Файл: Аппарат государственной власти (Понятие аппарата государственной власти (механизма государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Понятие государственных органов

Первичным, самым элементарным звеном механизма государства является государственный орган как учреждение, которое выполняет государственные задачи и наделено определенными властными полномочиями. В качестве такового сегодня выступают парламенты, министерства, управления, департаменты, органы прокурорского надзора, арбитражные суды, налоговые инспекции и так далее. При всем их многообразии можно указать на несколько их особенностей:

1. Их деятельность направлена на ублажение общественных (публичных) интересов, в результате чего они выступают от имени государства или его части (субъекта федерации, населения административно-территориальной единицы). Их деятельность имеет некоммерческий характер, направлена не на получение дохода (прибыли) или других выгод, а не реализацию общего блага.

2. Порядок их формирования и деятельности непосредственно определен нормативными правовыми актами (конституцией, законами, подзаконными актами). В частности, им присущи государственно-распорядительный порядок образования, реорганизации, ликвидации. Гос. органы образуются не путем добровольного волеизъявления учредителей (пайщиков, акционеров, членов общественной организации), а по воле государства – например, в результате приказа органа выше. Действовать они могут по принципу: можно только то, что указано соответствующим нормативным правовым актом (в отличие от граждан, которые в большинстве случаев действуют по принципу: можно все, что не запрещено законом).

3. Государственные органы занимают категорически определенное место в управленческой иерархии. Каждый из них, с одной стороны, отчитывается и контролируется вышестоящим органом, а с другой – контролирует стоящие ниже государственные органы.

4. Деятельность этих органов обладает публично-властным характером и оформляется в основном в виде официальных юридически значимых решений. Большая часть из них подлежит опубликованию. Лишь в незначительной мере используют устные решения и приказы.

5. Деятельность граждан в составляющей этих органов преимущественно носит профессиональный и в силу возмездный характер.

Для госучреждений, относящихся к неспецифической («невластной») части госмеханизма, то есть для государственных хозяйственных организаций, социально-культурных учреждений, относятся те же самые признаки, кроме последних, они не имеют власти в руках. Такого рода властные правомочия, связанные в частности, с обеспечением служебной дисциплины, могут быть только у органа управления социально-культурным учреждением или организацией – директора, управляющего и так далее, причем только в рамках этого учреждения.


Применительно к понятию «госорган» особый интерес представляет научная трактовка категории «компетенция». В самом общем виде компетенцию можно определить как возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел. Будучи сложным явлением, она состоит из элементов двоякого рода. К собственно компетентным элементам относятся: а) нормативнo установленные цели, б) предметы ведения как юридически определенные моменты, в) полномочие власти как гарантированая законом мера принятия решения и совершение действия. Сопутствующие элементы являются ответственностью за их невыполнение. Без неё компетенцея теряет публичную и правовую обеспеченость с помощью разных средств.

Таким образом, «госорган»  – это самостоятельное звено механизма государства, создается в установленном законном порядке, обладает установленной законом структурой, действует на основе соответствующего нормативного акта во взаимодействий с другими его звеньями в реализации функций государства, в рамках установленной для них компетенций.

Некоторые авторы, опираются на предложенные классификации, делят рассматриваемое формирование на публичные и властные органы и должностные лица. Это неверно, на наш взгляд, представленное порождено неточностью определения статуса Президента РФ ныне уже утратившим силу Законом РСФСР от 04 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР», которые именовали его высшим должностным лицом РФ (ст. 121-1 Конституции РФ 1978 года в последующей редакции). Действительно, должностное лицо обладает самостоятельными полномочиями, производные от компетенций тех органов публичной власти, от имени которых он выступает. А Президент России, несмотря на его единоличный статус, является орган государственной власти.

По способу возникновений они делятся на первичные и производные. Первичные органы государства никаким другим органам не создаются. Они либо возникаются в порядке наследований, либо избирают по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателя. Поэтому, их объединяет то, что они никем не созданы. Производные же органы создают первичные органы, которые и наделяются их властными полномочиями. К ним относятся исполнительные и распорядительные органы, органы прокуратуры и так далее.

По объему властных полномочий органы государства классифицированы на высшие и местные. Но ведь не все местные органы являются государственны (например, органы местных самоуправлений). Высшие органы государства наиболее полные и олицетворяются в государство и власть, распространяются на территорию всего государства. Следует иметь в виду, что в обычных государствах есть 1 уровень высшего органа, а в федеративных – 2: федеральный высший орган и высший орган субъекта федераций. Местные органы государств функционируются в пределе территорий каких-либо административно-территориальных единиц (графство, округ, коммуна, уезд, провинция и другие), их полномочия распространены только на этих местностях. Существует несколько уровней местного органа, в зависимости от административного и территориального делений государства.


По широте компетенций выделен орган государств общей и специальной компетенций. Орган общей компетенции в пределе своих полномочий принимают решение по абсолютно любому вопросу (Фед. собрание, Правительство). Например, правительство, исполняет закон, активно участвует в осуществлении всех функции государства. Орган специальной (отраслевой) компетенции специализирован на выполнении какой-то единой функции, одних видов деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства по способу формирования бывают выборные и назначаемые.

