных дней;
  • сотрудничество поставщика и дебитора должно осуществляться на условиях систематичности поставок и иметь долгосрочную перспективу.

Рассмотрим основные условия факторинговых операций в таблице 9.

Таблица 9.

Характеристика условий осуществления факторинговых операций.

Условия

Характеристика

Срок

Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа

Сумма

Размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента

Размер аванса

90 % от стоимости поставленного товара

Валюта финансирования

RUS

Процентная ставка

18%

Факторинговая комиссия

3 % от стоимости поставленного товара

Время

Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара

Обеспечение

Не требуется

Погашение

В день фактической оплаты дебитором поставленного товара

Оформление выдача

Выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры

Длительность

Факторинговое финансирование продолжается бессрочно

Сервис, дополнительные услуги

Управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и многое другое


По данной схеме предприятие (например, ООО «Виктори») передает ПАО «АЛЬФА-БАНК» права требования по дебиторской задолженности, связанной с поставкой товаров и услуг. В свою очередь ПАО «АЛЬФА-БАНК» обязуется частично оплатить товары в тот момент, когда предприятие поставило их своим клиентам, а окончательный расчет – после поступления средств от должника в банк.

2.4. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРИНГА НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА

Реализация факторинга потребует определенных текущих расходов. Расчет расходов представлен в таблице 10.

Общая сумма расходов на внедрение факторинговых услуг составит 2049,0 тыс. руб. в месяц. Годовые затраты составят 24588,0 тыс. руб.

В деятельности многих предприятий существуют проблемы с взиманием оплаты за товар от недобросовестных клиентов [5]. Например, у предприятия ООО «Виктори» (производство кулинарных изделий) сумма по таким высоко рисковым счетам в 2019 году составила 4841 тыс. руб. Поэтому руководителю ООО «Виктори» рекомендуется использовать факторинговую систему, которая дает 100,0 % гарантию оплаты 90,0 % от суммы счета.

Таблица 10.

Финансовые затраты на внедрение факторинга, за 1 месяц.

Перечень расходов

Цена за

единицу, руб.

Количество,

шт.

Всего,

руб.

1) Рекламные услуги:

155600

1.1) Рекламные баннеры:

816000

изготовление баннера

54000

4

216000

размещение баннера по городу

150000

600000

1.2) Печатная реклама

740000

- буклеты

200

2500

500000

- размещение баннера на Интернет портале, на различных сайтах

30000

8

240000

2) Оплата труда эксперта по факторингу

150000

1

150000

3) Страховые платежи в ПФР, ФОМС, ФСС, 30% от оплаты труда

45000

1

45000

4) Материально-технические затраты:

298000

- компьютер

190000

1

190000

- канцелярские принадлежности

-

5000

- телефон

3000

1

3000

- прочие

-

100000

Итого

2049000


Суммы просроченных задолженностей трех основных дебиторов ООО «Виктори» указаны в таблице 11.

Таблица 11.

Суммы просроченных задолженностей ООО «Виктори», тыс. руб.

Дебитор

Сумма задолженности

ООО «Даймос»

1384,0

ООО «Восток-Мебель»

1405,0

ООО «Девелопмент»

2052,0

Итого

4841,0

Воспользовавшись факторингом ООО «Виктори» получит через 2–3 дня – 3439,951 тыс. руб. Сумма финансирования определялась по формуле [14]:

Ф = А – ФК – КРф – ФС, (1)

где Ф – сумма финансирования;

А – размер аванса (90 % от стоимости поставленного товара);

ФК – факторинговая комиссия (3 % от размера аванса);

КРф – стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования поставщика (18 % от размера аванса);

ФС – фиксированный сбор за обработку документов по поставке (200 руб. за документ).

Ф = 4841 ⋅ 0,9 – 4841 ⋅ 0,9 ⋅ 0,03 – 4841 ⋅ 0,9 ⋅ 0,18 – 2,0 = 4356,9 – 130,7 – 784,2 – 2,0 = 3439,951 тыс. руб.

При этом АО «АЛЬФА-БАНК» получит следующие платежи:

  • фиксированный сбор за обработку документов по поставке в сумме 20000 руб. (200 руб. за документ ⋅ 100 документов);
  • стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования поставщика в сумме 784,242 тыс. руб. (4841 ⋅ 0,9 ⋅ 0,18);
  • комиссия за финансовый сервис в сумме 130,707 тыс. руб. (4841 ⋅ 0,9 ⋅ 0,03).

Сумма платежей составит 916,949 тыс. руб. Следует отметить, что у некоторых клиентов АО «АЛЬФА-БАНК» существуют подобные проблемы (как у ООО «Виктори»).

В таблице 12 представим суммы, которые данным предприятиям должны покупатели их продукции (по данным финансового отдела банка).

Таблица 12.

Величина задолженности перед предприятиями, тыс. руб.

Дебитор

Сумма задолженности

ООО «Энерго»

11520

ООО «Крайгаз»

8563

ООО «Консалтинг»

7452

ООО «Дефис»

9210

ООО «ДВС»

8841

ООО «Исток»

7736

ООО «Светоч»

6894

ООО «Северные ветры»

10520

ООО «Дальпласт»

14494

ООО «Дальневосточный поставщик»

16470

ООО «Столичный товар»

12589

ООО «Даймос»

22016

ООО «Норд»

8451

ООО «Веселый мир»

8322

ООО «Караван»

6580

ООО «Группа компаний АЛЛ»

7401

ООО «Савушкин Хуторок»

18560

Итого

185617