Избираемые органы формируют путем избрания их гражданином или другими выборными лицами и органами на нужный срок. Важнейший принцип этих процедур – принцип свободных выборов и переодическая сменность состава выборов и органов власти. Гарантия прав выборных лиц – сложная процедура привлечений их к ответственности, называется в законе иммунитетом.

В отличии от выборов, назначенные в органы публичной власти претенденты зависят от воли назначающих их лиц или органов, которые, как правило, лишенные возможности свободы выборов кандидата. Поэтому при назначении выдвигается наиболее жесткие, чем при выборах, профессиональные знания, повышенные ответственности этих лиц, компенсируемые отсутствием ограничения на срок пребываний в должностях.

В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Федеральная таможенная служба России является органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела.

Вместе с этим эти деления государственного органа «по трём властям» являются неполными и нуждаются в уточнениях:

· Первое - существенное место в государственных механизмах занимают главы государств, в частности, президенты, которые в современном государстве (например, в России) находится вне системы разделений власти, координирует и согласовывает деятельности всех ветвей власти;

· Второе - нельзя упускать из вида орган надзора и контроля. Их выделения в науке не считаются бесспорными. Тем не менее, в некоторых странах их существования не вызывает сомнений.

К их числу относятся органы конституционного надзора, уполномоченные по правам человека (омбудзмены), прокуроры и так далее. Их деятельности состоят в проверках соответствий действий и актов государственного органа, должностных лиц, с точки зрения закона, а иногда и обоснования (т.е. целесообразия). О выявленном нарушении докладывается соответствующему органу (парламенту, правительственным органам и т.п.)


В некоторых странах они уполномочены давать указания (предписания) об устранении выявленного нарушения и даже привлечь, например, к материальной ответственности виновного должностного лица.

2.2 Классификация государственных органов

Классификации органа государств можно проводить по различному основанию, наглядно это видно на приведенных выше схемах.

По способам возникновений они делятся на первичные и производные. Первичный орган государства никакими другими органами не создаётся. Он может быть образован таким способам: либо в порядках наследований (наследственная монархия), либо путем избраний в установленных порядках, при этом получает властные полномочия от избирателя (представительный орган). Производный орган в свою очередь создаётся первичным органом, который и наделяет их властным полномочием. К ним относится исполнительный и распорядительный органы, органы прокуратуры и так далее.

По объемам властного полномочия органы государства классифицируются на высшие и местные. Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства. Местные же органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широтам компетенций выделяются орган государства общей и специальной компетенции. Орган общих компетенций направлен на решения широких кругов вопросов. Пример, правительства, исполняют закон, активно участвуют в осуществлении всех функции государств. Орган специальных (отраслевых) компетенций специализирован на выполнение каких-то одних функций одних видов деятельностей (министерства по финансам, министерства по образованию).

По порядкам принятия решений (по порядкам осуществлений компетенции) органы разделены на коллегиальные и единоличные (единоначальный). К коллегиальному органу можно привести парламент, к единоличному же - президента.

Также, органы государства бывают выборные и назначаемые.

Кроме всего перечисленного выше, выделены еще и классификации по сроку полномочия. Тут орган государства разделяется на постоянных и временных. Постоянный орган создаётся без ограничений сроков своих действий, ну а временный - для выполнения краткосрочной задачи и достижения краткосрочной цели.


В структурах государственного органа выделяются еще и правоохранительный орган, который включает орган правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.

На механизмы государства и классификации его высшего органа непосредственные влияния оказывают принципы разделения власти, в соответствие с которыми создаётся законодательный, исполнительный и судебный органы. Классификации по принципам разделения власти, как я считаю, самые существенные из всех, поэтому я бы хотела оговорить ее наиболее детально в следующей главе.

Исполнительные органы. В современном мире по конституции различных стран исполнительная власть принадлежит либо президенту и правительству, либо только президенту, либо только правительству.

Исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственных властей, имеющая универсальные, предметные и организующие черты и направлена на обеспечения исполнений закона и других актов законодательной власти.

Орган исполнительной власти или, как их часто называют, орган государственного управления на самом деле просто органы, осуществляющие государственный контроль. Они управляют вспомогательным государственным учреждением, которое входит в аппараты управления, и осуществляют подготовку, принятия и реализации актов управления.

Главные назначения исполнительного органа - исполнение закона, его реализация. В подчинение исполнительной власти находятся большие силы - чиновничьи аппараты, "силовое" министерство и ведомства.

Но орган исполнительной власти не ограничивается только исполнением закона. Он занимается так же распорядительной деятельностью, что требуется для осуществление исполнительской задачи, издаёт нормативные акты во исполнение закона. Также, орган исполнительной власти обладает самостоятельными нормотворческими привилегиями, выходит за границу исполнительной и распорядительной деятельности по применению закона. Глава государства, правительство, министры могут издавать нормативные акты, регулирующие важные сферы в жизни. Нередко такой акт имеет не меньше, а больше, чем закон, значение.

Президент - глава исполнительной власти, обладает широким административным полномочием в отношение своего правительственного аппарата.

Президент служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Его полномочия распространены на всю сферу внутренней и внешней государственной деятельности.